КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения
Редкие инструменты Запись не часто встречающихся инструментов вовсе не требует экзотических методов. Внимательно послушайте инструмент, определите тональный характер, место откуда исходит звук, источник ненужных шумов. Перемещайтесь вокруг инструмента и направляйте свое ухо из того места, куда вы собираетесь поставить микрофон. После выбора места самое важное - определить микрофон. Один из самых сложных инструментов для записи - клавесин. Он имеет большой частотный и динамический диапазон, производит сложные гармоники. Однако пары конденсаторных микрофонов сверху обычно бывает достаточно. Запись перкуссионных инструментов хорошо происходит при помощи динамических микрофонов, чем больше инструмент - тем больше должна быть мембрана микрофона. Для небольших по размеру хорошо подходит Shure SM 57, для больших - Electro-Voice RE 20. Конденсаторные микрофоны, предназначенные для записи вокала, хорошо работают с перкуссией, производящей много гармоник. Высокочастотная перкуссия удачно записывается конденсаторными микрофонами с малой мембраной, типа AKG C 451 EB или C 460 B.
ЗАНЯТИЕ 8. Авторская позиция «Если бы мы только знали, насколько часто неправильно понимаем друг друга, то мы бы и словом не перемолвились», - был убеждён Гёте. Давайте учиться понимать: родных и близких в ссорах и конфликтах, друг друга в разговоре, автора при чтении текста. На этом занятии мы говорим о разных способах выражения авторской позиции и способах её формулировки. И, чтобы не потерять навыки выполнения тестовых заданий, выполняем ряд заданий к тексту. Напомним, какие требования предъявляются по этому критерию оценки работы.
Если вы внимательно прочитали, то уяснили: авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если вы не поняли (не увидели в тексте) поставленные автором проблемы. Какие могут быть ошибки? Очень часто можно встретить в работах такую конструкцию: С позицией автора сложно не согласиться. Во-первых... В этом случае вы получите по критерию К3 0 баллов, так как не сформулировали (ни верно, ни неверно) авторскую позицию. Иногда при формулировке позиции автора могут оказать помощь задания, предлагаемые к тексту, например: В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процессе изучения наук? 1) 5 2) 8 3) 9 4) 11 Обратите внимание на выделенное курсивом: такого выделения в экзаменационных вариантах не будет, но вы же понимаете, что это задание облегчает выполнение вашей задачи по формулировке авторской позиции. Останется только внимательно перечитать указанные предложения. Текст: (1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая доставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас личности, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обособленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, - идеал образованного человека. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно доставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений. (8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удовлетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение известного «образования» всегда соединяется с получением материальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реальной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельности в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всегда упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после многих лет труда и лишений ради образования. (15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обстоятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил: (16) Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана! (17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле крестьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и трудится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие отдыха и полного материального достатка на круглый год. (По А.Ф. Лосеву) Мы понимаем, что для формулировки авторской позиции нам подходит предложение 5. Подумайте, готовы ли вы привести аргументы, достойно подтверждающие ваше мнение по данной проблеме.
Как может быть выражена авторская позиция? В публицистическом тексте авторская позиция, скорее всего, будет обозначена прямо. Можно использовать частичное цитирование того предложения, в котором отражена авторская позиция; можно передать авторскую точку зрения своими словами. Если же текст художественный, позиция автора может быть явно не выражена, тогда вам придётся сконструировать её, опираясь на ключевые слова (загляните в материал б-го занятия). При этом нужно ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст; как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев? Так, Л.Л. Соколова («Несколько советов, как правильно написать часть С») верно отмечает, что нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста. Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совершать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда помогает название, но чаще всего в речи героя всё же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы имеем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться: каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особенно если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлениях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведётся повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы. Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.
Приведём фрагмент текста: (1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2) В задумчивой позе, с расстёгнутым жилетом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин. (3)«Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) - Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот. (9) Слёз больше, чем смеха...» (10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок. (11)«Н-да, - продолжал он задумчиво, - в плане у мироздания, очевидно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12) Их создало само человечество. (13) Оно само породило этот бич. (14) А для чего, спрашивается, для чего?» (15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу. (16) «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: стоило бы только пальцем шевельнуть. (17) Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18) Шестерня лошадей в чёрных попонах везёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19) Факельщики важно выступают с фонарями. (20) На лошадях болтаются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, сановник умер. (21) А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22) Пригрел ли бедняка? (23) Конечно, нет... мишура!..». (24) - Что вам, Семён Иваныч? (25) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26) По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. (27) Говорит: детишки больны, лечить надо. (28) - И шесть рублей будет многовато. (29) Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30) Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31) «Нда-с, так вот она - жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32) За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33) Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34) Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... (35) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36) Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезнования... (37) - Что там ещё?» (38) - Шубку старуха принесла... сколько дать? (41) - Мех заячий... (40) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41) Дайте три рубля, и проценты, разумеется, вперёд... (42) «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43) Бедняки гибнут, а богачам и дела нет...» (44) Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45) На глазах его выступили слёзы - крупные, блестящие... крокодиловы слёзы. (По А. П. Чехову) Выявить и сформулировать авторскую позицию помогут в данном случае и выбор автором говорящей фамилии героя, и фразеологизм «крокодиловы слёзы», а также обращение к заданию В8. Приведём его фрагмент: Ведя монолог от имени циничного предпринимателя, А. П. Чехов использует целый ряд приёмов, подчёркивающих оттенки внутреннего мира героя, а также авторскую иронию по отношению к нему... Одна из проблем, затрагиваемых автором: как изменить несовершенство устройства мира? Авторская позиция: до тех пор, пока мы будем лишь лицемерно или цинично рассуждать о несовершенстве мироустройства, а не совершать поступки на благо ближних, мир не изменится. В публицистическом тексте мысль автора может быть восстановлена, как мы уже отмечали, по ключевым словам, а может и явно прозвучать в тексте: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.
Рассмотрим пример. Прочитайте текст, подчёркивая ключевые слова: Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», - писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства - пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке - самому эмоциональному искусству. Музыка - это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (По Д. Кабалевскому)
Проверьте себя: Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение! «Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», - писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель. «Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен. Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение». Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и ясности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..» Как точно определил поэт высшее назначение искусства - пробуждать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке - самому эмоциональному искусству. Музыка - это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (По Д. Кабалевскому)
Проблема: какова роль музыки в жизни человека? Авторская позиция: выражена в последнем предложении текста.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8 Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже задания. (1)У каждого человека есть друзья. (2) Почему бы поэту не обращаться к друзьям, к естественно близким ему людям? (3) Мореплаватель в критическую минуту бросает в воды океана запечатанную бутылку с именем своим и описанием своей судьбы. (4) Спустя долгие годы, скитаясь по дюнам, я нахожу её в песке, прочитываю письмо, узнаю дату события, последнюю волю погибшего. (5) Я вправе был сделать это. (6) Я нё распечатал чужого письма. (7) Письмо, запечатанное в бутылке, адресовано тому, кто найдёт её. (8) Нашёл я. (9)... я и есть таинственный адресат. (10) Письмо, равно и стихотворение, ни к кому в частности определённо не адресованы. (11) Тем не менее оба имеют адресата: письмо - того, кто случайно заметил бутылку в песке, стихотворение - «читателя в потомстве». (12) Почему же не живой конкретный собеседник, не «представитель эпохи», не «друг в поколеньи»? (13) Я отвечаю: обращение к конкретному собеседнику обескрыливает стих, лишает его воздуха, полёта. (14) Воздух стиха есть неожиданное. (15) Обращаясь к известному, мы можем сказать только известное. (16) Это - властный, неколебимый психологический закон. (По О. Мандельштаму)
Задания на понимание структуры и композиции текста 1. Укажите номер предложения, после которого в оригинальном тексте идёт следующий фрагмент: Мой дар убог, и голос мой не громок, Но я живу, и на земли моё Кому-нибудь любезно бытиё: Его найдёт далёкий мой потомок В моих стихах: как знать? душа моя Окажется с душой его в сношеньи, И как нашёл я друга в поколеньи, Читателя найду в потомстве я. Читая стихотворение Баратынского, я испытываю то же самое чувство, как если бы в мои руки попала такая бутылка. Океан всей своей огромной стихией пришёл ей на помощь и помог исполнить её предназначение, и чувство провиденциального охватывает нашедшего. В бросании мореходом бутылки в волны и в посылке стихотворения Баратынского есть два одинаковых отчетливо выраженных момента. 2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 9-м предложении? 3. Сформулируйте авторскую позицию. Тестовые задания (часть В)
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1581; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |