Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность базовой культуры личности




Базовая культура – оптимальная совокупность качественных характеристик личности, которая позволяет ей ладить с обществом и его культурой. Базовая культура включает в себя умение овладевать знаниями, грамотно строить свои действия, умение чувствовать и сопереживать, а также грамотно и без конфликтов общаться с людьми. Доминантные направления базовой культуры личности специально должны выделяться и осмысляться лишь как модель педагогического проектирования воспитателя. Реальная воспитательная ситуация всегда обращена ко всем сторонам базовой культуры личности ребенка, он всегда одновременно познает мир, взаимодействует с ним, оценивает его. Базовая культура состоит из теории (знания и представления о том что можно, нельзя, правильно, не правильно) и практической деятельности, представленной опытом поведения, умениями и навыками. Личность, в совершенстве овладевшая базовыми культурными ценностями, будет строить своё поведение, постоянно руководствуясь тремя словами: "можно", "нельзя", "надо".

Действительно, безусловными ценностями являются нравственность, здоровье, ум, умелость и успешность. Именно эти характеристики складываются в процессе освоения культуры, ценностей и норм общества. И в сумме они называются базовой культурой личности, которая выглядит как система нескольких компонентов:

· нравственная культура,

· физическая культура,

· познавательная культура,

· культура труда и экономическая культура,

· гражданская и правовая культура,

· эстетическая культура,

· политическая культура,

· культура общения,

· культура семейных отношений,

· культура жизненного самоопределения.

Современное воспитание создаёт предпосылки к приобретению всех этих компонентов базовой культуры личности. Такая "разносторонность" воспитания определяется личностным потенциалом воспитанников, интегральным запасом их жизненной энергии, физических возможностей, задатков, способностей, определяющих активность в различных областях.

Понимая человека как универсальное существо, современная философия и психология подчеркивают феномен предназначенности конкретного человека, разную степень проявления отдельных характеристик его личностного потенциала. Поэтому воспитание должно не только создать условия для развития физического, познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциалов личности ребенка, но и помочь ему самоопределиться в жизни с учетом своих индивидуальных возможностей, найти смысл своей жизни.

Воспитание не может "внедрить" в сознание и поведение человека определенный смысл жизни. Смысл жизни обретается взрослеющей и развивающейся личностью в собственных усилиях поиска гармонии между миром и самим собой. Воспитание помогает организовать, пережить, осознать и оценить эти усилия ребенка.

Известный психолог и психиатр В. Франкл описал условную классификацию ценностей, ориентируясь на которые человек осуществляет поиск и обретение смысла своей жизни 43. Воспитателю весьма полезно обратиться к этой системе ценностей:

· ценности созидания, которые реализуются в продуктивных творческих

актах: познания и труда, преобразования собственного опыта, веществ природы и материального мира;

· ценности переживания, которые реализуются в переживаниях красоты

природы, искусства, человеческой деятельности;

· ценности общения реализуются в человеческих отношениях –

сочувствия, доброты, справедливости, дружбы, любви;

· ценности преодоления жизненных ситуаций и изменение

своего отношения к ним; эти ценности связаны с усилиями самого человека в поисках смысла жизни и с ответственностью за свои действия. Их содержание концентрируется, как считал В. Франкл, в трех основных отношениях: смирения, покаяния и достоинства.

Воспитание своими педагогическими способами эту смыслообразующую систему ценностей личности делает реальностью:

· организуется разнообразная, активная деятельность, общение детей и

взрослых;

· создается насыщенная образцами достойного поведения социальная

микросреда (ближайшее социальное окружение), в которой живет и действует ребенок;

· обеспечивается выражение воспитанниками своих эмоционально-

ценностных отношений к различным явлениям, событиям, поступкам людей;

· моделируются ситуации, рождающие у воспитанников опыт поиска

смысла жизни.

Так воспитание обеспечивает действие механизма интериоризации ценностей.

В данном явлении также имеет место и процесс интериоризации ценностей. «Интериориза́ция (от фр. intériorisation — переход извне внутрь и лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом».[2] Иначе говоря, это ценностные ориентиры человека, сформированные под влиянием общества. Механизм интериоризации ценностей обоснован в психологии Л. С. Выготским и А. Н. Леонтьевым. Его действие состоит в том, что личностные особенности формируются у ребенка извне вовнутрь в определенной последовательности:

1) наблюдение образцов поведения;

2) попытки их заимствовать и воспроизвести в собственной деятельности и общении;

3) последующее систематическое и привычное их использование по отношению к другим людям;

4) преобразование исходных наблюдаемых и принятых образцов во внутренние личностные особенности.

Следует сказать что все составляющие базовой культуры важны, но важнее всех остальных всё-таки нравственная культура. Результатом воспитания нравственной культуры должно быть отношение ребёнка к жизни и к человеку как к безусловным ценностям. Содержание этой ценности включает, с одной стороны, принятие единства человека и мира природы, а с другой стороны, постижение ценностей духовной жизни человека. И такую культуру можно сформировать только когда ребёнок проживёт воспитывающие ситуации на практике (в том числе и в естественных жизненных условиях), где проявление этих ценностей будет иметь для него личностный смысл.

(Воспитание нравственной культуры ребенка ведётся с двух сторон.

1. Опыт общения для формирования культуры

поведения.

2. Работа над собой. Стремление ребёнка своими

действиями самосовершенствоваться на основании положительных примеров, полученных в ходе общения, и быть лучше.

Воспитание физической культуры личности основано на принципе ведущей роли здоровья в жизни человека. На этой основе складывается культура здорового образа жизни, формирование здорового и выносливого тела.

Воспитание культуры труда тоже имеет нравственный аспект. В центре внимания ни в коем случае не материальная выгода, а ценности творчества, напряжение сил при встрече с жизненными трудностями и препятствиями и преодоление их, труд на благ общества, на пользу людям. Трудовая деятельность, организуемая воспитателем как ценность нравственной культуры, становится не только содержательной, интересной, требующей напряжения сил, воли, способностей, но и вызывает активность, побуждает к самоорганизации, строится на условиях выбора и ответственности.

Воспитание познавательной культуры предполагает не только развитие познавательных возможностей личности и приобретение определенного объема необходимой информации, но и освоение способов проблемного мышления. Именно проблемное мышление позволяет человеку осознавать пользу и значение нравственных ценностей, оценивать их и осуществлять поиск смысла жизни.

Воспитание гражданской культуры – воспитание патриотизма и ответственности за судьбу своей Родины.

Воспитание эстетической культуры личности обеспечивает возможности удовлетворения ее художественных и эстетических потребностей. Но и эту культуру невозможно воспитать без хорошо развитой нравственности, ибо только человек с хорошей нравственной культурой может отличить прекрасные вещи от безобразных.

Таким образом, базовая культура личности всегда воспитывается в комплексе с опорой на нравственную культуру, ибо нравственная составляющая присутствует и во всех остальных компонентах базовой культуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2723; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.