КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Формационная и цивилизационная концепции общественного развития
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма – К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. Л. Лениным. Ø -первобытнообщинная; Ø -рабовладельческая; Ø -капиталистическая; Ø -коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико – экономический тип общества – «азиатский способ производства». Первобытнообщинная формация характеризуется: Ø Примитивными формами организации труда; Ø Отсутствием частной собственности – общей собственностью на средства и результаты труда; Ø Равенством и личной свободой; Ø Отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; Ø Слабой общественной организацией –отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений. «Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока, расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя: Ø Ирригационное земледелие как основу экономики; Ø Отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения); Ø Государственную собственность на землю и средства производства; Ø Массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства; Ø Наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно – экономическая формация: Ø Возникла частная собственность на средства производства,в том числе «живые», «говорящие» - рабов; Ø Социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; Ø Государство и публичная власть. Феодальная общественно – экономическая формация основывалась на: Ø Крупной земельной собственности особого класса землевладельцев – феодалов;
Ø Труде свободных, но зависимых экономически от феодалов крестьян; Ø Особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах – городах. При капиталистической общественно – экономической формации: Ø Основную роль в экономике начинает играть промышленность; Ø Усложняются средства производства- механизация, объединение труда; Ø Промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; Ø Основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая формация,по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: Ø Отсутствием частной собственности на средства производства; Ø Государственной собственностью на средства производства; Ø Трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; Ø Справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; Ø Высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда. Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и постсоциалистических странах. Он имеет достоинства и недостатки. Достоинства – понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки – не учет других факторов, излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой.
Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби(1889-1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют на другие цивилизации. Ø шумерская; Ø вавилонская; Ø минойская; Ø эллинская; Ø китайская; Ø индусская; Ø исламская; Ø христианская; Ø некоторые другие цивилизации. По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: Ø Творческого меньшинства; Ø Инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, что - бы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «тушить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: Ø Зарождение; Ø Рост; Ø Надлом; Ø Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 385; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |