Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Совершенствование правового обеспечения инвестиционной деятельности




Законодательство в области инвестиционной деятельности находится в стадии формирования. Существует немало правовых проблем, особенно в области иностранных инвестиций, которые требуют урегулирования.

Центральной проблемой формирования благоприятного инвестиционного климата является проблема гарантий прав собственности, особенно реального обеспечения прав частной собственности. Среди основных законодательных препятствий на пути иностранных и отечественных инвестиций остается неурегулированность земельного вопроса, и прежде всего вопроса о частной собственности на землю. Земельный кодекс, принятый Государственной думой и отклоненный Советом Федерации, запрещал куплю-продажу земли.

Правовая основа для использования гражданско-правовых методов регулирования, в том числе в инвестиционной сфере, заложена в действующем гражданском законодательстве, получила дальнейшее развитие в Гражданском кодексе. Однако гражданско-правовые отношения между государством и частным инвестором требуют дополнительного детального урегулирования.

Развитие гражданско-правовых начал в отношениях государства и инвестора, обеспечивающих реальное равенство сторон, не означает, вместе с тем, посягательства на прерогативы государства. С одной стороны, оно —партнер частного инвестора, но, с другой, оно же осуществляет контроль за его деятельностью.

Использование механизма привлечения инвестиций через заключение инвестиционных и иных договоров будет способствовать и росту заказов на российские товары и услуги, обеспечивая более полную загрузку производственных мощностей, рост занятости и заработной даты работников, пополнение доходной части бюджета через расширение базы налогообложения юридических и физических лиц.

Стимулом притока инвестиций станет и стабильность налогообложения, если закрепить в законодательстве положение о том, что к о1щессиоi-тньЫь договорам на весь срок их действия применяются Налоговые правила, действовавшие на момент заключения этих договоров.

Привлечению иностранных инвестиций будет также способствовать подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности — заключение межправительственных соглашений о взаимной защите капиталовложений, присоединение к Международным конвенциям, вступление России во Всемирную торговую организацию.

Нуждаются в законодательном упорядочении и многие процедуры оформления документов, регистрации предприятий, связанных с деятельностью иностранных инвесторов.

Инвестиционная деятельность затрудняется также серьезной несогласованностью в правовых подходах к регулированию этой сферы, которая имеется в законодательстве субъектов Российской Федерации. Как и в других областях, участники инвестиционного процесса сталкиваются здесь с обилием нормативных актов на уровне ведомств, которые нередко противоречат друг другу.

Реформа налоговой системы. Снижение налогового бремени необходимо, чтобы увеличить прибыль, используемую на обновление и развитие производства. Сейчас уровень налоговых поступлений в бюджет невысок. Это естественная реакция, в том числе законопослушного предпринимателя на тяжелое налоговое давление. Если платить все налоги, многие представители бизнеса просто разорятся. В силу разрыва между высоким уровнем налогового процесса и низким уровнем собираемости налогов существует возможность реально снизить этот пресс для законопослушного бизнеса и не допустить ущерба для бюджета.

Упорядочение системы налогов — один из самых больных вопросов жизнедеятельности бизнеса и нынешнего инвестиционного климата. Важнейшие требования бизнеса состоят в следующем: сократить множественность налогов, упростить порядок их взимания, в котором сейчас не могут разобраться даже многие специалисты, устранить налоговый произвол местных властей.

Промышленная политика. Промышленная политика как целостное явление в стране отсутствует. Отдельные фрагменты ее встречаются в виде пока еще недостаточно последовательной поддержки жилищного строительства, малого бизнеса, отдельных финансово-промышленных групп, некоторых конверсионных мероприятий и т. п.

Важным аспектом развития инвестиционного процесса является выработка грамотной политики приоритетов в промышленности. Различные концепции, в том числе и та, что была недавно утверждена правительством, отличаются декларативностью и не содержат конкретного целеполагания, особенно в обрабатывающей промышленности, находящейся в наиболее трудном положении. Имели место попытки определения так называемых «точечных приоритетов». Однако дальше разговоров дело пока не идет. Практически потеряно порядка 300 передовых отечественных технологий. Чтобы восстановить их, потребуются огромные средства.

Вместе с тем, в экономике еще есть такие технологические точки, которые могли бы стать «локомотивами» развития многих производственных отраслей. Это жилищное строительство, высокотехнологичные и ядерные сектора ВПК, конверсионное производство, тесно связанное с ВПК и имеющее выход на внешние рынки (космическая промышленность, гражданское самолетостроение). Перечень таких перспективных сфер можно было бы продолжить. На государстве также лежит ответственность за сохранение многих из оставшихся еще научных, конструкторских и производственных коллективов, доказавших способность создавать и эксплуатировать современные высокие, а нередко и самые передовые в мире технологии.

Причем поддержка может осуществляться в формах, которые предусмотрены Комплексной программой стимулирования отечественных и иностранных инвестиций: долевое участие в финансировании, государственные гарантии.

Одним из важных принципов является поддержка, в первую очередь, тех организаций, которые на деле доказывают свою способность побеждать в конкурентной борьбе на основе использования передовых технологий. Ведется также разработка программы поддержки национальной технической базы, направленной, прежде всего, на сохранение и развитие критических технологий, упускать которые недопустимо.

Страхование инвестиционных рисков. Исключительно высокие и разнообразные риски, сопутствующие современным инвестициям в России, служат одной из причин торможения инвестиционной деятельности. Существенное влияние имела неустойчивость политической ситуации, не дававшей гарантии от национализации частной собственности и от изменения курса на развитие рыночной экономики. Этот фактор особенно тяжел, ибо не подлежит страхованию, а государственные гарантии не могут быть предоставлены всем.

Повышенные риски связаны также с неустойчивостью экономического и социального положения страны. Влияние этого фактора остается значительным.

Начинается постепенный процесс уменьшения роли глобальных рисков, связанных с общей кризисной ситуацией в стране, и переход к типичному кругу инвестиционных рисков, свойственных любой экономике. Но даже с учетом этого процесса уровень рисков в российском хозяйстве остается Исключительно высоким. Система страхования рисков становится одним из решающих условий активизации деятельности как отечественных, так и зарубежных инвесторов.

Частное страховое дело, с одной стороны, получает сейчас в России весьма бурное развитие, с другой, переживает сложные времена. Не исключено, в частности, банкротство немалого числа возникших на первой волне недостаточно крепких страховых компаний.

Несмотря на сложные условия, повышение роли страховых и перестраховочных организаций в ослаблении последствий инвестиционных рисков состоят прежде всего в следующем:

— расширение сфер страхования гражданской ответственности организаций, в том числе при осуществлении инвестиционного процесса — страхование риска, возникающего при изменении условий реализации проекта и снижения его эффективности, удлинения сроков реализация проекта, аварий или несчастных случаев;

— распределение риска при инвестировании крупных проектов между страховыми компаниями через механизм перестрахования;

— рационализация порядка распределения страховой премии между страховыми организациями и участниками процесса страхования в пользу страховых организаций, которые могут направлять эти средства на финансирование мероприятий, минимизирующих риск при осуществлении будущих вложений в определенных сферах. Например, страхование грузов, транспортных средств и т. п. часто связано с плохим механическим состоянием технической базы перевозок (дорог, подвижного состава), неразвитостью инфраструктуры. Страховые компания нередко заинтересованы вложить собственные средства в мероприятия, минимизирующие возникновение риска в будущем.

Формирование новой инвестиционной культуры предпринимателей. Опыт начатой в 1991 г. реформы экономики показывает, что только спустя 5 лет начали работать механизмы адаптации промышленного комплекса России. Только теперь все более осознается, что преодоление спада и переход к продуктивному развитию связан с необходимостью преодоления некоторых сложившихся в производственной сфере стереотипов: отказ от экстенсивных методов развития и резкое повышение интенсивности производственного процесса как за счет повышения квалификации и трудовой дисциплины работников, так и путем автоматизации широкой производственно-технологической кооперации и информатизации инвестиционного процесса.

 

Заключение

В данной работе рассмотрена тема государственного регулирования инвестиционной деятельности. На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

· Анализируя проблемы, с которыми сталкиваются предприятия и организации на этапе реформирования экономики, можно утверждать, что успех во многом определяется не столько содержанием тех или иных акций государства (пусть даже таких важных, как приватизация, создание инструментов финансового и, в частности, фондового рынка и т. п.), сколько глубоко продуманной организацией управления этими процессами на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в отраслях, подотраслях и на конкретном предприятии.

· На протяжении последних лет федеральные власти последовательно проводят политику расчистки бюджета от инвестиционных расходов на производственные нужды.

· Законодательство в области инвестиционной деятельности находится в стадии формирования. Существует немало правовых проблем, особенно в области иностранных инвестиций, которые требуют урегулирования.

 

Литература

1. Бирман Г, Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проектов. — М.: ЮНИТИ, 2003. —631 с.

2. Блех Ю., Гетце У. Инвестиционные расчеты. — Калининград: Янтарный сказ, 2004. —437 с.

3. Брайен Д., Шривастава С. Финансовый анализ и торговля ценными бумага ми: Пер. с англ.— М.: Дело, 2005.— 208 с.

4. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов 1 Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2000. — 1087 с.

5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. — С.Петербург, Эконо мическая школа, 2002. Т.1— 497 с., Т. 2— 668 с.

6. Бромвич М. Анализ экономической эффективности капитальных вложений. — М., 2003.— 425 с.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 260; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.