КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Физическая культура и спорт в СССР
После Октябрьской революции в 1917 г. среди первых мероприятий Советской власти значилось и создание в рамках Государственного Наркомата просвещения отдела школьной медицины и гигиены, основной задачей которого было организация питания, а также постановка физического воспитания в школе. В России, с первых лет советской власти была поставлена проблема подготовки собственных научно-педагогических кадров, развития спорта и обеспечения занятий физическими упражнениями широких народных масс. Группа ученых, врачей и педагогов, признавшая Советскую власть, в Петрограде и Москве начала разрабатывать научные основы системы социалистического физического воспитания. В середине 20-х гг. с созданием ликбезов развернулось движение за ликвидацию «физкультнеграмотности», которое сопровождалось вовлечением широких масс населения в спортивные секции, разъяснением оздоровительной и воспитательной роли занятий физическими упражнениями. 27 июня 1923 г. образован центральный орган управления – Высший Совет физической культуры (ВСФК), который учредил свои отделы в республиках, губерниях и городах, решал задачи, связанные с физической культурой. ВСФК ввел на 1923/24 учебные годы всеобщее, обязательное преподавание физкультуры в школах. были отброшены буржуазные системы упражнений и вместо них введены стилизованные формы рабочих движений (загребание угля, пиление, строгание и др.). Основным содержанием физической культуры должны стать – гимнастика, спорт, подвижные игры. В 1927 г. была выпущена программа по физической культуре, ставшая исходным рубежом для всех следующих программ, в ней были сформулированы задачи физического воспитания, средства и методы урока физкультуры, формы организации, также ею предусматривалось проведение в начальной школе уроков физической культуры три раза в неделю. В 1927 – 1928 гг. физическое воспитание было включено в учебные планы педагогических и медицинских вузов. В июле 1929 г. физическое воспитание стало обязательным предметом в ВУЗах России, а с 1930 г. оно стало обязательным предметом. Во всех вузах были созданы кафедры физического воспитания и спорта, приглашены на работу соответствующие специалисты. Студенты занимались лыжным спортом, боксом, стрелковым спортом, гимнастикой, баскетболом и волейболом. В стране регулярно проводились соревнования на первенство школ, районов, городов, областей, республик и Советского Союза. Вся работа с подрастающим поколением и студентами строилась по единым программам на основе комплекса БГТО и ГТО, а также Единой Всесоюзной классификации. Первая Всероссийская спартакиада была проведена в августе 1928 г. На Красной площади прошло торжественное ее открытие. В течение года в городах, селах, областях и республиках проводились отборочные соревнования по легкой атлетике, футболу, плаванию, велоспорту, тяжелой атлетике, борьбе, стрельбе, гребле и другим видам спорта. В финальной части соревнований приняли участие 7225 человек, из них 960 девушек, 612 участников – из капиталистических стран (Чехословакии, Германии, Англии, Франции, Норвегии, Финляндии, Аргентины, Уругвая), которые состязались в 21 виде спорта. Спартакиада вскрыла ряд недостатков в организации физкультурной работы: 1) несмотря на рост массовости, уровень спортивного мастерства основной массы участников был невысок; 2) передовой опыт Москвы и Ленинграда распространялся слабо; 3) ощущался недостаток учебно-методической литературы, спортивных сооружений и инвентаря, квалифицированных преподавателей и тренеров. Важным вкладом в создание советской системы физического воспитания явился комплекс ГТО (готов к труду и обороне), введенный в 1931 г., который помог устранить разнобой в средствах и методах физкультурной работы. Нормы ГТО, учитывающие возрастные и половые особенности человека, были пригодны для школьного и внешкольного физического воспитания молодежи. В 1934 г. введен комплекс БГТО (будь готов к труду и обороне), который носил прикладной, оздоровительный характер. Установление этого комплекса завершило оформление всей системы комплекса ГТО, в котором нашли отражение основные принципы советской системы физического воспитания – прикладность, всесторонность и оздоровительная направленность. Идеи и принципы ГТО получили свое дальнейшее развитие в Единой спортивной классификации (ЕВСК), созданной в 1935 – 1937 гг. Это повлекло за собой введение разрядных норм, спортивных званий. Классификация дала возможность установить единые принципы определения спортивной подготовки на всей территории СССР. В Конституции 1936 г. было закреплено право трудящихся на создание различных общественных организаций, в том числе и спортивных обществ. ВС первых дней Великой Отечественной войны физкультурное движение стало перестраиваться на военный лад. Задачами физкультурных организаций в годы войны стали: 1) подготовить резервы Красной Армии; 2) проводить массовую военно-физическую подготовку населения; 3) готовить кадры специалистов по лечебной физической культуре для работы в госпиталях. В сентябре 1941 г. было введено всеобщее военное обучение трудящихся. Физкультурные организации совместно с Осоавиахимом и Красным Крестом помогали органам Всеобуча готовить воинов прикладных специальностей. С первых дней войны на фронт добровольно ушли многие спортсмены ДСО профсоюзов, «Динамо», «Спартака», ЦДКА, студенты, учащиеся средних учебных заведений физкультурного профиля. В рядах защитников Родины были лучшие представители советского спорта, они становились мастерами разведки и саперного дела, рукопашных схваток и снайперской стрельбы, меткими артиллеристами и пулеметчиками. Нормализация работы по физическому воспитанию и развитию спорта после Второй мировой войны столкнулась с большими трудностями. К 1947 г. в спортивном движении страны были ликвидированы последствия военных разрушений. Число спортсменов, регулярно занимающихся спортом, увеличилось до 5,4 млн. человек, т.е. превысило почти 100000 показатели 1940 года. В целях повышения спортивного мастерства были учреждены должности государственного тренера по видам спорта и открыто 80 спортивных школ для молодежи. В 1951 г. вводятся новые программы по физической культуре, согласно которым на 1-м и 2-м курсах вузов были введены обязательные занятия физической культурой. I Спартакиада проводилась в четыре этапа: 1-й – спартакиады проводятся в коллективах физической культуры (на местном уровне); 2-й – соревнования в районах, городе, области; 3-й – соревнования в республиках, Москве и Ленинграде; 4-й – финальные соревнования, которые состоялись 6 –16 августа 1956 г. в Москве. Всего на четырех этапах I Спартакиады приняло участие 23 млн. физкультурников и спортсменов. Программа финала состояла из 22 видов спорта. В течение 12 дней 9244 спортсмена боролись за призы. Значение I Спартакиады народов СССР в том, что она явилась проверкой состояния физкультурной и спортивной работы, способствовала вовлечению широких масс населения в регулярные занятия физической культурой и спортом; стимулировала развитие видов спорта и рост спортивных достижений; выявляла способных спортсменов, которыми пополнялись сборные команды. В 1959 г. состоялась II Спартакиада народов СССР, особенностью которой явилось то, что помимо сборных команд республик, Москвы и Ленинграда, по пяти видам спорта выступали команды коллективов физической культуры фабрик, заводов, учреждений. В дальнейшем Спартакиады народов СССР стали доброй традицией в советском физкультурном движении. В мае 1951 г. Советский Национальный олимпийский комитет (НОК) был принят в Международный олимпийский комитет (МОК). Впервые советские спортсмены приняли участие в XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Они выступали по всей Олимпийской программе кроме хоккея на траве. Особых успехов спортсмены СССР добились в гимнастике, классической и вольной борьбе, тяжелой атлетике, стрельбе, завоевав первые места. В 1956 г. спортсмены СССР впервые участвовали в зимних Олимпийских играх в Кортина д’Ампеццо (Италия). В дальнейшем Советский Союз, а затем Российская Федерация приняли участие во всех зимних и летних Олимпийских Играх. Наши олимпийцы всегда успешно выступали на Всемирном олимпийском форуме, завоевывая, как правило, ведущие позиции, за исключение периода, когда после 1991 года СССР развалился. Спорт, в том числе олимпийский в этот период испытывал огромные трудности, обусловленные резким снижением уровней экономического и социального развития страны, потерей идеологический основ и высокий позиций во внутренней и внешней политике. К 1991 году в нашей стране действовало около 100 факультетов физического воспитания, которые готовили учителей и педагогов по физической культуре и спорту. В 1952 году СССР впервые после революции 1917 года выступил на XV играх Олимпиады в г. Хельсинки. В 1980 году Советский Союз провел в г. Москва XXII летние Олимпийские игры. В стране созданы современные спортивные сооружения для проведения соревнований и международных встреч. Работают спортивные общества, развивается детский и юношеский спорт. С 1992 года начинается новый этап развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Он связан со структурными изменениями государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в России и обусловленными ими трудностями и сложностями.
Заключение Физическая культура возникла из потребностей первобытных людей в подготовке к тому или иному роду трудовой деятельности. Физическими упражнениями эти действия стали лишь тогда, когда человек начал сознательно использовать их в целях развития собственных физических качеств, выделив из трудовых действий в относительно самостоятельный вид деятельности. Например, перед охотой многократно повторять наиболее важные охотничьи действия, образно выражаясь «играть в охоту». Превращение трудовых действий в физические упражнения позволило эффективно влиять, с одной стороны, на физическое совершенствование человека, а с другой - на повышение его трудоспособности. Исторически сформировавшаяся социально обусловленная потребность в зрелище, с одной стороны, и развитие в обществе демократических институтов, создающих благоприятные условия для самовыражения свободных граждан через состязательную деятельность на основе их телесной сущности, с другой, привели к появлению уже в середине XIX века такого общественно значимого явления как спорт. Возникновение современного спорта, как общественно значимого многофакторного явления является закономерным следствием исторической эволюции трех основных ветвей в развитии физической культуры - зрелищного, религиозного и воспитательного. Анализ ситуации в сфере физической культуры и спорта, которая по самой своей социальной природе призвана обеспечить сохранение и укрепление здоровья населения, свидетельствует, что сегодня эта область находится в критическом положении. Без существенных изменений в этой сфере невозможно решить проблему духовного, нравственного и физического оздоровления народа. Да, именно этих качеств и это подтверждают слова великих людей: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно», «В здоровом теле - здоровый дух». Только от государства зависит, будут ли в ближайшем будущем созданы механизмы стимулирования приоритетного развития физической культуры и массового спорта, равно как и обеспечение прав потребителей услуг в области физической культуры и спорта. Возникла необходимость принятия НПА, программ, в которых поэтапно решались бы основные задачи развития физической культуры и массового спорта, а также народного спортивного движения. Список использованных источников и литературы: 1. Визитей Н.Н.: Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989. – 158 с. 2. Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. – М.: Физкультура и Спорт, 1951. – 215 с. 3. Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. Учебное пособие. – Калининград, 2000. – 186 с. 4. Пономарев Н.И.: Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 248 с. 5. http://www.wisdoms.ru/66.html
[1] http://www.wisdoms.ru/66.html - высказывания и афоризмы про историю.
[2] Пельменев В.К., Конеева Е.В. История физической культуры. Учебное пособие. – Калининград, 2000. – 186 с.
[3] Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: Физкультура и спорт, 1970. – 248 с. [4] Лесгафт П. Ф. Собрание педагогических сочинений. – М.: «Физкультура и Спорт», 1951 – 215 с.
[5] Визитей Н.Н.: Физическая культура личности. — Кишинев: Штининца, 1989. – 158 с.
[6] Кун Л.: «Всеобщая история физической культуры и спорта» – М.: «Радуга», 1982.
Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 20177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |