Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структурирование времени




Наши исследования позволяют сделать вывод о том, чтофизический контакт при уходе за детьми и его символическийэквивалент для взрослых людей -- "признание" -- имеют большоезначение в жизни человека. В связи с этим мы задаем вопрос:"Как ведут себя люди после обмена приветствиями, независимо оттого, было ли это молодежное "Привет!" или многочасовой ритуалвстречи, принятый на Востоке?" В результате мы пришли к выводу,что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признаниисуществует также и потребность в структурировании времени,которую мы назвали структурный голод. Хорошо известна проблема, часто встречающаяся у подростковпосле первой встречи: "Ну и о чем мы потом с ней (с ним) будемговорить?" Этот вопрос возникает нередко и у взрослых людей.Для этого достаточно вспомнить трудно переносимую ситуацию,когда вдруг возникает пауза в общении и появляется периодвремени, не заполненный разговором, причем никто изприсутствующих не в состоянии придумать ни одного уместногозамечания, чтобы не дать разговору замереть. Люди постоянно озабочены тем, как структурировать своевремя. Мы считаем, что одна из функций жизни в обществе состоитв том, чтобы оказывать друг другу взаимопомощь и в этомвопросе. Операциональный аспект процесса структурированиявремени можно назвать планированием. Оно имеет три стороны:материальную, социальную и индивидуальную. Наиболее обычным практическим методом структурированиявремени является взаимодействие в первую очередь с материальнойстороной внешней реальности: то, что обычно называют работой.Такой процесс взаимодействия мы назовем деятельностью. Материальное планирование возникает как реакция наразличного рода неожиданности, с которыми мы сталкиваемся привзаимодействии с внешней реальностью. В нашем исследовании оноинтересно лишь в той мере, в которой подобная деятельностьпорождает основу "поглаживаний", признания и других, болеесложных форм общения. Материальное планирование не являетсясоциальной проблемой, оно базируется только на обработкеданных. Результатом социального планирования являютсяритуальные или полуритуальные способы общения. Его основнойкритерий -- социальная приемлемость, то есть то, что принятоназывать хорошими манерами. Во всем мире родители учат детейхорошим манерам, учат их произносить при встрече приветствия,обучают ритуалам еды, ухаживания, траура, а также умению вестиразговоры на определенные темы, поддерживая необходимый уровенькритичности и доброжелательности. Последнее умение как раз иназывают тактом или искусством дипломатии, причем некоторыеприемы имеют чисто местное значение, а другие универсальны.Например, стиль поведения за столом во время еды или обычайосведомляться о здоровье жены может поощряться или запрещатьсяместными традициями. Причем приемлемость этих конкретныхтрансакций находится чаще всего в обратной взаимосвязи: обычнотам, где не следят за манерами во время еды, там и несправляются о здоровье женщин. И наоборот, в местностях, гдепринято интересоваться здоровьем женщин, рекомендуетсявыдержанный стиль поведения за столом. Как правило, формальныеритуалы во время встреч предшествуют полуритуальным беседам наопределенные темы; по отношению к последним мы будем применятьтермин "времяпрепровождение". Чем больше люди узнают друг друга, тем больше места в ихвзаимоотношениях начинает занимать индивидуальное планирование,которое может привести к инцидентам. И хотя эти инциденты напервый взгляд кажутся случайными (именно такими чаще всего онипредставляются участникам), все же внимательный взгляд можетобнаружить, что они следуют определенным схемам, поддающимсяклассификации. Мы считаем, что вся последовательностьтрансакции происходит по несформулированным правилам и обладаетрядом закономерностей. Пока дружеские или враждебные отношенияразвиваются, эти закономерности чаще всего остаются скрытыми.Однако они дают себя знать, как только один из участниковсделает ход не по правилам, вызвав тем самым символический илинастоящий выкрик: "Нечестно!" Такие последовательноститрансакций, основанные, в отличие от времяпрепровождения, не насоциальном, а на индивидуальном планировании, мы называемиграми. Различные варианты одной и той же игры могут напротяжении нескольких лет лежать в основе семейной исупружеской жизни или отношений внутри различных групп. Утверждая, что общественная жизнь по большей части состоитиз игр, мы совсем не хотим этим сказать, будто они оченьзабавны и их участники не относятся к ним серьезно. С однойстороны, например, футбол или другие спортивные игры могут бытьсовсем незабавными, а их участники -- весьма серьезными людьми.Кроме того, такие игры бывают порой очень опасными, а иногдадаже чреваты фатальным исходом. С другой стороны, некоторыеисследователи включали в число игр вполне серьезные ситуации,например каннибальские пиршества. Поэтому употребление термина"игра" по отношению даже к таким трагическим формам поведения,как самоубийства, алкоголизм, наркомания, преступность,шизофрения, не является безответственностью и легкомыслием. Существенной чертой игр людей мы считаем не проявлениенеискреннего характера эмоций, а их управляемость Этостановится очевидным особенно в тех случаях, когда необузданноепроявление эмоций влечет за собой наказание. Игра может бытьопасной для ее участников. Однако только нарушение ее правилчревато социальным осуждением. Времяпрепровождения и игры --это, на наш взгляд, только суррогат истинной близости. В этойсвязи их можно рассматривать скорее как предварительныесоглашения, чем как союзы. Именно поэтому их можнохарактеризовать как острые формы взаимоотношений. Настоящаяблизость начинается тогда, когда индивидуальное (обычноинстинктивное) планирование становится интенсивнее, асоциальные схемы, скрытые мотивы и ограничения отходят назадний план. Только человеческая близость может полностьюудовлетворить сенсорный и структурный голод и потребность впризнании. Прототипом такой близости является акт любовных,интимных отношений. Структурный голод столь же важен для жизни, как исенсорный голод. Ощущение сенсорного голода и потребность впризнании связаны с необходимостью избегать острого дефицитасенсорных и эмоциональных стимулов, так как такой дефицит ведетк биологическому вырождению. Структурный голод связан снеобходимостью избегать скуки. С. Кьеркегор описал различныебедствия, проистекающие от неумения или нежеланияструктурировать время. Если скука, тоска длятся достаточнодолгое время, то они становятся синонимом эмоционального голодаи могут иметь те же последствия. Обособленный от общества человек может структурироватьвремя двумя способами: с помощью деятельности или фантазии. Известно, что человек может быть "обособлен" от другихдаже в присутствии большого числа людей. Для участникасоциальной группы из двух или более членов имеется несколькоспособов структурирования времени. Мы определяем ихпоследовательно, от более простых к более сложным: 1) ритуалы;2) времяпрепровождение; 3) игры; 4) близость; 5) деятельность.Причем последний способ может быть основой для всех остальных.Каждый из членов группы стремится получить наибольшееудовлетворение от трансакций с другими членами группы. Человек получает тем большее удовлетворение, чем болеедоступен он для контактов. При этом планирование его социальныхконтактов происходит почти автоматически. Однако некоторые изэтих "удовольствий" вряд ли могут быть так названы (например,акт саморазрушения). Поэтому мы заменяем терминологию ииспользуем нейтральные слова: "выигрыш" или "вознаграждение". В основе "вознаграждений", полученных в результатесоциального контакта, лежит поддержание соматического ипсихического равновесия. Оно связано со следующими факторами:1) снятие напряжения; 2) избегание психологически опасныхситуаций; 3) получение "поглаживаний"; 4) сохранениедостигнутого равновесия. Все эти факторы неоднократно изучалисьи подробно обсуждались физиологами, психологами ипсихоаналитиками. В переводе на язык социальной психиатрии ихможно назвать так: 1) первичные внутренние "вознаграждения"; 2)первичные внешние "вознаграждения"; 3) вторичные"вознаграждения"; 4) экзистенциальные (т.е. относящиеся кжизненной позиции) "вознаграждения". Первые три аналогичныпреимуществам, полученным в результате психическогозаболевания, которые подробно описаны у Фрейда. Мы убедились наопыте, что гораздо полезнее и поучительнее анализироватьсоциальные трансакции с точки зрения получаемого"вознаграждения", чем рассматривать их как защитные механизмы.Во-первых, наилучший способ защиты -- вообще не участвовать втрансакциях. Во-вторых, понятие "защита" только частичнопокрывает первые два типа "вознаграждений", а все остальное,включая сюда третий и четвертый типы, при таком подходетеряется. Независимо от того, входят ли игры и близость в матрицудеятельности, они являются наиболее благодарной формойсоциального контакта. Длительная близость, встречаясь не так ужчасто, представляет собой в основном сугубо частное дело. А вотважные социальные контакты чаще всего протекают как игры.Именно они и являются предметом нашего исследования. Last-modified: Tue, 30 Jun 1998 04:55:37 GMT

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 278; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.