Античная литература как особая ступень в развитии мировой литературы. Своеобразие античной литературы. Древнегреческая мифология.
Гомеровский героический эпос. Характерные черты эпоса как жанра. Жанровые и стилевые особенности гомеровских поэм. Гомеровский эпос.
«Илиада» Гомера. Характеристика гомеровского общества. Эпические гомеровские герои. Особенности эпического стиля Гомера.
«Одиссея» Гомера. Эпические герои и Одиссей. Особенности эпического стиля Гомера. Сказочный характер поэмы. Язык и стих поэмы.
Дидактический эпос. Поэма Гесиода «Труды и дни». Обличительный характер поэмы. Поэтика Гесиода.
Древнегреческая лирика (мелос) как род поэзии. Лирика декламационная (элегия и ямб) и песенная (сольная и хоровая).
Декламационная лирика: ямбы Архилоха, элегии Тиртея, Солона и Феогнида. Жанр элегии в древности и поэзии нового времени.
Сольная лирика в творчестве Алкея, Сапфо, Анакреонта, переводы сольной лирики. Традиция «анакреонтической» темы в мировой литературе.
Распространение в Греции хоровой лирики. Виды гимнических песен (пэан, дифирамб и др.). Развитие хоровой лирики в творчестве Пиндара. Жанр оды у Пиндара.
Возникновение трагедии. Дифирамб как исток трагедии. Тематика и строение древнегреческой трагедии.
Греческий театр. Устройство греческого театра. Организация театральных состязаний. Массовый характер театральных зрелищ.
Эсхил – «отец трагедии». Трагедия «Прикованный Прометей». Образ Прометея у Эсхила и греческие мифы о величайшем культурном герое. Восприятие Прометея в античности и в новое
Трилогия Эсхила «Орестея». Специфика поэтики Эсхила. Хор и актеры в трагедии.
Трагедия Софокла «Царь Эдип». Проблема рока и свободной воли человека. Миф об Эдипе и трагедия Софокла. Черты общности и различия. Поэтика Софокла.
Личность Софокла. Трагедия «Антигона». Проблема личности и государства. Поэтика Софокла.
Еврипид – «философ со сцены». Трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде». Идейный смысл. Язык и стиль трагедии.
Трагедия Еврипида «Медея». Образы Медеи, Ясона. Роль драматургического приема «бог из машины» в разрешении конфликта.
Трагедия Еврипида «Ипполит». Концепция образа философа-созерцателя (Ипполита) и современная поэту натурфилософия. Роль хора в трагедии.
Возникновение греческой комедии и ее связь с народными песнями и народной буффонадой.
Проблематика древнеаттической комедии, фантастичность сюжета, гротескность и гиперболичность образов.
«Лисистрата» Аристофана – антивоенная комедия. Поэтика Аристофана. Значение творчества Аристофана для истории мировой сатиры.
Историческая проза – начало осмысления человеком истории. Геродот, эпический характер его «Истории», искусство новеллистического повествования.
Ораторская проза в Греции как начало художественной прозы. Основные виды ораторской прозы: судебное красноречие (Лисий), торжественное красноречие (Исократ), политическое красноречие (Демосфен).
Философская проза в Греции. Образ Сократа в диалогах Платона.
Аристотель – «самая универсальная голова» среди мыслителей античности. Личность Аристотеля. Литературно-философская деятельность в Платоновской Академии. Философские диалоги Аристотеля.
«Поэтика» Аристотеля. Его взгляды на сущность и функции искусства. Аристотель о трагедии. Вопрос о катарсисе. Значение его «Поэтики».
Греческая литература периода больших эллинистических государств (конец IV-I вв. до н.э.). Проблематика и жанровое своеобразие литературы. Комедии Менандра «Брюзга» и «Третейский суд».
Римская литература эпохи полисов. Римский театр: организация, репертуар. Плавт. Связь его комедий с народными истоками театра. Комедия «Клад» («Горшок»). Проблематика и поэтика Плавта.
Теренций. Проблемы семьи и быта в комедиях «Братья» и «Свекровь». Гуманизм комедий Теренция.
Римская литература эпохи кризиса полисной системы (сер. II-сер. I вв. до н.э.). Ораторское искусство. Цицерон. Его речи, письма, ораторские и философские трактаты.
Усвоение греческой философии в Риме. Лукреций и его поэма «О природе вещей». Значение поэмы Лукреция в истории философии и истории литературы.
Катулл и кружок поэтов-неотериков. Лирика Катулла. Особенности поэтики Катулла. Стихотворения Катулла в переводах Пушкина и русских поэтов XVIII-XX вв.
«Век Августа». Специфика литературы этого периода. «Энеида» Вергилия – поэма, прославляющая историческую миссию римской державы и рода Августа. Вергилий и Гомер. Образ Энея.
Гораций. Его ранние произведения («Эподы», «Сатиры»), оды о поэте и поэзии, «Послания» и «Наука поэзии». Особенности поэтики Горация.
Овидий. Судьба поэта-изгнанника. «Любовные элегии» и «Искусство любви». Проблематика и поэтика.
Овидий. «Метаморфозы»: новеллистическая композиция поэмы, выразительность и психологизм образов. Значение поэмы в новое время. А.С. Пушкин об Овидии.
Греческая и римская литература эпохи средиземноморской империи (I и IV вв. н.э.). Сенека – философ-стоик и поэт-трагик. Трагедии Сенеки «Медея», «Эдип». Проблематика и поэтика.
Марциал – поэт-эпиграмматист. Художественные достоинства его эпиграмм. Роль Марциала в развитии жанра эпиграммы.
Ювенал – поэт-сатирик. Тематика и проблематика сатир Ювенала. Черты риторического пафоса в сатирах Ювенала. Традиции его сатиры в литературе нового времени.
Греческий роман. Характерные черты нового жанра. Апулей. Роман «Метаморфозы» («Золотой Осел»). Проблематика и поэтика.
Лукиан – греческий писатель эпохи Римской империи. Критика Лукианом языческой религии и возникающего христианства. Диалоги Лукиана. Его влияние на сатиру нового времени.
Плутарх – греческий писатель эпохи Римской империи. Его «Параллельные жизнеописания». Значение Плутарха для литературы нового времени.
Определение понятий «средние века» и «эпоха Возрождения». Феномен «предвозрождения».
Кризис античной культуры. Эскейпизм (бегство от реальности).
Литература раннего христианства. «Новый Завет».
Жизнь и труды Августина Блаженного. «Исповедь».
Латынь – связь античности и средневековья. Сентенции античных авторов.
Три линии развития средневековой литературы.
Фольклор и литература.
Героический эпос средневековья.
Специфика средневековой рыцарской культуры.
Куртуазная поэзия. Образы трубадуров в «Принцессе Грёзе» Э.Ростана (1895).
Поэзия труверов и миннезингеров.
Отличие средневекового романа от героического эпоса. Понятие «авантюра».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление