КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапы психологического эксперимента
Характеристика экспериментальной процедуры и требования к ней. Виды переменных в эксперименте. Экспериментатор проверяет гипотезу о причинной связи двух явлений, Аи В. Понятие «причинность» является одним из наиболее сложных в науке. Существует ряд эмпирических признаков причинной связи между двумя явлениями. Первый признак — разделенность причины и следствия во времени и предшествование причины следствию. Если исследователь обнаруживает изменения в объекте после экспериментального воздействия, по сравнению с аналогичным объектом, который воздействию не подвергался, у него есть повод говорить о том, что экспериментальное воздействие стало причиной изменения состояния объекта. Наличие воздействия и сравнение объектов являются необходимыми условиями такого вывода, ибо не всегда предшествующее событие — причина последующего. Второй признак — наличие статистической связи между двумя переменными (причиной и следствием). Изменение величины одной из переменных должно сопровождаться изменением величины другой. Иначе говоря, между переменными должна наблюдаться либо линейная корреляция, как между уровнем вербального интеллекта и школьной успеваемостью, либо нелинейная корреляция, как между уровнем активации и степенью эффективности научения (закон Йеркса—Додсона). Наличие корреляции — недостаточное условие для вывода о причинно-следственной связи, так как связь может быть случайной или обусловленной третьей переменной. Третий признак — причинно-следственная связь регистрируется, если экспериментальная процедура исключает иные возможности объяснения связей А и В, кроме как причинной, и все другие альтернативные причины возникновения явления В исключены. Суть эксперимента состоит в том, что экспериментатор варьирует независимую переменную, регистрирует изменение зависимой переменной и контролирует внешние (побочные) переменные. Независимая переменная – та, к-й управляет экспериментатор. Зависимая переменная - такая переменная, к-я, как ожидается, будет меняться при изменении независимой переменной. Если экспериментатор не контролирует действия смешивающих и побочных переменных, он может сделать неверный вывод и получить вместо факта артефакт. Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы: 1. Первичная постановка проблемы · Постановка психологической гипотезы 2. Работа с научной литературой · Поиск определений базовых понятий · Составление библиографии по тематике исследования 3. Уточнение гипотезы и определение переменных · Определение экспериментальной гипотезы 4. Выбор экспериментального инструмента, позволящего: · Управлять независимой переменной · Регистироватьзависимую переменную
5. Планирование экспериментального исследования · Выделение дополнительных переменных · Выбор экспериментального плана 6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом 7. Проведение эксперимента · Подготовка эксперимента · Инструктирование и мотивирование испытуемых · Собственно экспериментирование 8. Статистическая обработка · Выбор методов статистической обработки · Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу · Проведение статистической обработки 9. Интерпретация результатов и выводы 10. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2585; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |