Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3 Индивидуальная психология А.Адлера




Еще до знакомства с З.Фрейдом А.Адлер заинтересовался проблемой влияния физической неполноценности ребенка на его развитие. Будучи терапевтом, он заметил, что часто дети с физическим недостатком, которым недоступны спортивные игры, больше занимаются интеллектуальным самосовершенствованием, больше читают, компенсируя таким образом свою физическую ограниченность. Далее он расширил представление о недостатках, придя к мысли о том, что любой ребенок переживает комплекс неполноценности, поскольку взрослые люди и, прежде всего, его родители не могут ему позволить многое из того, что доступно им самим. По его мнению, это должно вызывать у ребенка протест и стремление овладеть многими навыками и знаниями, чтобы стать полноценным взрослым. Таким образом, комплекс неполноценности приводит к прогрессивным последствиям.

К сожалению, это происходит не всегда, а только при условии, если действия человека подкреплены социальным интересом, определяемым Адлером как стремление к сотрудничеству с другими людьми для достижения общих целей. А.Адлер придавал большое значение наличию у человека социального интереса в жизни. По его мнению, для того чтобы быть счастливым, человек должен решить три основные жизненные задачи:

1.состояться как профессионал в какой-нибудь виде деятельности;

2. создать собственную хорошую семью на основе любви;

3. приобрести устойчивые дружеские связи.

Но для этого человек не должен быть эгоистом, а стараться решать свои проблемы, учитывая интересы окружающих. Если человек так поступает, то он достигает компенсации своего комплекса неполноценности.

Некоторые люди могут достичь даже сверхкомпенсации, когда на основе небольших природных задатков, а иногда даже при их отсутствии достичь удивительного успеха в какой-то области. Например, не имея красивой внешности, стать великим актером.

Если человек не имеет социального интереса, его компенсация идет по линии псевдокомпенсации, при которой он обманывает и себя и окружающих. Адлер описал много вариантов псевдокомпенсации: уход в болезнь, комплекс превосходства, ленивец, лжец, жестокий тиран, самореклама.

Уход в болезнь состоит в том, что человек почувствовав власть больного над окружающими близкими здоровыми людьми, не хочет выходить из этого состояния даже после улучшения самочувствия. Такой псевдобольной начинает терроризировать своих родственников, подчинять их жизнь собственным интересам, упрекать их в недостатке внимания к себе. Например, такая ситуация может возникнуть в семье, где есть человек с тяжелым хроническим заболеванием, которое полностью не может быть вылечено. Настоящая компенсация для больного человека состоит в этом случае в попытках хоть в чем-то стать полезным семье, в стремлении держаться бодро, мужественно.

Комплекс превосходства состоит в том, что человек без всяких видимых оснований начинает делать вид, что окружающие не стоят его внимания, что его жизнь значительнее интереснее, чем их. Человек в состоянии псевдокомпенсации в глубине души, конечно, понимает всю шаткость такой власти над людьми, боится разоблачения, поэтому его отношения с окружающими носят конфликтный характер.

Центральным понятием теории А.Адлера является понятие стиля жизни, в котором находит отражение то значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений, и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем. Он первый связал это понятие с системой ценностных ориентаций и жизненных смыслов личности, и эта трактовка закрепилась и проявилась в исследованиях других авторов.

Стиль жизни складывается у ребенка в первые четыре-пять лет жизни и отчетливо проявляется в его установках и поведении в течение всей жизни. Это проявляется в сохранении структуры интересов человека, в тяготении к определенным занятиям и даже местности (городской, сельской) на протяжении всей жизни.

Опираясь на оценку выраженности социального интереса и степень активности личности при решении главных жизненных задач, А. Адлер выделил четыре типаустановок или стиля жизни.

1 Активно-конструктивный или социально-полезный. Идеал совершенной жизни такой человек видит в служении людям. В нем соединяются высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Люди такого плана амбициозны и ориентированы на успех.

2 Пассивно-конструктивный или берущий. Идеал совершенной жизни такой человек видит во внимании к себе со стороны окружающих. Он обладает обаянием, умением расположить к себе окружающих, но его социальный интерес низок.

3 Активно-деструктивный или управляющий. Идеал совершенной жизни такой человек видит в уничтожении власти, в анархии, в навязывании своей воли окружающим. Это антисоциальные элементы, которые могут только разрушать, но не созидать. Социальный интерес у них не развит.

4 Пассивно-деструктивный или избегающий. Идеал совершенной жизни такой человек видит также в уничтожении власти, но для них характерна пассивная агрессия и стремление к изоляции от общества. Социальный интерес у них не развит и активность в решении своих жизненных проблем крайне низка. Они избегают всех жизненных трудностей.

Конечно, эта классификация весьма схематична и не дает возможности описать многообразие стилей жизни, которыми живут разные люди, к тому же из всех вариантов только первый является социально желательным. Остальные три варианта дают описание людей дезадаптированных, которые нуждаются в помощи психотерапевта. Возникновение неврозов, по Адлеру, связано с ошибочным стилем жизни и недостаточным развитием социального интереса. В связи с этим психотерапия должна быть направлена на коррекцию ошибочного стиля жизни, устранение ложных целей и формирование новых жизненныхцелей, которые помогут реализовать жизненный потенциал.

Основные принципы теории Адлера.

 

Мозак (Mosak, 1989) выделил основные утверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести к следующему:

1. Все действия человека происходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.

2. Упор делается на межличностной (interpersonal) психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у него чувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качестве неотъемлемой части.

- Сотрудничество — ключевая составляющая социального интереса. Чувство неполноценности может быть преодолено только через активное участие человека в жизни других людей в качестве полезного и ценного члена общества.

— Корень неадаптивных и невротических стилей жизни — неумение сотрудничать и, в результате, ощущение неудавшейся жизнии собственной несостоятельности.

 

3. Индивидуальная психология придерживается холистической, а не редукционистской (reductionism) точки зрения. Все функции подчинены личной цели и стилю жизни.

4. В психологии Адлера термин бессознательное — прилагательное, а не существительное. Бессознательные процессы целенаправлены и служат целям индивидуума, так же как и сознательные процессы.

5. Чтобы понять человека, надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию (cognitive organization). Это линза, через которую люди видят себя и свою жизнь.

6. Хотя поведение может меняться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительно постоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такой трансформации является одной из важнейших задач терапии.

7. Поведение определяется не прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбранными ими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.

8. Главная движущая сила личности — стремление к совершенству или к превосходству. Это утверждение можно сравнить с концепцией самореализации (self-realization) Хорни (Horney) или с самоактуализацией (self-actualization) Маслоу (Maslow).

9. Человеку предоставлен широкий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые, общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.

10. Психология Адлера концентрируется в первую очередь на процессе. Относительно небольшое внимание уделяется классификации типов личностей (labeling of individuals).

11. В любом случае смысл нашей жизни определяется тем, как мы относимся к ней. Здоровая концепция жизни включает в себя осознание того, как важно помогать другим людям и работать на пользу общества. — Здоровая личность взаимодействует с другими, для нее характерны сильный социальный интерес и конструктивное стремление к превосходству.

 

— Любой невроз — это попытка достичь ощущения состоятельности и преодолеть чувство неполноценности. Неврозы изолируют человека, они уводят его от взаимодействия с обществом и от решения проблем реальной жизни. Чтобы вылечить невроз, терапевт должен помочь пациенту полностью изменить свою ориентацию, направить пациента обратно в общество.

— Те люди, которым недостает уверенности в своей способности эффективно и конструктивно взаимодействовать с другими, ищут личного превосходства. Чувство неполноценности в этом случае преобладает.

— Более важно понять последствия поведения человека, чем его внутренние переживания. Настоящее постижение человеческого характера — это не просто абстрактное знание, а понимание, воплощенное в конструктивное действие.

Ядро всех психологических проблем — забота о себе вместо заботы о других.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1016; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.