КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Третья - стадия урегулирования конфликта
Основные стадии и уровни политического конфликта
В современной научной литературе анализ практического протекания конфликта проводится через рассмотрение основных стадий (этапов) его развития. Согласно наиболее часто встречающейся точке зрения, политический конфликт в своем развитии проходит три обязательных стадии: - первая - стадия зарождения конфликта; - вторая - стадия фактического применения силы или стадия практических действий; Первая (латентная) стадия. Особенность этой стадии - в ее относительной скрытности, внешней незамеченности обществом, невлиятельности на общие процессы социально-политического развития. Начинается первая стадия конфликта с осознания субъектами наличия противоречия. Обострение же этого противоречия, переход его к «различию» или даже «противоположности» вызывает политическую напряженность - конкретную конфликтную ситуацию. В самом общем плане предпосылками напряженности могут быть следующие: 1) когда субъект социально-политической жизни начинает явно осознавать расхождение между провозглашаемыми (в основном, властвующими структурами или политическими лидерами) социальными ценностями, идеалами и реально достигнутым (достигаемым) 2) когда субъект политики начинает по мере развития ситуации осознавать, что дальнейшее удовлетворение его коренных социальных интересов по сравнению с функционирующей действительностью находится под реальной угрозой срыва или полной невозможности 3) когда первоначально даже незначительная часть субъектов политики уже не может реализовать свои интересы в новых социально- политических условиях общества, и они начинают «стихийную» борьбу; 4) когда ошибки, просчеты, а иногда и преступления со стороны властвующих структур на всех уровнях (необоснованное введение чрезвычайного положения, неправомерное или чрезмерное применение силовых методов и средств и др.) вызывают общее недовольство, а затем и острую социальную напряженность, Возникновению политической напряженности может способствовать и неадекватная реакция властей на возникшие объективные обстоятельства. В частности, социально-политической наукой отмечается, что нерешительность, а порой и беспомощность властей во время стихийных бедствий (авария, землетрясение, наводнение и т.д.) в дальнейшем вызывают подозрительность, настороженность и недоверие к ним. Это же, как правило, выливается в лучшем случае в "мирное», но негативное отношение во время очередных выборов, а в худшем - в стихийные выступления с возможным применением насильственных средств. Более конкретными «индикаторами» наличия политической напряженности в стране являются: а) в эмоционально-психологической области: распространение настроений неудовлетворенности существующей ситуацией в той или иной жизненно важной сфере общественной жизни; утрата доверия к функционирующей власти, снижение авторитета власти и власти авторитета; массовое появление ощущения опасности, широкое хождение пессимистических оценок будущего, всевозможных слухов; б) в области конкретных действий: стихийный массовый ажиотаж, граничащий с паникой, проявляемый в повышенном спросе и чрезмерной скупке товаров и продуктов с целью создания запасов на «черный день» и т.п.; увеличение количества и интенсивности актов В это субъективное действие входит следующее: Первое. Осознание и анализ своих интересов, являющихся основой дальнейшей борьбы. Этот анализ может дать двоякий результат: осознание реально существующих, но ущемленных либо просто искаженных противоположной стороной интересов, в результате неправильного понимания. Впрочем, неправильное понимание своих интересов может быть допущено и самой анализирующей стороной Второе. Выявление реально существующих проблемных препятствий на пути удовлетворения своих интересов и соответствующий анализ этих препятствий для определения их адреса. Следующим немаловажным действием латентной стадии конфликта является проведение противоборствующими сторонами анализа соотношения сил и средств, потенциала своих возможностей. Результаты этого анализа во многом определяют цели, методы, средства борьбы, возможные формы их осуществления, стратегию и тактику будущих конфликтных действий. Большую значимость имеет объективность проведения данного анализа. Недооценка своих сил и возможностей может, с одной стороны, в дальнейшем способствовать более быстрому от намеченного срока достижению поставленных целей, а с другой - необоснованно увеличивает расходы, людские и материальные ресурсы. Переоценка же сил и возможностей может порой привести к непоправимым последствиям: в худшем случае - цели не будут достигнуты и переоценившая свои силы и возможности сторона потерпит поражение; в лучшем случае - неизбежны затягивание времени реализации целей и увеличение людских и материальных потерь. И, наконец, заключительное действие (событие) первой стадии развития политического конфликта - это запугивающие демонстрационные действия одной из сторон, носящие, как правило, провокационный характер. Нередко эффективно проведенные эти действия могут стать решающими в создавшейся конфликтной ситуации и даже свергнуть ее, подводя конфликт сразу к стадии урегулирования. Например, проведенные СССР в конце 1970-х гг. в пограничных с Китаем районах крупные военные учения (как сухопутных войск, так и ВМФ) оказали «давление» на китайское руководство и после первых вооруженных акций против Вьетнама оно отказалось от дальнейших широкомасштабных военных действий.
Ответные действия второй стороны - это уже начало второй (открытой) стадии, характеризующейся оформленной определенностью позиций и целей сторон и практическими действиями друг против друга. Первая стадия играет особую роль (если не сказать - решающую) в развитии конфликта. Основываясь на субъективно-рефлексивных и практических действиях по подготовке решающей (в практическом плане) стадии конфликта, именно она определяет дальнейший ход развития событий и выявляет возможные методы урегулирования конфликта - разрешения противоречия. Необходима отметить также, что значимость латентной стадии заключается и в том, что во время происходящих процессов рефлексии конфликта может быть достигнуто «досрочное» его урегулирование, основанное на осознании: отсутствия видимого противника; недостаточности имеющихся сил и средств для ведения борьбы; неблагоприятной общей общественно-политической ситуации и т.д. Безусловно, подобное урегулирование конфликта, зачастую, носит временный характер. С накоплением сил и средств, с изменением внешней обстановки конфликт, как правило, возобновляется, Вторая (открытая) стадия. Вторая стадия и есть, собственно говоря, «конфликт», то есть - этап, когда он объективизируется и влияет в той или иной степени на жизнедеятельность общества. Стороны переходят к практическому применению силы. Характерной чертой второй стадии развития конфликта является применение насилия как специфического отношения между людьми, носящего принудительный характер и заставляющего принуждаемого действовать помимо его воли. Вторая стадия конфликта, так же как и предшествующая ей, представляет определенные, присущие ей действия. Но в отличие от первой стадии они носят вероятностный и непоследовательный характер. Основным действием на стадии практической реализации интересов является действие, получившее название «захват и удержание». Это действие полностью отвечает сущности самой политики и политического конфликта - захват и удержание власти как основного предмета политических конфликтов. При этом под властью надо понимать не только особые полномочия «первого лица» государства, но и власть над той или иной социальной группой, чужой территорией и т.д. Следующие действия второй стадии конфликта носят как вспомогательный, так и основной характер. Их вспомогательность определяется подчиненностью основному действию, составными компонентами которого они могут быть. А статус основного они могут получить в связи с тем, что является способами (действиями) влияния на власть, являющуюся, наряду с захватом и удержанием власти, основой политического процесса. К ним относятся: захват и подчинение субъекта; нанесение прямого физического ущерба; создание помех и причинение вреда; угрозы, оскорбительные действия; уговоры и др. Сущность захвата и подчинения субъекта сводится, в основном, к ограничению свободы другого субъекта, осуществляемому посредством применения к нему власти. Средства осуществления этого действия различны: жесткий контроль, введение чрезвычайного (военного) положений, установление диктатуры, колониальный захват, ограничение суверенитета, пленение и др. Нанесение прямого физического ущерба подразумевает применение физического насилия и связано с сознательным выводом из строя людей и уничтожением (разрушением) материальных и других ценностей противоборствующей стороны. Создание помех и причинение вреда, с одной стороны, напрямую связано с предыдущими двумя действиями, так как захват и подчинение, нанесение физического ущерба обязательно сопровождается причинением вреда и созданием, таким образом, помех противоборствующей стороне при достижении ею цели. С другой же стороны, это действие подразумевает блокирование тех, кто помогает противнику, или нанесение ущерба предмету чужой заинтересованности в случае «безобъектного конфликта. Примером могут служить такие действий как: введение экономической блокады против государства, внутри которого нарушаются права человека, пресечение демонстрации с целью недопущения беспорядков, введение миротворческих сил для пресечения гражданской войны и т.