Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Распределение доходов и расходов между бюджетами

Под бюджетным устройством понимается организация и принципы построения бюджетной системы, ее структура, взаимосвязь между отдельными звеньями.

Бюджетное устройство есть внутреннее построение бюджетов государства. В основе бюджетного устройства Республики Беларусь лежат принципы единства бюджетной системы, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему Республики Беларусь. Бюджетное устройство Республики Беларусь определяется её административно-территориальным делением.

Бюджетное устройство – это организация бюджетной системы и принципы её построения.

Республика Беларусь - унитарное государство, территория которого делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы (ст. 1, 9 Конституции). В свою очередь административно-территориальное деление Республики Беларусь определено Законом от 5 мая 1998 г. «Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства».

Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных, представлением необходимой статистической и бюджетной информации о республиканском и местных бюджетах для составления консолидированных бюджетов, согласованными принципами бюджетного процесса.

Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов, осуществляемом через использование регулирующих доходов, создание целевых бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Принцип полноты заключается в том, что на каждом уровне формирования бюджета определение его доходной части осуществляется с учетом всех предусмотренных законодательством источников. Полнота бюджетов обеспечивается включением в них всех налогов, определенных законодательством Республики Беларусь, других обязательных платежей и иных поступлений, а также определением размера и порядка расходования денежных средств.

Принцип реальности действует как необходимое условие принятия решений с учетом фактически имеющихся доходных источников. Реальность бюджетов обеспечивается финансированием расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета.

Гласность как принцип деятельности государственных органов, органов местного управления и самоуправления применяется на всех стадиях бюджетного процесса: составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Гласность бюджетов обеспечивается доведением до граждан через средства массовой информации хода обсуждения и принятия закона о бюджете Республики Беларусь, решений местных Советов депутатов о соответствующем местном бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год. Утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении публикуются в печати, кроме сведений, отнесенных к государственным секретам в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом соответствующих государственных органов самостоятельно составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет. Самостоятельность бюджетов как части бюджетной системы заключается в том, что утверждение республиканского бюджета осуществляется законом Республики Беларусь, местных бюджетов - решениями соответствующих местных Советов депутатов, а их исполнение возлагается на Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы на основе бюджетного регулирования.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов в государстве.

Бюджетная система Республики Беларусь имеет конституционное закрепление. Согласно ст. 133 Основного Закона бюджетная система Республики Беларусь включает республиканский и местные бюджеты. Конституционные положения, получили развитие в ст. 5 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», в которой определяется структура бюджетной системы. Предусматривается, что в бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты.

Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение, например, таких как национальная оборона, международная деятельность, наука, обслуживание государственного долга и т.д.

Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории.

К местным бюджетам относятся областные, районные, городские бюджеты, бюджеты поселков городского типа и сельсоветов.

В ст. 6 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» дается понятие консолидированного бюджета. Согласно этой статье консолидированный бюджет представляет совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы.

Закон выделяет три вида консолидированных бюджетов: Республики Беларусь; области; района.

Консолидированный бюджет Республики Беларусь составляют республиканский бюджет и бюджеты областей, города Минска.

Консолидированный бюджет области - областной бюджет и бюджеты районов, городов областного подчинения, расположенных на территории области.

Консолидированный бюджет района (бюджет района) - районный бюджет и бюджеты сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения, расположенных на территории района.

Министерство финансов Республики Беларусь и финансовые управления (отделы) местных исполнительных и распорядительных органов ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

В Республике Беларусь предусматривается возможность существования чрезвычайного бюджета. Согласно ст. 7 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в случае введения вустановленном порядке на территории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения на этих территориях может вводиться чрезвычайный бюджет в соответствии с актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

 

Республиканский и местные бюджеты. Распределение доходов и расходов между бюджетами.

В составе республиканского и местных бюджетов создаются резервные и целевые бюджетные фонды, средства которых используются по целевому назначению на осуществление социальных, экологических и других программ, ликвидацию последствий стихийных бедствий и проведение других мероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов. Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждении бюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год.

Сверх предусмотренных расходов в республиканском и местных бюджетах за счет остатков средств по соответст­вующим бюджетам на начало планируемого финансового (бюджетного) года и доходов бюджетов текущего года образуется оборотная кассовая наличность.

Оборотная кассовая наличность в течение финансового (бюджетного) года используется на покрытие временных кассовых разрывов и должна быть восстановлена к концу этого года в размере, установленном при утверждении бюджета.

Бюджет оказывает влияние на экономические и социальные процессы через соответствующие группы бюджетных отношений - доходы и расходы бюджета.

Основным назначением доходов бюджета является создание устойчивой финансовой базы для выполнения органами государственной власти возложенных на них задач.

Основное назначение расходов бюджета проявляется в использовании бюджетных средств государственными органами в ходе их деятельности по управлению экономикой, регулированию социальной сферы, стимулированию научно-технического прогресса, обеспечению обороноспособности и правопорядка в государстве.

 

Ведущая роль республиканского бюджета в бюджетной системе Республики Беларусь определена вчасти третьей ст. 133 Конституции, согласно которой общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

Общие положения, раскрывающие содержание республиканского бюджета, получили закрепление в ст. 23 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах». Согласно указанной статье республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение.

Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целях выравнивания уровней их экономического и социального развития.

Распределение доходов и расходов между республиканским бюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.

К доходам, формирующим республиканский бюджет, относятся:

регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетам областей и города Минска;

• доходы от внешнеэкономической деятельности;

• поступления от разбронирования государственных запасов и резервов;

• доходы государственных целевых бюджетных фондов;

• трансферты, получаемые от других государств в соответствии с заключенными договорами;

• доходы свободных экономических зон;

• другие доходы в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Постоянно закрепленными доходами за республиканским бюджетом являются, например, чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, патентные пошлины и сборы, консульские сборы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций и др.

Основные направления расходования средств республи­канского бюджета определены ст. 25 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах», согласно которой из республиканского бюджета финансируются:

  • капитальные вложения в объекты, относящиеся к республиканской собственности;
  • природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствии с общегосударственными программами;
  • мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • общегосударственные программы по социальной защите населения:
  • другие общегосударственные целевые программы;
  • затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
  • государственные учреждения и организации образования, подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры, социального обеспечения;
  • затраты по закладке и обновлению государственных запасов и резервов;
  • расходы на содержание республиканских государственных органов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственной безопасности;
  • национальная оборона, пограничные войска, таможенные органы;
  • погашение кредитов Национального банка РБ, выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственного долга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательств Правительства РБ;
  • погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам, полученным от иностранных государств и банков, международных финансовых организаций;
  • образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
  • выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидий юридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
  • расходы свободных экономических зон;
  • расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
  • другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджете на соответствующий финансовый (бюджетный) год.

Наряду с республиканским бюджетом в бюджетную систему Республики Беларусь входят местные бюджеты. К исключительной компетенции местных Советов депутатов относится утверждение местных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 121 Конституции).

Общие положения, касающиеся правовой регламентации местных бюджетов, определены в законах «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» и «О местном управлении и самоуправлении в РБ».

Местные бюджеты относятся к финансовым ресурсам органов местного управления и самоуправления и обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых на соответствующей территории. Основными источниками формирования местных бюджетов, как и республиканского бюджета, выступают налоги. В соответствии с Законом «О местном управлении и самоуправлении в РБ» постоянно закрепленным налогом за местными бюджетами определен подоходный налог с физических лиц. К дополнительным собственным источникам доходов местных бюджетов относятся также местные налоги и сборы, устанавливаемые местными Советами депутатов в соответствии с законом.

Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доходы, предусмотренные в законе о бюджете РБ на очередной финансовый (бюджетный) год.

В соответствии со ст. 43 Закона «О местном управлении I и самоуправлении в Республике Беларусь» местные Советы депутатов в пределах своих полномочий самостоятельно:

1) определяют направления использования средств местных бюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовых ресурсов, имеющих целевое назначение; расходуют бюджетные средства на финансирование мероприятий по социальному и экономическому развитию соответствующей территории;

2) увеличивают в пределах имеющихся у них средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты, органов внутренних дел, охраны природы, историко-культурных ценностей; устанавливают доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифным ставкам работникам этих учреждений;

3) определяют дополнительные льготы и пособия при оказании помощи отдельным категориям населения, а также размеры пособий гражданам;

4) устанавливают размер расходов на свое содержание, |содержание исполнительных комитетов и местных администраций, в том числе фонд оплаты труда, исходя из должностных окладов и условий материального поощрения, установленных действующим законодательством Республики Беларусь;

5) образуют резервные, целевые и иные фонды;

6) устанавливают размер оборотной кассовой наличности;

7) вводят механизм секвестра расходов местных бюджетов.

 

  1. Бюджетное регулирование РБ.

Бюджетное регулирование – это перераспределение бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях достижения их сбалансированности.

В процессе бюджетного регулирования используются 2 основных метода:

1. Метод регулирующих доходов (метод процентных отчислений). Под регулирующими доходами понимаются республиканские налоги, другие обязательные платежи, а также иные поступления.

2. Метод оказания прямой финансовой поддержки.

Прямая финансовая помощь из вышестоящих бюджетов в нижестоящие может предоставляться в следующих формах: дотация, субвенция, субсидия, бюджетная ссуда, бюджетный займ.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | В инструментальную копилку практикующего логопеда
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.