Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Неосознаваемые психические процессы




Виды психических процессов

Лекции № 23

Тема: «Психические процессы. Характеристика неосознаваемых психических процессов».

План:

  1. Виды психических процессов (осознаваемые и неосознаваемые)
  2. Разновидности осознаваемых процессов: познавательные, эмоциональные, волевые.
  3. Неосознаваемые механизмы и действия.
  4. Неосознаваемые побудители сознательных действий
  5. «Надсознательные» процессы.

Психические процессы могут быть как осознаваемые, так и неосознаваемые. В табл.1, приведена классификация психических процессов на основании их осознаваемости человеком.

Таблица 1

Осознаваемые психические процессы Неосознаваемые психические процессы
Познавательные Неосознаваемые механизмы и действия
Сенсорно-перцептивные Когнитивные
Эмоциональные Неосознаваемые побудители сознательных действий
Волевые «Надсознательные» процессы
     

 

По мнению А.В. Петровского, низший уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.*

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса (См. таблицу 2): (1) неосознаваемые механизмы сознательных действий; (2) неосознаваемые побудители сознательных действий; (3) «надсознательные» процессы.

Таблица 2

Класс неосознаваемых психических процессов Форма проявления Отношение к сознанию Исследователи
Неосознаваемые механизмы сознательных действий неосознаваемые автоматизмы первичные автомотизмы или автоматические действия (дыхание,сосание, мигание, хождение и т.д.) никогда не осознавались   Б.Ф. Скиннер Н. А. Бернштейн
вторичные автомотизмы или автоматизированные действия (навыки) прошли через сознание и перестали осознаваться
явления неосознаваемой установки Формирование и реализация ее влияний происходит на неосознаваемом уровне Д.Н. Узнадзе
неосознаваемые сопровождения сознательных действий (непроизвольные движения, тонические напряжения, ми­мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций) бессознательны А. Р. Лурия
Неосознаваемые побудители сознательных действий Проявляются в виде сновидений, ошибочных действий (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротических симптомов. бессознательны З. Фрейд, К.Г. Юнг, С. Гроф и др.
«Надсознательные» процессы творческий акт бессознательны В. Джемс Э. Линдеман Ф. Е. Василюк П.В. Симонов

 

Неосознаваемые механизмы сознательных действий можно разделить на три раз­личных подкласса: неосознаваемые автоматизмы; явления неосознаваемой установки; неосознаваемые сопровождения сознательных действий.*

Рассмотрим каждый из названных подклассов.

а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумевают обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает от­сутствие сознательного контроля.

Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через со­знание и перестали осознаваться.

Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые называют иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.

В группу автоматических действий входят либо врож­денные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие.

Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более сложного действия. Этот процесс имеет фундаментальное значение для жизни каждого индивида. Не будет большим преувеличением сказать, что он лежит в основе развития всех наших умений, знаний и способностей. Так, путем продвижения от простых действий к слож­ным, благодаря передаче на неосознаваемые уровни дей­ствий уже освоенных, человек приобретает мастерство.

Говоря об освобождении действий от сознательного контроля, конечно, не надо думать, что это освобождение абсолютно, т. е. что человек совсем не знает, что он делает. Это не так. Контроль, конечно, остается, но он осуществляется следующим интересным образом.

Поле сознания, как вы уже знаете, неоднородно: оно имеет фокус, периферию и, наконец, границу, за которой начинается область неосознаваемого. И вот эта неодно­родная картина сознания как бы накладывается на ие­рархическую систему сложного действия. При этом самые высокие этажи системы — наиболее поздние и наиболее сложные компоненты действия — оказываются в фокусе сознания; следующие этажи попадают на периферию со­знания; наконец, самые низкие и самые отработанные компоненты выходят за границу сознания.

Надо сказать, что отношение различных компонентов действий к сознанию нестабильно. В поле сознания происходит постоянное изменение содержании: представ­ленным в нем оказывается то один, то другой «слой» иерархической системы актов, составляющих данное действие.

Движение в одну сторону, повторим, это уход вы­ученного компонента из фокуса сознания на его пери­ферию и с периферии — за его границу, в область не­осознаваемого. Движение в противоположную сторону означает возвращение каких-то компонентов навыка в сознание. Обычно оно происходит при возникновении трудностей или ошибок, при утомлении, эмоциональном напряжении. Это возвращение в сознание может быть и результатом произвольного намерения. Свойство любого компонента навыка вновь стать осознанным очень важно, поскольку оно обеспечивает гибкость навыка, возмож­ность его дополнительного совершенствования или пере­делки.

Этим свойством навыки отличаются от автоматических действий. Первичные автоматизмы не осознаются и не поддаются осознанию. Более того, по­пытки их осознать обычно расстраивают действие.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.