д. Одним из наиболее часто встречающихся действий являются угрозы, которые в определенной мере могут быть присущи и первой стадии развития конфликта в качестве средства на заключительном ее этапе. Угроза - опасность на стадии готовности перейти из возможности в реальность, предупреждение о последующих действиях, с целью нанесения ущерба, вреда или уничтожения. Угрозы выражаются в намерении сделать то, что повредит интересам противоположной стороны, и, как абсолютно справедливо заметил американский обществовед Дж. Тадеши, они должны не только выражать подобные намерения, но и быть ориентированными на принуждение противника в содействии своим интересам и целям. В политической практике это действие распространено в форме ультиматума, содержащего требования к противнику и обещания жестких санкций в случае их невыполнения, Нередко в практике политической борьбы применяются оскорбительные действия: пропагандистские выпады в адрес другого государства, политического режима, религиозного уклада, национальных и других социальных особенностей и т.п., то есть все то, что принижает честь и достоинство, ценности и идеалы той или иной социальной группы (ее части или объединения). Это действие особо характерно для жестко идеологизированного общества (его части). всеми путями и способами старающегося не допустить выпадов в свою сторону и доказать «несовершенство» и даже «вредность» других идеологий и взглядов. Особое распространение оскорбительные действия получили в период «холодной войны» между противоположными социально-экономическими системами. В ходе нее была развязана настоящая «психологическая война», не сдерживающая самых крайних «тонов и красок» в описании противоположной системы. Вспомним хотя бы: «звериный оскал империализма» - с одной стороны, и обязательный образ русского человека в облике оскалившегося, агрессивного медведя - с другой, И, наконец, уговоры, подразумевающие выдвижение условий, альтернативных требованиям противоположной стороны. Так же как и в случае с угрозами, уговоры должны не только выдвигать альтернативные условия, но и напрямую содействовать достижению поставленной конечной цели. Уговоры, как одно из действий практической стадии конфликта, присущи, в то же время, и другим его стадиям. В ходе первой стадии они могут использоваться на ее заключительном этапе наряду с угрозами, запугивающей демонстрацией силы и т.д. В ходе самой практической стадии может применяться с самого ее начала в целях возможного исключения применения более «жестких» силовых средств и одновременно на заключительных этапах, когда другие действия не привели к значительному успеху, а силы и средства - на исходе. При этом уговоры содействуют затуханию конфликта и переходу его в третью заключительную стадию - урегулирования. Одновременно с этим уговоры являются одним из основных средств переговорного процесса, относящегося уже к стадии урегулирования конфликта. Важным элементом второй стадии протекания конфликта (как и всего конфликта) является кризис - высший по интенсивности действия период. Вслед за кризисом может наступить урегулирование конфликта, либо спад его интенсивности и даже перерастание в хроническую форму, что со временем, как правило, приводит к новым кризисам вплоть до полного разрешения конфликта. Вместе с тем, нельзя путать понятия «кризис политического конфликта" и «политический кризис». Политический кризис, как правило, предшествует политическому конфликту или по времени совпадает с периодом создания конфликтной ситуации в первой стадии конфликта и рассматривается как определенный предел в функционировании и развитии той или иной политической системы (института), Таким образом, вторая стадия развития политического конфликта имеет свою периодизацию. Первый этап - обоюдный переход к насильственным средствам в разрешении назревших противоречий. В противостояние непосредственно конфликтующих сторон в той или иной форме вовлекаются третьи стороны (органы власти, политические организации, социальные группы, другие государства, системы и т.д.). Второй этап - нарастание борьбы до наиболее острого уровня, охватывающего как непосредственных участников, так и вовлеченные социальные системы. Достигнутый уровень противостояния содержит уже прямую угрозу вооруженного насилия, практическое применение которого (в ограниченных масштабах) с целью принуждения противной стороны действовать в своих интересах возможно и на этом этапе. Третий этап (возможный) - непосредственное применение вооруженного насилия обеими сторонами (вооруженный конфликт, война), которое, начинаясь, как правило, с ограниченных военных действий, при известных обстоятельствах нарастает до более высокого уровня борьбы с использованием самых современных вооружений и вовлечением в конфликт новых союзников, Кризис конфликта может наступить на любом из этих этапов, переводя его в плоскость непосредственного урегулирования (разрешения) или дальнейшего затягивания. В то же время, каждый из этапов может сопровождаться своими кризисными ситуациями способствующими переводу конфликта в следующий этап или «откатыванию назад». Третья стадия - урегулирование конфликта. Современная конфликтология выделяет два основных способа урегулирования конфликтов: 1) «свертывание» (завершение) конфликта; 2) разрешение конфликта, «Свертывание» конфликта практически обозначает его «замораживание» на одной из ступеней конфликтных отношений. Классическим примером «свертывания» конфликта является перемирие в Корее, которое действует уже скоро как полвека, но не снижает уровень конфликтности отношений между двумя корейскими государствами. «Свертывание» конфликта наступает в случаях: 1) когда победитель или третья сторона способны на своих условиях 2) когда одна из сторон (или обе стороны) прекращают практические 3) когда складывающаяся обстановка не способствует В то же время, завершение конфликта при его «свертывании" сохраняет причины конфликта - стороны в воплощении своих интересов и достижении целей остаются неудовлетворенными, а противоречие, приведшее в свое время к конфликту, продолжает существовать. То есть фактически конфликт опять переходит в первую стадию своего развития и со временем может перейти в стадию практического применения силы и т.д. Поэтому наряду с завершением конфликта весьма важно достижение его разрешения. Под разрешением конфликта понимается ситуация, при которой все заинтересованные стороны устанавливают взаимоотношения, приемлемые для всех и соответствующие взглядам, позициям каждой из сторон, т.е. обе стороны достигают поставленных политических целей за счет баланса политических интересов. Конфликт считается полностью исчерпанным, разрешенным, если: 1) устранена основная причина - социальное противоречие, приведшее к конфликту; 2) ранее враждующие стороны на основе взаимного доверия следуют линии сотрудничества; 3) в дальнейших взаимоотношениях сторон стабильно выполняются нормы достигнутого соглашения; 4) достигнута институционализация отношений, то есть созданы двух- или многосторонние, постоянные или временные институты, приемлемые для всего сообщества и ведущие к мирным решениям дальнейших спорных вопросов. Завершение, как при «свертывании», так и при разрешении конфликта, т.е. переход его в третью стадию, может наступить на любом из этапов развития конфликта. Урегулировани е (в различных его проявлениях) может наступить и на первой стадии, и в ходе второй, «не дожидаясь» ее пика - кризиса. Опять-таки все зависит от складывающихся обстоятельств, соотношения сил и средств по ходу развития конфликта, от степени вмешательства в конфликт «третьих сил» и т.д. Мировая цивилизация в ходе своего исторического развития выработала основные методы и пути урегулирования конфликтных ситуаций, которые будут проанализированы в следующей юните. Таким образом, политический конфликт в ходе своего функционирования и развития проходит три обязательные стадии, в зависимости от конкретных условий протекания, различающиеся своей продолжительностью и интенсивностью. Социально-политическая практика показала, что политический конфликт отличается от других разновидностей социального конфликта многообразием и противоречивостью, детерминированных остротой протекаемых политических процессов. Именно это зачастую выводит динамику развития политического конфликта к применению крайних силовых средств, вплоть до вооруженного насилия Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что абсолютная уникальность протекания каждого конкретного конфликта исключает возможность ограничения его жесткими рамками какой-то универсальной модели. Как содержательные стороны стадий протекания конфликта, так и временные рамки каждой из них, всецело зависят от складывающейся ситуации, соотношений сил и средств на каждом из этапов развития конфликта (и до него), реакции на конфликт со стороны внешних сил и т.д. Длительность же каждой из стадий абсолютно непредсказуема. Тщательная подготовка (латентная стадия) может способствовать более быстрому протеканию конфликта (вторая стадия) и его завершению. Однако затяжная вторая стадия отнюдь не гарантирует быстрого урегулирования конфликта. Он может завершиться буквально в одночасье (в случае физического исключения, уничтожения, капитуляции противоборствующей стороны), а может растянуться на многие годы переговорного процесса и завершиться возвращением в первую стадию для накопления сил и средств и возобновления конфликта.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1228; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |