Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полезная» встряска




На первый взгляд, многие упражнения выглядят пугающими, и только потом мы «убеждаем» и себя, и нашего ребенка, что это очень полезно, что такая встряска непременно необходима его развивающемуся организму. Но где та грань между физиологическим, полезным стрессом и патологическим, вызывающим тяжелое истощение, и, возможно, необратимую болезнь? Кто может уловить ее конкретно для вашего малыша? Ребенку действительно необходимы прикосновения и движение, но для этого есть простые, естественные и проверенные веками методики — вынашивание на руках, пестовальная гимнастика, массаж, пальчиковые игры.

При некоторых серьезных заболеваниях действительно могут понадобиться специальные упражнения в комплексе восстановительной терапии, которые должны назначаться врачом-реабилитологом и проводиться специалистом, прошедшим необходимую подготовку.

Также нужно помнить, что для занятий динамической гимнастикой существуют противопоказания. В частности, к ним относятся дисплазия тазобедренных суставов и врожденный вывих бедра, гипермобильность суставов, врожденные особенности соединительной ткани, проблемы со стороны нервной системы — гипертонус, повышенное внутричерепное давление. Поэтому, если вы все же решите приступить к таким занятиям, необходимо исключить у вашего малыша эти состояния и проконсультироваться с соответствующими специалистами — неврологом, ортопедом и хирургом.

  Комментарий Екатерины Денисовой — консультанта по лактации, психолога: Грудничков нельзя постоянно погружать в состояние стресса, это негативно может отразиться на психике. Первый минус — дети разуверяются в надежности матери, они находятся в постоянной «борьбе за выживание». В своей практике специалисты по лактации отмечают самые распространенные последствия занятий динамической гимнастикой — отказ от груди, остановка в наборе веса, потеря веса, беспокойный (либо наоборот — длительный стрессовый) сон. В самых сложных случаях малыши отказываются не только от груди, но и от молока матери в целом — даже если оно дается из бутылки, ложки и т.п. Для того, чтобы исправить сложившуюся ситуацию, маме приходится устранять все стрессовые факторы и потратить немало времени на установление доверительных отношений между ней и малышом. Учитывая то, что человек отличается способностью легко приспосабливаться ко многим условиям, дети привыкают к любым занятиям, и нам кажется, что они даже испытывают удовольствие от динамической гимнастики. Но подобная реакция — это всего лишь ответ малыша на способ ухода, так как иного дети не получают. Это можно назвать своеобразной адаптацией. На самом же деле, ребенку, которого развивают подобным образом и которому приходится приспосабливаться к неестественным условиям, возможно, тяжелее будет адаптироваться во взрослой жизни без ущерба его психическому состоянию.

Минусы «динамики»

Многие упражнения в динамической гимнастике опираются на врожденные рефлексы новорожденного, такие как хватательный, Моро, стимулируя и поддерживая их. Но так предусмотрено физиологией развития, что эти рефлексы должны угаснуть к 2-4-х месячному возрасту, замедление же сроков их угасания свидетельствует о нарушениях в нервной системе ребенка, о задержке его развития. Так целесообразно ли проводить искусственную стимуляцию этих врожденных рефлексов?

Помимо этого следует учитывать, что занятия динамической гимнастикой, особенно в неопытных руках, являются довольно рискованными из-за большой вероятности травм и падений.

Мы все время торопимся. Раннее развитие, раннее половое созревание и т.д. Так ли это важно? Ведь физиологические нормы возрастного развития человека никто не отменял. В случае занятий динамической гимнастикой может так получится, что костно-суставная система ребенка еще не готова, не созрела, а мы уже перестимулировали нервную систему совместно с вестибулярным аппаратом... И вот он в свои 4 месяца уже ходит с поддержкой… А зачем?

Теперь поговорим о строении суставов и некоторых свойствах тканей. У детей раннего возраста связки очень эластичные и нежные. Что происходит во время интенсивных упражнений? Перерастяжение, микротравматизация тканей сустава, вследствие этого утолщение и изменение структуры. Кроме этого, изменения состояния хрящей и связочного аппарата происходят из-за нарушения кровообращения в этих областях, что приводит к гипоксии и в совокупности ведет к потере упругости и эластичности.

  Комментарий Татьяны Виниченко, перинатального психолога Наблюдая за годовалыми малышами, родители которых занимались с ними ранними методиками моторного развития, в том числе и так называемой «динамикой», и сравнивая их успехи в освоении двигательных навыков с успехами их сверстников, которые не получили подобного опыта, можно сделать вывод о том, что и те и другие практически в одни и те же сроки осваивают все основные новообразования первого года жизни. Если родители ставят цель опередить темпы естественного развития, то, как правило, занятия динамической гимнастикой не принесут устойчивых результатов. Практикующие подобные упражнения мамы и папы отмечают, что стоит пропустить одно или несколько занятий, и малышам снова необходим период адаптации к ним, который часто сопровождается страхом, плачем или стрессовым сном. Еще более небезопасным следствием таких занятий, что ставит под сомнение их практическую полезность, является неспособность малышей адекватно оценивать свои возможности. Дети с опытом динамической гимнастики часто оказываются заложниками своей ловкости и физической силы, они похожи на котят, которые в погоне за воробышком забираются на самую верхушку дерева, а потом не знают, как оттуда выбраться. Очевидные же преимущества этой методики требуют от родителей ее практикующих не меньшей смелости и последовательных действий: экстремальному ребенку — экстремального родителя!

Еще одна цитата:
«В дальнейшем ощущение «свободного падения» вызывает у ребенка неописуемый восторг».

И чем наши дети начнут заменять потребность в этих ощущениях после окончания занятий? Страшно подумать, в чем можно найти подобные ощущения…

У нашего организма есть четкая и слаженная метаболическая регуляция — при каких-либо сверхвоздействиях начинают повышенно выделяться гормоны стресса. Когда их уровень все время повышен, организм привыкает к такому уровню и требует еще и еще. И ребенок начинает искать это «еще», став взрослым. Конечно, у организма есть большие компенсаторные возможности — ведь, недаром, некоторые заболевают при контакте с вирусом, а некоторые благополучно справляются. Так и в данном случае — один ребенок компенсирует стресс и будет здоров, а другой не сможет.

Подводя итог нашим размышлениям, можно выделить возможные негативные влияния динамической гимнастики на здоровье и развитие ребенка:
1. Ушибы и кровоизлияния в мягкие ткани.
2. Вывихи и подвывихи суставов.
3. Нарушение структуры суставов, утолщение и снижение эластичности связок, либо патологическая подвижность.
4. Нарушение метаболической регуляции организма, повышенное выделение стрессорных гормонов, вследствие чего гиперактивность и дефицит внимания. (Синдром гиперактивности с дефицитом внимания в школьном возрасте).
5. Стимуляция чрезмерно раннего развития моторных навыков, несоответствие в темпах созревания нервной и костно-мышечной систем.

Ответственность за жизнь и благополучие ребенка несут его родители. Ни доктор, ни инструктор, ни бабушка… Только вам решать, к какому мнению прислушиваться и на какие взгляды опираться. Хорошо подумайте, доверяете ли вы жизнь и здоровье крохи тому или иному специалисту или инструктору. Тщательно взвесьте все положительные и отрицательные моменты любой предлагаемой вам методики, в том числе и динамической гимнастики, соберите, по возможности, несколько мнений. И если что-либо смутит вас, покажется небезопасным или странным, то лучше отказаться от данной методики. В данном случае действует известный принцип «не навреди» и лучше не сделать, чем поторопиться и потом об этом жалеть.

В заключение хотелось бы сказать – слушайте свое материнское сердце. И если вам хочется прижать свое новорожденное дитя к себе, приложить к груди, спеть ему нежную песенку и просто погладить его шелковистую кожу – значит, это будет самым лучшим и безопасным стимулом для развития вашей крошки.

Автор:
Тамара Клименко, врач-педиатр

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.