Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Государственное регулирование инвестиционного процесса




Анализируя проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и организации на этапе реформирования экономики, можно утверждать, что успех во многом определяется не столько содержанием тех или иных акций государства (пусть даже таких важных, как приватизация, создание инструментов финансового и, в частности, фондового рынка и т. п.), сколько глубоко продуманной организацией управления этими процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в отраслях, подотраслях и на конкретном предприятии.

Программная реализация любой политики предусматривает четкое определение главных и вспомогательных целей, средств их достижения, построения соответствующей организационной структуры.

На практике, несмотря на важность и особое значение активизации инвестиционного процесса в стагнирующей экономике, законодатели более двух лет рассматривают законодательство об инвестициях, а исполнительная власть ограничивается заплатками из отдельных указов. Практически в отрыве от главной проблемы оздоровления экономики рассматриваются налоговый кодекс, валютное, таможенное и внешнеэкономическое законодательство. Декларируя необходимость привлечения в качестве инвестиций свободных денежных средств, правительство одновременно создает систему их более эффективного заимствования с российского денежного рынка с использованием ГКО и ОФЗ для затыкания дыр в бюджете. Постоянно рассматривающийся объем «теневых» операций позволяет предположить, что федеральные органы не располагают достоверной информацией об объемах производства и реализации продукции, доходах и реальном инвестиционном потенциале.

Недостаточно согласованы программы Министерства финансов, Министерства экономики, Госкомимущества и Федеральной комиссии по ценным бумагам, Комитета по науке, которые призваны обеспечить жизнедеятельность научно-производственной сферы. Яркое тому свидетельство — государственный бюджет 1997 года, в котором целеполагание — только отвлекающий прием. По существу все ведомства преследуют только свои внутренние цели, а собственно макроэкономические проблемы практически оказались нерассмотренными.

Экономика и, прежде всего, ее реальный сектор может нормально функционировать, если осуществляется воспроизводство капитала во всех его формах. Стало быть, инвестиционная деятельность и есть основной процесс функционирования экономики, без организации которого она обречена на разрушение.

Этот простой постулат еще не в полной мере осознал теми, кто формирует государственную политику. Анализ бюджета 1997 г. показывает, что законодатели не имеют четкого представления об инвестиционных ресурсах в рамках федерального бюджета (иначе зачем, кроме инвестиционной программы, иметь еще более 10 других «инвестиционных статей», да еще и «Бюджет развития»)[4,c.243].

Итак, системное начало в организации инвестиционного процесса отсутствует. Однако это не означает, что нет позитивных сдвигов в этом вопросе.

Подавление инфляции. Одна из главных задач макроэкономического регулирования — подавление инфляции — была сформулирована в 1994 году. При этом был разработан ряд мер (в том числе ГКО, ОФЗ) для безэмиссионного заполнения дефицита бюджета.

Как известно, инфляция не способствует вложению средств в производство. Значительно выгоднее вкладывать денежные средства в проекты с коротким сроком обращения капитала — торговлю и посредничество. Инфляция отрицательно сказывается и на размерах банковского процента за кредит. Чем выше инфляция, тем выше процент за кредит и тем меньше целесообразность вложений в долгосрочные проекты.

Для того чтобы стабилизировать достигнутые результаты по снижению инфляции (эта работа еще продолжается) и активизировать инвестиционный процесс, необходимо продолжить снижение доходности государственных ценных бумаг и одновременно осуществлять эмиссию денег, но не для пополнения бюджета, а для обеспечения инвестиционных кредитов через коммерческие балки. Это позволит также снизить угрожающий уровень неплатежей и распространение денежных суррогатов.

Приостановив эмиссию денег, правительство справилось с инфляцией, но резко сжало денежную массу (в России денежная масса составляет 10— %, в США — 60—100 % от ВНП), что является другой крайностью[2,c.154]. Из-за отсутствия необходимой для оборота товаров денежной массы в экономике начали развиваться процессы натурообмена, а деньги замещаться малоликвидными суррогатами. Их бесконтрольный выпуск порождает уже вторичную и инфляцию резкое сокращение налогооблагаемой базы.

Однако главное в подавлении инфляции — курс на быстрый переход от стагнации к росту производства. А это может быть достигнуто путем изменения порядка налогообложения прибыли. Если бы предприятия хотя бы половину необлагаемой налогом прибыли направляли на развитие производства, можно было бы достаточно быстро сделать бюджет в значительно меньшей степени дефицитным, так как каждый процент прироста инвестиций даст в среднем такое же приращение налоговой базы. Именно налоги должны также стимулировать инвестиционную активность банков, внебюджетных фондов и населения.

Важную роль в поддержании инфляция на низком уровне может сыграть постепенное снижение стоимости кредитов коммерческих банков, выпуск государственных облигаций под крупные проекты Центральным банком России (эмиссия инвестиционных денег) и т. п.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.