Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принцип целостности, предписывающий педагогу целостность, полифоничность влияний на воспитанника, учить ребенка воспринимать отдельные события как часть единого мира




Принцип ориентации на ценности и ценностные отношения, предписывающий педагогу обнаруживать за событиями, действиями, словами, поступками, а также за предметами и вещами человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры;

2) принцип субъектности, согласно которому педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, иначе говоря, быть субъектом собственной жизни;

В концепции Н. Е. Щурковой ребенок — это «творец, продукт, продолжатель культуры». Средством взаимодействия с ребенком является предмет, в котором «аккумулируется культура». Вводя предметы культуры в контекст общения, педагог должен извлекать из этого «скрытое отноше­ние». Роль педагога заключается в том, чтобы в процессе взаимо­действия с ребенком осуществить педагогическую интерпретацию событий окружающей жизни. Эффективная форма организации деятельности школьного коллектива — это групповое дело, кото­рое помогает ребенку создать собственную «картину ценностных отношений».

Л. М. И. Рожков и Л. В. Байбородова опираются на идею субъектности воспитания, ориентации этого процесса на активность лич­ности (Рожков М. И., Байбородова Л. В. Организация воспитатель­ного процесса в школе. — М., 2001). Задача воспитания заключа­ется в том, чтобы пробудить эту активность, создать условия для самореализации, саморазвития личности. Процессом формирова­ния активности нужно управлять, т.е. максимально помочь чело­веку в реализации его потенциальных возможностей, в достиже­нии своей вершины. Основным вектором воспитания авторы счи­тают гуманизм. Поэтому активность личности должна иметь гуманистическую направленность. Воспитательный процесс представ­ляет собой целостную динамическую систему взаимодействия пе­дагога и учащегося. Воспитание осуществляется через организа­цию деятельности и общения воспитанников и нацелено на позитивные изменения.

Свободное воспитание - это воспитание, направленное на формирование интересов у воспитуемых и создание условий для свободного выбора способов их удовлетворения, а также ценностей жизни. Ведущей целью такого воспитания является научение и приучение воспитанника быть свободным и нести ответственность за свою жизнь, за выбор духовных ценностей. Сторонники данного направления опираются на идею, что человеческую сущность индивида составляет совершаемый им выбор, а свободный выбор неотделим от развития критического мышления и от оценивания роли социально-экономических структур как факторов жизнедеятельности, от ответственной активности в определении способов управления собой, своими эмоциями, поведением, характером человеческих отношений в обществе. Воспитатель призван помочь воспитуемому понять себя, осознать свои потребности и потребности окружающих людей и уметь их согласовывать в конкретных жизненных обстоятельствах. Воспитание при этом следует и помогает природе ребенка или взрослеющего молодого человека, устраняя вредные влияния и обеспечивая естественное развитие. Задача такого воспитания - привести в гармонию действие этих сил.
В концепции В.И.Андреева ведущей является идея творческо­го саморазвития личности (Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. — Казань, 1998. — Кн. 2.). В.И.Андреев счита­ет, что главное в современном образовании и воспитании — это творческое духовно-нравственное саморазвитие личности. На твор­ческое саморазвитие учащихся необходимо ориентировать деятель­ность классного руководителя. Эффективно сотрудничая с учреж­дениями дополнительного образования, детскими и подростко­выми общественными организациями, родителями, он должен со­здавать условия для самореализации каждого ученика. При этом важно создавать благоприятный психологический климат в уче­ническом коллективе.

 

10. ТЕОЦЕНТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Цель воспитания связана со слу­жением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентри­ческая модель воспитания утверждает примат духовного над теле­сным. Цель воспитания в рамках этой модели — человек, верую­щий в Бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии. Разработка теоцентрической модели в отечественной обществен­ной мысли нашла развитие в идеях космистов (В. И. Вернадский, П.П.Флоренский).

Особенности теорий, разрабатываемых в русле теоцентрической модели воспитания:

− связь человека с высшими силами (Бог, космос);

− примат духовного над телесным;

− направленность на совершенствование (прежде всего духов­ное) человека;

− использование специфических символов, ритуалов, обрядов;

− ориентация на духовные искания человека, поиск своей мис­сии как высшего смысла жизни.

Сложность построения данной модели связана с установкой на подчинение личности внешней, далеко не всегда зависящей от человека, могучей силе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.