Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Борьба украинцев против ассимиляторских мероприятий, за сохранение национальной культуры




Культура Украины первых лет советской власти

Культура советского периода – это культура семидесятилетнего периода. Она сложна, противоречива и нужен серьезный анализ ее удач, поражений, ошибок и исканий.

Украинская культура советского периода включает в себя:

официально-признанную культуру, т.е. собственно советскую культуру (которая поддерживалась и финансировалась государством);

культуру оппозиции (т.е. находящуюся в «тени», часто преследуемую, например в к. 20-30 г.г. или в 60-е годы). Оппозиция – (от лат. oppositio) – противодействие, сопротивление, противо- поставление своих взглядов, политики другим взглядам и политике.

зарубежную культуру

а) культура украинцев, проживающих вне Советской Украины (в 20 – 30-е годы) (ГаличинаПольша, БуковинаРумыния, ЗакарпатьеЧехословакия.

б) культуру диаспоры

Диаспора – (от греч. рассеивание) – пребывание значительного количества народа за пределами страны его происхождения.

36.Украинизация 1920 – 30-х гг. и её свёртывание советской властью

УКРАИНИЗАЦИЯ – одна из региональных форм коренизации – была методом реализации советской политики национального строительства. Как уже говорилось, направления украинизации отражали четыре основных признака сталинского определения нации: общность территории, общность языка, общность экономической жизни и общность психического склада, проявлявшаяся в общности специфических особенностей национальной культуры.

В 1920-1930-Е ГГ. СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЛИК Украины сильно изменился. Предусмотренная курсом коренизации политика выравнивания экономического уровня республик дала свои плоды. Бурное экономическое развитие, ставшее возможным благодаря большевистской индустриализации, приводило к изменению национального облика рабочего класса и городского населения Украины.

С другой стороны, повысился спрос на высококвалифицированные кадры, что в условиях коренизации способствовало количественному росту украинской интеллигенции.

Украинизация, по замыслу ее творцов, должна была способствовать росту национального, но при этом непременно советского образованного слоя. Предполагалось использовать старые кадры, доказавшие свое лояльное отношение к новой власти, а параллельно воспитывать новое поколение украинских ученых, писателей, художников и т. д.

Украинизация образования и науки, всей культурной жизни республики требовала большого количества специалистов. Поэтому 6 августа 1925 г. комиссия по украинизации Политбюро ЦК КП(б)У специально рассматривала вопрос об использовании украинской интеллигенции из Восточной Галиции. Было решено выявить «все способные к работе силы и использовать их» в УССР

Чтобы повысить авторитетность проводимой коренизации, в 1924 г. украинское руководство позволило возвратиться на родину М.С. Грушевскому. С его помощью украинское партийное руководство демонстрировало серьезность своих намерений в деле строительства национальной культуры и внесло раскол в ряды убежденных противников советской власти, прежде всего в эмигрантской среде.

Таким образом, в ходе украинизации была заложена основа для формирования этнической республиканской элиты, включавшая, помимо партийных функционеров и управленцев, представителей научной и творческой интеллигенции.

Как справедливо замечают украинские специалисты, в результатеукраинизации изменилась мотивация использования украинского языка: если раньше она носила в основном культурный характер, то теперь появился и политический аспект.

Действительно, национальная принадлежность стала одним из условий успешной карьеры. Чтобы занять определенную должность или положение, следовало знать украинский язык, а еще лучше – быть украинцем по происхождению. Все это приводило к тому, что формирующаяся бюрократия, фактически монополизировавшая право на формирование низшего и среднего звена республиканского аппарата управления, приобрела национальный характер. Интересы именно этой национал-бюрократии и выражал в конце 1920-х гг. молодой экономист М.С. Волобуев, отстаивавший приоритет украинских государственных и хозяйственных органов в управлении республикой.

37.Вклад Киево-Могилянской Академии в развитие образования Украины

Большую роль в формировании общественно-политической мысли середины XVIII в. играла основанная в 1632 г. Киево-Могилянская академия, первое в истории Украины высшее учебное заведение. У ее истоков были И.Борецкий (первый ректор Киевской братской школы),Мелетий Смотрицкий (известный ученный, полемист), П. Могила - митрополит Киевский.

Сохранив гуманистические и образовательные традиции братских школ, она в то же время своей структурой, содержанием учебных программ, уровнем обучения отвечала требованиям европейского высшего образования. П.Могила ввел как язык преподавания латынь, что открыло перед Украиной духовное богатство западноевропейской культуры, основанной на латинском языке, и тем самым приблизил Украину к Европе.

 

Один из фундаторов Киевской академии - П. Могила (1596 - 1647), имя которого получила академия после его смерти. Общественно-политические взгляды П.Могилы сложные и противоречивые, Так, он развивал идею верховенства православной церкви, что можно понять: в условиях, когда власть на Украине принадлежала польскому королю, была чужда народу, единой властью, противостоящей королевской, была власть православной церкви. С другой стороны, он высказывал мысль, что идеальный государь - это сильный православный царь, верный Богу, от которого получил власть и перед ним отчитывается. Как и европейские гуманисты, П. Могила призывал государя быть "отцом на троне, опекуном подданных, который сам себя ограничивает собою установленными законами и добродетелью".

Определенный вклад в развитие политической мысли сделал ученик П. Могилы Иннокентий Гизелъ (ок. 1600-1683). Гизель был сторонником ориентации на Москву, поэтому Богдан Хмельницкий посылал его несколько раз с поручениями к царю Алексею Михайловичу, он участвовал в переговорах с Москвой в 1654 г.

38. Украинская культура в 30-е годы ХХ в.

" Культурная революция " - одна из трех составляющих разработанного В. Лениным плана построения социализма в СССР (индустриализация, коллективизация, культурная революция). Суть ее составляли преобразования в области культуры, прежде всего, в народном образовании для превращение СССР в " страну всеобщей грамотности" для кадрового обеспечения индустриализации. Имела целью сформировать " новой социалистической культуры". Сопровождалась разрушением " старой буржуазной культуры": уничтожением культурных ценностей, не соответствующих осуществлению задач пролетариата, насаждением атеизма, разрушением храмов, истреблением духовенства, буржуазной интеллигенции и т.д.Украинизация - политика большевиков в области культуры в 20 -е гг, направленная на распространение украинского языка в различных сферах общественной жизни" Репрессированные Возрождение " - период уничтожения украинской интеллигенции (писателей, поэтов и т.д.) в 30 -е годы

39.Образование, высшая школа, наука Украины 30-х гг. ХХ в.

в 20 - 30-е годы в Украине существует-вала самостоятельная концепция и модель образования, построенная по материальным подходом, которая отмечалась эф-ность, экономичностью, прагматизмом. Приходится, что унификация системы образования в Украине в 30-х гг. по российскому образцу привела к существенным негативным последствиям. Делается вывод, что опыт следует учитывать в настоящем и стараться избегать механического копирования и переноса мировых образовательных достижений в украинской образовательную среду.

Возрождение и обновление национальной системы образования невозможно без изучения и учета прошлого опыта, особенно периода 20 - 30-х гг. В то же время за последние 10 лет в Украине не выделяются для образования и науки средства, которые позволяли бы успешно развиваться образованию и науке. В результате этого Украина, которая до 1990 года была одной из первых по уровню образованности в мире, опинила-ся сегодня, по данным ООН, в четвертом десятке стран, отставая от большинства европейских стран, в том числе России, Беларуси, Литвы, Эстонии

конце 1920-х годов единая трудовая школа в Украине об-межувалася семилетку и состояла из первого (I - IV классы) и второго (V - VII классы) концентров. Единая трудовая школа имела семь различных вариантов. В городах функционировали обычные городские, индустриализацией и фабрично-заводские семилетки. В сельской мест-ности - обычные сельские, агрономизовани семилетки, а также школы сельской молодежи, в 1930 г. были преобразованы в школы колхозной молодежи. После семилетки шла про-сийну школа (3 - 4 года), которая давала ученикам среднее образование на уровне десятилетки и жаре Реалии по определенной специальности. Далее обучение можно продолжить в высшей школе - техникумах (3 года) и институтах (4 года).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.