Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Губно-зубной парасигматизм




Причины:

· нарушение фонематического слуха;

· прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед),

· вялость мышц передней части языка.

Проявления:

· верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя,

· язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука.

· Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная.

· Особые приметы: При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф".

2. Призубный парасигматизм.

Причины:

· нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха;

· закрытый прикус.

 


Проявления:

· губы занимают нейтральное положение,

· язык смыкается с альвеолами за верхними резцами,

· спинка языка опущена вниз,

· желобок посередине языка не образуется,

· боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.

· Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме.

· Особые приметы:: звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".

 

3. Свистящий сигматизм.


Причины:

· снижение слуха

· нарушение фонематического слуха.

Проявления (положение, характерное для нормального произношения звука с):

· губы растянуты в легкую улыбку,

· зубы сближены и слегка обнажены,

· язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек,

· спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка,

· боковые края языка смыкаются с коренными зубами.

· Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка.

· Особые приметы: Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус".


3. Шипящий сигматизм.


Причины:

· нарушение фонематического слуха или снижение слуха;

· прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед).

Проявления:

· губы округлены и слегка выдвинуты вперед,

· язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны,

· желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами.

· Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка.

· Особые приметы: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"

 

Ламбдацизм

Причины:

- укороченная подъязычная связка

- слабость мышц языка

- массивный или узкий язык

- нарушения фонематического слуха

Проявления:
Особые приметы: "ампа" вместо "лампа", "ыошадь" - вместо "лошадь" - призвук гласного звука вместо Л.Замен много, почти всеми звуками. Замена Л на Д, Л`, Р`, Й, В, Ы, У, К, Г

Нередко звук Л произносится при опущенном кончике, путем смыкания пе­редней части спинки языка с альвеолами

Л' - отличается по артикуляции от твердого тем, что кончик, перед­няя-средняя части спинки более напряжены и смыкаются с альвеолами.

 

1. Межзубный

В чем проявляется нарушение?

- кончик языка просовывается между зубами

Искаженное звучание

- звук произносится твердо

Исправление:

- отработка подъема кончика языка за верхние резцы (присосать конфет­ку, пощелкать языком - "Маляр - песенка ЛА-ЛА-ЛА)

2. Двугубный

В чем проявляется нарушение?

- кончик языка опущен, оттянут вглубь рта и не принимает участие в ар­тикуляции звука, работают обе губы

Искаженное звучание

- звук похож на англ.W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа

- польское)

Причины:

- укороченная подъязычная связка

Исправление:

- артикуляционная гимнастика (чередование И-У) + механическая помощь (шпатель): необходимо затормозить движения губ вперед, удерживать губы в улыбке и после этого перейти к постановке Л

(С механической помощью устанавливаем язык в правильное положение, по­том двигающиеся губы задерживаем большим и указательным пальцем. Потом пе­реходим на межзубное произношение - переводим язык вверх при автоматизации)

3. Носовой

В чем проявляется нарушение?

- кончик языка и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, боковые края опущены, задняя часть круто выгибается, поднимается к опущен­ному мягкому небу и смыкается с ним, воздух проходит в нос

Искаженное звучание

- носовой звук НГ

Причины:

парез языка, парез мягкого неба

Исправление:

- выработка воздушной струи, выходящей изо рта по бокам языка; выдви­жение языка вперед; активизация мягкого неба, массаж языка. Межзубное про­изношение + голос

Параламбдацизм

Замена Л на Г (украинское или фрикативное)

Звучание

- близкое к горловому Р

Исправление:

- выработать опускание боковых краев языка.

- Постановка от межзубного Л.

Ротацизм

Нарушения Р и Р` очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вари­антов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л`, Н, Г, Ы, Р`, В

Причины:

- короткая подъязычная связка (встречается редко); связка расширяется к основанию (широкая); кончик языка как пришит - нужно подрезать

- слишком толстый, узкий или чрезмерно короткий язык; очень напряжен­ный и оттянутый назад язык

- высокое и узкое небо, затрудняющее вибрирование кончика языка - на­рушение фонематического слуха - слабость мышц языка

При замене звука Р на звук Р`, нужно широко открыть рот во время про­тяжного произнесения можно автоматически вызвать некоторое перемещение пе­реднего края назад, что влечет за собой более твердое звучание. Если необ­ходимо, воспользоваться механической помощью

1. Велярный

В чем проявляется нарушение?

- щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, выды­хаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого неба.

Искаженное звучание

- возникает шум, который примешивается к тону голоса

Исправление

- вырабатывать правильную воздушную струю

- вызываем вибрацию в нужном месте

2. Увулярный (картавость)

В чем проявляется нарушение?

- происходит вибрация только маленького язычка. Язык в целом является неподвижным, язык то прилегает к небу, то отходит.

Отличить горловое произношение от нормы нетрудно: для этого ребенку предлагается широко открыть рот и длительно произносить Р___. При этом ска­зать правильный Р невозможно, а горловой произносится свободно.

Искаженное звучание

- горловое произношение (увулярное). Вибрация не сопровождается шумом

Исправление:

- стараться включать в произнесение переднюю часть языка (все, что мы говорили в постановке звука; зависит от того, какой у ребенка язык)

3. Двугубный

В чем проявляется нарушение?

- происходит вибрация губ. Язык пассивный, не принимает участия в ар­тикуляции. Образуется двугубная или губно-зубная щель

Искаженное звучание

- кучерской звук (раскатистое ТПРР__)

- может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова)

Исправление:

- от ДД

- от ДЗ

4. Боковой

В чем проявляется нарушение?

- Кончик языка прижат кверху и не колеблется, язык весь повернут так, что вибрирует один из его боковых краев, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит воздушная струя, как при звуке Л. Звук образуется боковым краем языка. (РЛЬ)

Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека.

- смычка языка с верхней губой (грубая вибрация и проскальзывает звук П)

- смычка кончика языка или чаще одного из боковых его краев с небом или правее или левее средней линии (смягченное Р) - кончик сворачивает вбок

Искаженное звучание

- РЛЬ. Такое произношение часто сочетается с боковым произношением ши­пящих и свистящих, но иногда является и самостоятельным нарушением.

Причины:

- парезы языка

- массивная короткая уздечка

- аномалии зубо-челюстной системы

- ослабление мышц одной половины языка

Все это мешает формированию пластичности кончика языка и поднятию язы­ка вверх

Исправление:

- В случае массивной уздечки нужно ее растягивать - упражнения + массаж

- В случае парезов языка - длительная и систематическая артикуляцион­ная гимнастика; упражнять преимущественно ослабленную сторону

- Сначала ставим Р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался им пос­тоянно: вводить этот звук в слова, фразы и самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка (моторчик + механическая помощь).

5. Проторный

В чем проявляется нарушение?

правильное положение языка, но нет вибрации

Причины:

- узкий, напряженный язык

Исправление:

- развивать вибрацию и одновременно вводить звук в речь

- выработка воздушной струи

6. Щечный

В чем проявляется нарушение?

- щель для воздушной струи образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. Из­редка нарушение бывает двусторонним.

Искаженное звучание

- на тон голоса накладывается шум

Исправление:

- вырабатывать правильную воздушную струю

- вырабатывать правильное положение языка

7. Одноударный

В чем проявляется нарушение?

- язык только один раз стукнет по твердому небу, нет рокочущего звука, так как нет периодических колебаний языка

Искаженное звучание

- одноударной произношение (близкое к Д - РДука)

Исправление:

развивать вибрацию и одновременно вводить звук в речь

8. Носовой

В чем проявляется нарушение?

- кончик языка оттянут вглубь рта, воздушная струя выходит через носовую полость

Искаженное звучание

- носовое произношение типа НГ

Причины:

- парез мягкого неба

Исправление:

- приучить слышать разницу между носовым и ротовым звуком, дыха­тельная гимнастика, петь гласные

- выработка воздушной струи через рот

- по подражанию (слуховой контроль)

Каппацизм

Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под об­щим названием - каппацизмы

Причины

- высокое или узкое небо, затрудняющее образование плотной смычки язы­ка с небом

- слабость отдельных групп мышц языка

- нарушение фонематического слуха

- расщелины твердого неба

паракаппацизм:

- замена К на Т (тапуста, рета);

Искаженное звучание

В некоторых случаях вместо К слышится характерный гортанный негромкий щелчок, изображаемый в международном алфавите фонем знаком? - "?апуста", "ре?а".


Гаммацизм - нарушения звучания или полное отсутствие звука Г.

Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут)

Искаженное звучание

1. голосовые связки смыкаются, создается повышенное давление, после

чего смычка взрывается, воздух с шумом прорывается через голосовую щель.

Слышится гортанный щелчок.

2. украинское Г (гортанный, звонкий, фрикативный звук)

Причина:

- слабость/напряженность мышц языка (язык не работает)

- замена на фрикативный звук не всегда бывает вследствие нарушения, а зависит от языковой среды в семье

Боковое произношение звуков К', Г', Х'

Чаще искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков.

Искаженное звучание

Произношение приобретает хлюпающий призвук, воздушная струя изменяет направление и выходит в бок. (иногда бывает, что средняя продольная часть языка работает, а бока не включаются в работу - крутой холм). Иногда соче­таются с боковым произношением свистящих, щипящих, а также Т', Д', Н'.

Причины

- недостаточная работа мышц одной половины языка, она неплотно прижи­мается к коренным зубам и пропускает воздух вбок.

Подготовительный этап

ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ

(Фонематические дефекты, отражаются на письме)

В русском языке 6 пар согласных, которые противопоставлены по глухос­ти-звонкости. Ф-В, С-З, Ш-Ж - щелевые; П-Б, Т-Д, К-Г - взрывные.

Звуки каждой пары будут иметь одинаковые уклады и будут отличаться друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением органов арти­куляции и воздушной струи для звонких звуков.

Среди взрывных звуков дефекты озвончения наблюдаются чаще, чем среди щелевых. Это объясняется тем, что вибрация голосовых связок при произнесе­нии щелевых звуков более длительна, а потому и более ощутима, чем при про­изнесении взрывных, а в случае необходимости длительность и сила вибрации голосовых связок могут быть произвольно увеличены (может быть оглушение только лишь в одной паре звуков, а все остальные могут произноситься пра­вильно).

Прежде всего нужно проверить, есть ли дефект гласных, для которых тре-

буется смыкание голосовых связок. Если голосовые связки не смыкаются, то

есть имеется дефект гласных, то значит есть какая-то причина (отечность го­лосовых связок, воспаление), в этом случае ребенка нужно отправить к отола­рингологу и фониатру. Если гласные звучат хорошо, то ясно, что это дефект озвончения.

Виды нарушений:

- полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоян­ная замена их глухими

- недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопос­тавлены)

- смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот)

- недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие)

Причины

- снижения слуха (слабослышащие)

- нарушения фонематического слуха

ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ

Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключение - Ш, Ж, Ц, они не имеют мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й не имеют твердых пар.

При произнесении мягких согласных язык напрягается и больше прижимает­ся к небу.

Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида:

а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоян­ная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не при­легает плотно к твердому небу).

б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой)

в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону.

Все дефекты относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.

 

II Раздел




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.