Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпосылки возникновения и развития физической культуры и спорта




Рассматривая историю физической культуры и спорта, целесообразно показать

исторические, социально-культурные и культурологические предпосылками ее возникновения и развития в обществе.

Исторические предпосылки возникновения современной физической культуры и

спорта. Современные виды физической культуры (физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация, физическая рекреация, профессионально-прикладная физическая подготовка и адаптивная физическая культура) являются отражением ее

исторической эволюции.[5] Их развитие связано с эволюцией человека, общества в целом и с формированием новых общественно значимых потребностей людей которые определяют основные направления их развития, порождают в рамках видов физической культуры особую культурную среду и обеспечивают через специфические формы двигательной активности физическое и духовное совершенствование людей.

Социально-культурные предпосылки возникновения и развития современной

физической культуры и спорта. В истории человеческого общества Новое время открыло широкие перспективы для развития зрелищного направления в физической культуре. Уже во второй период Нового времени в государствах Европы наряду с формированием национальных систем физического воспитания, зарождается спорт в современном его виде. Для понимания причин его возникновения обратимся к исторической параллели. Наиболее близки к современному спорту были состязания свободных граждан в Древней Греции и Древнем Риме. Их возникновение, по Сутула В.А., обусловлено, во-первых, формированием в античных государствах в период рабовладельческого строя широкой прослойки потребителей зрелищ - свободных граждан, освобожденных от воинских обязанностей и физического труда. Во-вторых, в этих государствах развивалась античная демократия, предоставляющая свободным

гражданам широкие возможности для самовыражения и самоутверждения на основе

удовлетворения своих потребностей в состязательной деятельности. Эти две важнейшие предпосылки в новой форме и на совершенно новом уровне проявились в период Нового времени.

Произошедшие в Европе в XVIII-XIX веках буржуазные революции создали

условия для демократизации всех сторон общественной жизни, что открыло широкие

перспективы для образования различных общественных объединений (партий, союзов ит.п.). Развитие промышленности, науки, техники, культуры в период Нового времени

привело к интенсивному росту городов, в которых начала складываться новая культурно-бытовая среда. Важным ее компонентом стали разнообразные состязания, проводимые среди разных слоев городского населения. Об этом свидетельствуют исторические материалы: в газетах того времени было много публикаций о денежных выигрышах, различных вознаграждениях, получаемых победителями соревнований. [6] Это создавало в широких слоях населения устойчивый интерес к таким

состязаниям и способствовало дальнейшему развитию в обществе социально

обусловленной потребности в зрелище. Согласно историческим материалам, в этот период зарождаются и первые физкультурно-спортивные общества, кружки, школы. Так, вначале XIX века в Англии создаются несколько боксерских школ, легкоатлетический клуб, интенсивно развиваются другие виды спорта, проводятся регулярные соревнования по гимнастике, легкой атлетике, гребле, футболу.

Второй важной предпосылкой возникновения спорта в современном его виде стало интенсивное развитие промышленного производства, обеспечившее значительный рост производительности труда. На фабриках и заводах был введен нормированный рабочий день. Это способствовало формированию в обществе «среднего слоя» - потенциального потребителя зрелищ. Складывающиеся новые социально-экономические условия составили основу развития среди широких слоев горожан, а не только в среде аристократов – различных физкультурно-спортивных объединений, кружков.

Кроме этих предпосылок возникновения современного спорта существенную роль сыграло формирование национальных систем образования, в рамках которых создавались системы физического воспитания, сыгравшие важную роль в приобщении населения к ценностям физической культуры.

Таким образом, исторически сформировавшаяся социальная потребность в зрелище и развитие демократических институтов, способствующих самовыражению свободных граждан через состязательную деятельность привели к появлению уже в середине XIX века такого общественно значимого явления как спорт.

Характер взаимосвязей потребности людей в зрелище и спортивно-состязательной деятельности, определяется конкретной двигательной деятельностью и складывающимися на данном историческом этапе и в конкретном месте социально-экономическими условиями. Это обусловило развитие многообразных видов спорта. Оно так же неисчерпаемо, как проявления способностей и потребностей человека. В таком многообразии - важная притягательная сила спорта, ибо оно обеспечивает широкий спектр возможностей для самовыражения граждан и зрелищ на любой вкус.

У современного спорта несколько исторических истоков:

1) основная группа видов спорта сформировалась на основе развития зрелищ в сфере физической культуры;

2) восточные единоборства вошли в современный спорт как продолжение религиозного направления;

3) виды спорта, как баскетбол и др., возникли в рамках воспитательного направления.

Таким образом, возникновение современного спорта как социокультутного явления, нужно рассматривать как закономерное следствие исторической эволюции трех основных ветвей развития физической культуры: зрелищного, религиозного и

воспитательного.

Анализ движущих сил и основных направлений развития физической культуры и спорта в современном обществе позволяет сказать следующее: источниками возникновения современной физической культуры и спорта как социокультурных явлений являются зрелищность, религия и их воспитательная значимость; современный спорт – это самоорганизуемое и саморазвивающееся общественное движение, удовлетворяющее потребности людей в состязательной деятельности и зрелище.

В основе спорта лежат: определенным образом организованная соревновательная деятельность людей, позволяющая оценить их подготовленность; специальная подготовка к соревновательной деятельности как социально-педагогический процесс; преемственность содержания (принципы, средства методика, технологии специальные наставления) подготовки человека к соревновательной деятельности.

Культурологические аспекты возникновения современного спорта. Спорт как сложное, противоречивое, многофакторное и многофункциональное явление возник в

начале ХVII в., а известный нам его образ формировался на переломе XIX-XX веков.

Его современный облик формировался иначе, чем в античный период. В Западной социологии и теории спорта существует мнение, что становление спорта связано с развитием буржуазной городской культуры, и его истоки лежат не в потребностях физического совершенствования и не в традиционных формах праздников, а преимущественно в новых возможностях досужного развлечения. Считается, что если атлетам древности покровительствовали боги, и сами они приближались к богам своим совершенством, то спорт нового времени рожден, скорее, скукой и азартом. Таким образом, полагается, что современный спорт с его правилами возникал, не на гуманистической основе, не как реализация прекраснодушных идеалов Просвещения и утопизма, а на базе коммерческой сделки, пари, ставки. Сообщения о спорте тогдашней Англии почти сплошь состоят из публикаций о денежных удачах, выигрышах, вознаграждениях. Поэтому на появляющиеся виды спорта легко переносились правила скачек и ипподромов. Здесь ясно проявила себя чисто коммерческая сторона формирования современного спорта, которая с тех пор не покидает его.

Именно об этом пишет Л. Кун в своей книге "Всеобщая история физической культуры и спорта", отмечая, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки. Сам термин "тренинг" вышел из скаковых

конюшен и первоначально подразумевал подготовку лошадей к соревнованиям.

Важно отметить тенденцию, поначалу не очень явно проявляющуюся, но к концу XIX в. ставшую определяющей в конституировании спорта в его современном виде. Она проявлялась, во-первых, в объективной социальной потребности в развитии системы физического воспитания, возникшей в условиях рынка свободного труда и в условиях превращения образования и воспитания в область общенационального интереса; во-вторых, в усвоении общественным сознанием (и через систему общего образования) гуманистических идей, взглядов и идеалов Просвещения, особенно идущих от Руссо идей о естественном и свободном человеке.

Одной из важных и решающих причин быстрого развития спорта как части культуры современного общества было введение физического воспитания в программы школьного образования. Заслуга в этом принадлежит ректору колледжа Регби Т.Арнольду. Суть его реформы состояла в том, чтобы старшие и сильные подростки были не глумливыми тиранами младших и слабых, а их покровителями и организаторами. Арнольд считал, что это можно достичь посредством спортивных состязаний, исходя из того, что лучшие в играх и состязаниях, как правило, являются и лидерами молодежных групп. Внутри них обычно соблюдаются дисциплина и определенные правила чести. Отсюда, его педагогический принцип: через игру и спортивные состязания - к воспитанию и учебе.

Опыт оказался столь успешным и на какое-то время стал образцом для английских школ XIX в.Их выпускники не только прочно усвоили спортивный дух и традиции, но и внесли их в массовое сознание, в образ жизни. Скоро в таком же направлении были проведены реформы и в школах США, Франции и других стран.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 13562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.