КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В инструментальную копилку практикующего логопедаРазвивающаяся психика детей до 9-ти летнего возраста пластична и готова к коррекционно-развивающей работе, которая должна быть направлена не на развитие изолированных действий путем их «натаскивания, тренировки и дрессировки», а на развитие базисных психологических факторов, являющихся основой для развития высших психических функций, к которым относится и функция речи. Полноценное развитие функции речи, в свою очередь, является необходимым условием для успешного развития абстрактно-логического мышления, самоконтроля, программирования, рефлексии, ответственности и т.д. О.Н. Усанова указывает на то, что «в формировании высших психических функций у ребенка как личности речь играет исключительную, ни с чем не сравнимую роль. Выполняя функцию общения ребенка со взрослыми, она является базой для развития мышления; обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения ребенка, организации всей его психической жизни, влияет на развитие личности в целом» (Усанова О.Н., 1995. С.94). Развитие мозга идет путем напластования и надстройки новых уровней над старыми. Старый уровень переходит в новый, существует в нем, создавая его базис, работает под управлением постоянно появляющихся высших уровней организации мозга (Выготский Л.С., 1986). Э. Кречмер (1921) сформулировал две основные закономерности в развитии мозга: 1. При развитии высших ступеней в развитии мозга, низшие не отходят в сторону и не исчезают, а «работают в общем союзе, как подчиненные инстанции под управлением высших». 2. Высшие психические функции развиваются снизу вверх, в результате чего устанавливается сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и высшим. Психическое развитие детей протекает в соответствии с определенной генетической программой, поэтому у каждой психической функции есть свои закономерности и схемы развития, знание которых позволяет своевременно и точно заниматься развитием и коррекцией психической сферы детей. Следовательно, развитие психических функций левого полушария, в том числе и функции речи, начинается только после того, как пройдет полноценное развитие функций стволовых отделов головного мозга, правого полушария и мозолистого тела. Формирование речи может быть затруднено, если ей не предшествовало формирование пространственных представлений, соматогнозиса, зрительного восприятия, копирования, обоняния, осязания, вкуса, ритмов, межполушарного взаимодействия и т.д. Фонематический слух, являющийся функцией левого полушария, сначала должен сформироваться как тональное звукоразличение (шумовое восприятие) в правом полушарии. Несформированность правополушарного этапа в развитии фонематического слуха может привести к грубейшим задержкам и нарушениям речи. Следует помнить, что в 7-ми летнем возрасте у ребенка хорошо развиты только «внешняя» речь, и, следовательно, «внешнее» мышление. Читать и размышлять ему необходимо вслух до тех пор, пока не будет развита «внутренняя» речь и, следовательно, «внутреннее» мышление. Перевод мыслей в письменную речь – это еще более сложный процесс, который задействует многие зоны коры больших полушарий: чувствительную, основную слуховую, центр слуховых ассоциаций, основную зрительную, моторную зону речи и познавательный центр. Интегрированные схемы мышления передаются в область вокализации и лимбическую систему, что делает возможным построение слов в устной и письменной речи. К базисным психологическим факторам, развитие которых является обязательным условием для развития речи, относятся: - модально-специфический (зрительный, слуховой и тактильный гнозис); - кинестетический (сенсо-моторные взаимодействия); - кинетический (динамические процессы); - пространственный (телесное и внешнее пространство, квазипространство); - фактор энергетического обеспечения (дыхательные упражнения, массаж, релаксация, растяжки); - фактор межполушарного взаимодействия (визуализация, интеллектуальные, мнестические, речевые, номинативные процессы, перекрестные (реципрокные) движения); - фактор произвольной регуляции психической деятельности (программирование, целеполагание, самоконтроль, произвольное внимание, причинно-следственные отношения, коммуникативные навыки). Развитие артикуляции и мелкой моторики рук Д. Кимура в своих исследованиях показала, что существует тесная связь речи с моторной деятельностью рук и артикуляционного аппарата (Kimura D., 1983). В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |