КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Губно-зубной парасигматизм
Причины: · нарушение фонематического слуха; · прогнатия (нарушение прикуса, при котором передние зубы верхней челюсти выступают далеко вперед), · вялость мышц передней части языка. Проявления: · верхние зубы сближены с нижней губой и образуют щель, через которую проходит воздушная струя, · язык оттянут назад и практически не участвует в образовании звука. · Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как узкая и холодная. · Особые приметы: При этом нарушении звук ш заменяется звуком ф: шапка - "фапка", машина - "мафина", душ - "дуф". 2. Призубный парасигматизм. Причины: · нарушение фонематического слуха или снижение физического слуха; · закрытый прикус.
· губы занимают нейтральное положение, · язык смыкается с альвеолами за верхними резцами, · спинка языка опущена вниз, · желобок посередине языка не образуется, · боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. · Воздушная струя при поднесении ладони ко рту ощущается как толчкообразная, а не плавная, как должно быть в норме. · Особые приметы:: звук ш заменяется в речи ребенка звуком т: шапка - "тапка", машина - "матина", душ - "дут".
3. Свистящий сигматизм.
· снижение слуха · нарушение фонематического слуха. Проявления (положение, характерное для нормального произношения звука с): · губы растянуты в легкую улыбку, · зубы сближены и слегка обнажены, · язык широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек, · спинка широкая, приподнята к альвеолам и посередине образует с ними щель в форме желобка, · боковые края языка смыкаются с коренными зубами. · Воздушная струя при поднесении ладони ко рту узкая, холодная, идет по средней линии языка. · Особые приметы: Звук ш заменяется звуком с: шапка - "сапка", машина - "масина", душ - "дус". 3. Шипящий сигматизм.
· нарушение фонематического слуха или снижение слуха; · прогения (нарушение прикуса, при котором передние зубы нижней челюсти выступают далеко вперед). Проявления: · губы округлены и слегка выдвинуты вперед, · язык опущен вниз и отходит назад или упирается в нижние десны, · желобок посередине языка не образуется, боковые края языка опущены, не смыкаются с коренными зубами. · Воздушная струя при поднесении ладони ко рту растекается по всей поверхности языка. · Особые приметы: шапка - "щапка", машина - "мащина", душ - "дущ"
Ламбдацизм Причины: - укороченная подъязычная связка - слабость мышц языка - массивный или узкий язык - нарушения фонематического слуха Проявления: Нередко звук Л произносится при опущенном кончике, путем смыкания передней части спинки языка с альвеолами Л' - отличается по артикуляции от твердого тем, что кончик, передняя-средняя части спинки более напряжены и смыкаются с альвеолами.
1. Межзубный В чем проявляется нарушение? - кончик языка просовывается между зубами Искаженное звучание - звук произносится твердо Исправление: - отработка подъема кончика языка за верхние резцы (присосать конфетку, пощелкать языком - "Маляр - песенка ЛА-ЛА-ЛА) 2. Двугубный В чем проявляется нарушение? - кончик языка опущен, оттянут вглубь рта и не принимает участие в артикуляции звука, работают обе губы Искаженное звучание - звук похож на англ.W или краткое У (ложка - вожка, лампа-уампа-вампа - польское) Причины: - укороченная подъязычная связка Исправление: - артикуляционная гимнастика (чередование И-У) + механическая помощь (шпатель): необходимо затормозить движения губ вперед, удерживать губы в улыбке и после этого перейти к постановке Л (С механической помощью устанавливаем язык в правильное положение, потом двигающиеся губы задерживаем большим и указательным пальцем. Потом переходим на межзубное произношение - переводим язык вверх при автоматизации) 3. Носовой В чем проявляется нарушение? - кончик языка и передняя часть спинки языка опущены и оттянуты назад, боковые края опущены, задняя часть круто выгибается, поднимается к опущенному мягкому небу и смыкается с ним, воздух проходит в нос Искаженное звучание - носовой звук НГ Причины: парез языка, парез мягкого неба Исправление: - выработка воздушной струи, выходящей изо рта по бокам языка; выдвижение языка вперед; активизация мягкого неба, массаж языка. Межзубное произношение + голос Параламбдацизм Замена Л на Г (украинское или фрикативное) Звучание - близкое к горловому Р Исправление: - выработать опускание боковых краев языка. - Постановка от межзубного Л. Ротацизм Нарушения Р и Р` очень распространенный дефект. Насчитывается 28 вариантов нарушений. Параротацизм - замена Р на Д, Й, Л, Л`, Н, Г, Ы, Р`, В Причины: - короткая подъязычная связка (встречается редко); связка расширяется к основанию (широкая); кончик языка как пришит - нужно подрезать - слишком толстый, узкий или чрезмерно короткий язык; очень напряженный и оттянутый назад язык - высокое и узкое небо, затрудняющее вибрирование кончика языка - нарушение фонематического слуха - слабость мышц языка При замене звука Р на звук Р`, нужно широко открыть рот во время протяжного произнесения можно автоматически вызвать некоторое перемещение переднего края назад, что влечет за собой более твердое звучание. Если необходимо, воспользоваться механической помощью 1. Велярный В чем проявляется нарушение? - щель образуется на месте сближения корня языка с мягким небом, выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает беспорядочную многоударную вибрацию мягкого неба. Искаженное звучание - возникает шум, который примешивается к тону голоса Исправление - вырабатывать правильную воздушную струю - вызываем вибрацию в нужном месте 2. Увулярный (картавость) В чем проявляется нарушение? - происходит вибрация только маленького язычка. Язык в целом является неподвижным, язык то прилегает к небу, то отходит. Отличить горловое произношение от нормы нетрудно: для этого ребенку предлагается широко открыть рот и длительно произносить Р___. При этом сказать правильный Р невозможно, а горловой произносится свободно. Искаженное звучание - горловое произношение (увулярное). Вибрация не сопровождается шумом Исправление: - стараться включать в произнесение переднюю часть языка (все, что мы говорили в постановке звука; зависит от того, какой у ребенка язык) 3. Двугубный В чем проявляется нарушение? - происходит вибрация губ. Язык пассивный, не принимает участия в артикуляции. Образуется двугубная или губно-зубная щель Искаженное звучание - кучерской звук (раскатистое ТПРР__) - может быть также двугубное произношения Р без вибрации губ (вука, вот, ковова) Исправление: - от ДД - от ДЗ 4. Боковой В чем проявляется нарушение? - Кончик языка прижат кверху и не колеблется, язык весь повернут так, что вибрирует один из его боковых краев, смычка между языком и коренными зубами разрывается, и через нее выходит воздушная струя, как при звуке Л. Звук образуется боковым краем языка. (РЛЬ) Колебание может быть настолько сильным, что снаружи бывает видно, как дрожит щека. - смычка языка с верхней губой (грубая вибрация и проскальзывает звук П) - смычка кончика языка или чаще одного из боковых его краев с небом или правее или левее средней линии (смягченное Р) - кончик сворачивает вбок Искаженное звучание - РЛЬ. Такое произношение часто сочетается с боковым произношением шипящих и свистящих, но иногда является и самостоятельным нарушением. Причины: - парезы языка - массивная короткая уздечка - аномалии зубо-челюстной системы - ослабление мышц одной половины языка Все это мешает формированию пластичности кончика языка и поднятию языка вверх Исправление: - В случае массивной уздечки нужно ее растягивать - упражнения + массаж - В случае парезов языка - длительная и систематическая артикуляционная гимнастика; упражнять преимущественно ослабленную сторону - Сначала ставим Р проторный. Нужно, чтобы ребенок пользовался им постоянно: вводить этот звук в слова, фразы и самостоятельную речь. Только после этого можно приступать к выработке вибрации кончика языка (моторчик + механическая помощь). 5. Проторный В чем проявляется нарушение? правильное положение языка, но нет вибрации Причины: - узкий, напряженный язык Исправление: - развивать вибрацию и одновременно вводить звук в речь - выработка воздушной струи 6. Щечный В чем проявляется нарушение? - щель для воздушной струи образуется между боковым краем языка и верхними коренными зубами, вследствие чего колеблется (вибрирует) щека. Изредка нарушение бывает двусторонним. Искаженное звучание - на тон голоса накладывается шум Исправление: - вырабатывать правильную воздушную струю - вырабатывать правильное положение языка 7. Одноударный В чем проявляется нарушение? - язык только один раз стукнет по твердому небу, нет рокочущего звука, так как нет периодических колебаний языка Искаженное звучание - одноударной произношение (близкое к Д - РДука) Исправление: развивать вибрацию и одновременно вводить звук в речь 8. Носовой В чем проявляется нарушение? - кончик языка оттянут вглубь рта, воздушная струя выходит через носовую полость Искаженное звучание - носовое произношение типа НГ Причины: - парез мягкого неба Исправление: - приучить слышать разницу между носовым и ротовым звуком, дыхательная гимнастика, петь гласные - выработка воздушной струи через рот - по подражанию (слуховой контроль) Каппацизм Недостатки произношения заднеязычных звуков К, Г, Х объединяют под общим названием - каппацизмы Причины - высокое или узкое небо, затрудняющее образование плотной смычки языка с небом - слабость отдельных групп мышц языка - нарушение фонематического слуха - расщелины твердого неба паракаппацизм: - замена К на Т (тапуста, рета); Искаженное звучание В некоторых случаях вместо К слышится характерный гортанный негромкий щелчок, изображаемый в международном алфавите фонем знаком? - "?апуста", "ре?а".
Парагаммацизм - замена Г на Д (Дуси додочут) Искаженное звучание 1. голосовые связки смыкаются, создается повышенное давление, после чего смычка взрывается, воздух с шумом прорывается через голосовую щель. Слышится гортанный щелчок. 2. украинское Г (гортанный, звонкий, фрикативный звук) Причина: - слабость/напряженность мышц языка (язык не работает) - замена на фрикативный звук не всегда бывает вследствие нарушения, а зависит от языковой среды в семье Боковое произношение звуков К', Г', Х' Чаще искажаются только мягкие варианты заднеязычных звуков. Искаженное звучание Произношение приобретает хлюпающий призвук, воздушная струя изменяет направление и выходит в бок. (иногда бывает, что средняя продольная часть языка работает, а бока не включаются в работу - крутой холм). Иногда сочетаются с боковым произношением свистящих, щипящих, а также Т', Д', Н'. Причины - недостаточная работа мышц одной половины языка, она неплотно прижимается к коренным зубам и пропускает воздух вбок. Подготовительный этап ДЕФЕКТЫ ОЗВОНЧЕНИЯ (Фонематические дефекты, отражаются на письме) В русском языке 6 пар согласных, которые противопоставлены по глухости-звонкости. Ф-В, С-З, Ш-Ж - щелевые; П-Б, Т-Д, К-Г - взрывные. Звуки каждой пары будут иметь одинаковые уклады и будут отличаться друг от друга участием голоса и несколько меньшим напряжением органов артикуляции и воздушной струи для звонких звуков. Среди взрывных звуков дефекты озвончения наблюдаются чаще, чем среди щелевых. Это объясняется тем, что вибрация голосовых связок при произнесении щелевых звуков более длительна, а потому и более ощутима, чем при произнесении взрывных, а в случае необходимости длительность и сила вибрации голосовых связок могут быть произвольно увеличены (может быть оглушение только лишь в одной паре звуков, а все остальные могут произноситься правильно). Прежде всего нужно проверить, есть ли дефект гласных, для которых тре- буется смыкание голосовых связок. Если голосовые связки не смыкаются, то есть имеется дефект гласных, то значит есть какая-то причина (отечность голосовых связок, воспаление), в этом случае ребенка нужно отправить к отоларингологу и фониатру. Если гласные звучат хорошо, то ясно, что это дефект озвончения. Виды нарушений: - полное отсутствие звонких согласных звуков в речи, то есть постоянная замена их глухими - недостаточное озвончение (какие-то группы согласных не противопоставлены) - смешение звонких и глухих (вместо звонкого ребенок произносит глухой и наоборот) - недостаточное оглушение (когда ребенок вместо глухих произносит звонкие) Причины - снижения слуха (слабослышащие) - нарушения фонематического слуха ДЕФЕКТЫ СМЯГЧЕНИЯ Большинство согласных звуков русского языка имеет парные мягкие звуки. Исключение - Ш, Ж, Ц, они не имеют мягких пар, и звуки Ч, Щ, Й не имеют твердых пар. При произнесении мягких согласных язык напрягается и больше прижимается к небу. Среди дефектов смягчения наблюдаются три вида: а) полное отсутствие мягких согласных звуков в речи, то есть постоянная их замена парными твердыми звуками (дядя-дада, мясо-масо) (язык не прилегает плотно к твердому небу). б) излишнее смягчение (сябака идеть дямой) в) нарушение дифференциации между твердыми и мягкими звуками, то есть наряду с правильным произношением твердых и мягких согласных наблюдаются отклонения как в ту, так и в другую сторону. Все дефекты относятся к паралалиям и, как правило, отражаются на письме.
II Раздел
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 5155; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |