КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
К двум годам речь становится основным средством общения с взрослыми. Язык жестов и мимики начинает постепенно угасать
К концу второго года формируется элементарная фразовая речь. Существуют также большие индивидуальные различия в сроках ее появления. Эти различия зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т.д. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования («мама, дай», «папа, иди», «Ляле пить дать»). Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы. Для фраз конца второго года жизни характерно то, что он и больше частью произносятся в утвердительной форме и имеют особый порядок слов, при котором «главное» слово стоит на первом месте. В этом же возрасте дети начинают говорить с игрушками, картинками, домашними животными. Речевое развитие ребенка формируется оптимально при индивидуальном общении его с взрослым. Ребенок должен ощущать не только эмоциональное участие в его жизни, но и постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток речевого общения с ребенком существенно сказывается на его развитии не только в речевом, но и общем психическом. Третий год жизни. Достаточно развито фонематическое восприятие (не смешивает слова), но в речи ребенок заменяет сложные звуки на более легкие: Р, Л заменяет на Й, ЛЬ; шипящие и твердые – мягкими свистящими; свистящие – звуками ТЬ, ДЬ (шуба-сюба, санки-сянки-тянки). Звук Ц – отсутствует или заменяется на Т или С. Усваивают мягкие согласные СЬ, ЗЬ, йотированные. Звук Х заменяется на К. Затрудняются в воспроизведении многосложных слов. На третьем году резко усиливается потребность ребенка в общении. Также возрастает возникшая в конце второго года способность к словотворчеству. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложении. От простой двусловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форма существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных.
После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Считается, что звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка полностью формируется к 4-5-ти годам. Звуки русского языка появляются в речи ребенка постепенно: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позже всего появляется Р. Формирующиеся нормативные звуки вначале очень неустойчивы, легко искажаются при возбуждении или утомлении ребенка.
Четвертый год жизни (возраст «почемучек») – правильно произносят И, Э, Х. Более четко начинают произноситься свистящие и Ц. Допустимы замены свистящих на шипящие, соноров на йотированные. В многосложных словах дети сохраняют слоговую структуру, но могут переставлять слоги. Фонематический слух: довольно четко подмечают несовершенство у других, хотя сами могут неправильно говорить (совершенствуется фонематический слух). Фразовая речь усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6-ти слов. В речи используют предлоги и союзы, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. Ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.
Пятый год жизни. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных; редко наблюдается пропуск звуков и слогов; в основном правильно произносят шипящие, Л, Р, РЬ. В этом возрасте допустимы трудности произношения звуков С, Ш, Л, Р и их стечений в одном слове (шоссе - соше). (Дети из логопедической группы детского сада выделяют гласные в начале слова, способны узнавать звук на фоне остальных У_тка, пО_лка). К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. В 5-6 лет ребенок овладевает типами склонений и спряжений. В него речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов. К концу пятого года ребенок начинает овладевать контекстной речью, то есть самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов, сложных по лексико-логической и фонетической характеристикам. Высказывания включают фразы, требующие согласования большой группы слов. Наряду с количественным и качественным обогащением речи, возрастанием ее объема в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильное изменение слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания.
Шестой год – полностью должна быть сформирована вся звуковая система родного языка. Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане можно считать законченным.
Седьмой год – ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.
В дошкольном возрасте постепенно развиваются механизмы координации между дыханием, фонацией и артикуляцией, что обеспечивает формирование речевого дыхания. В возрасте трех лет эти механизмы находятся в фазе начального становления. Ребенок может произносить отдельные слова или фразы в любую фазу дыхания, как во время выдоха, так и во время вдоха, а также в период паузы между ними. Это может внешне выражаться в «захлебывании» речью, речью на вдохе и пр.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2748; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |