Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Добротина И.Г. Русский язык. Теория, тренинги, решения

Редкие инструменты

Запись не часто встречающихся инструментов вовсе не требует экзотических методов. Внимательно послушайте инструмент, определите тональный характер, место откуда исходит звук, источник ненужных шумов. Перемещайтесь вокруг инструмента и направляйте свое ухо из

того места, куда вы собираетесь поставить микрофон. После выбора места самое важное - определить микрофон. Один из самых сложных инструментов для записи - клавесин. Он имеет

большой частотный и динамический диапазон, производит сложные гармоники. Однако пары конденсаторных микрофонов сверху обычно бывает достаточно. Запись перкуссионных инструментов хорошо происходит при помощи динамических микрофонов, чем больше инструмент - тем больше должна быть мембрана микрофона. Для небольших по размеру хорошо подходит Shure SM 57, для больших - Electro-Voice RE 20. Конденсаторные микрофоны, предназначенные для записи вокала, хорошо работают с перкуссией, производящей много гармоник. Высокочастотная перкуссия удачно записывается конденсаторными микрофонами с малой мембраной, типа AKG C 451 EB или C 460 B.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Авторская позиция

«Если бы мы только знали, насколько часто неправильно пони­маем друг друга, то мы бы и словом не перемолвились», - был убеждён Гёте. Давайте учиться понимать: родных и близких в ссорах и конфликтах, друг друга в разговоре, автора при чте­нии текста.

На этом занятии мы говорим о разных способах выражения автор­ской позиции и способах её формулировки. И, чтобы не потерять навыки выполнения тестовых заданий, выполняем ряд заданий к тексту.

Напомним, какие требования предъявляются по этому критерию оценки работы.

КЗ. Отражение позиции автора исходного текста Баллы
Экзаменуемый верно сформулировал позицию автора исходного текста по прокомментированной проблеме. Фактических ошибок, связанных с пониманием позиции автора исходного текста, нет  
Позиция автора исходного текста экзаменуемым сформулирована неверно или позиция автора исходного текста не сформулирована  

 

Если вы внимательно прочитали, то уяснили: авторскую позицию невозможно адекватно сформулировать, если вы не поняли (не увидели в тексте) поставленные автором проблемы.

Какие могут быть ошибки? Очень часто можно встретить в работах такую конструкцию:

С позицией автора сложно не согласиться. Во-первых...

В этом случае вы получите по критерию К3 0 баллов, так как не сформулировали (ни верно, ни неверно) авторскую позицию.

Иногда при формулировке позиции автора могут оказать по­мощь задания, предлагаемые к тексту, например:

В каком предложении текста выражена мысль автора о том, что полноценная личность может сформироваться только в процес­се изучения наук?

1) 5 2) 8 3) 9 4) 11

Обратите внимание на выделенное курсивом: такого выделения в экзаменационных вариантах не будет, но вы же понимаете, что это задание облегчает выполнение вашей задачи по формулировке авторской позиции. Останется только внимательно перечитать ука­занные предложения.

Текст:

(1)Оставляя пока в стороне все материальные выгоды, которые мы получаем от науки, обратим внимание на ту её сторону, которая до­ставляет нам внутреннее удовлетворение и служит главной причиной нашего духовного развития. (2) Цель изучения наук и переработки тех сведений, которые они доставляют, есть формирование в нас лично­сти, именно личности, то есть совокупности таких идей и убеждений, которые бы составили собой неотъемлемую принадлежность нашего «я». (3) Каждый человек представляет собой независимое и обосо­бленное целое. (4) Быть цельным, быть самостоятельной единицей, то есть иметь своё действительно своим, - идеал образованного челове­ка. (5) Но приобрести убеждения, которые бы образовали в нас личность, можно лишь путём долгого и упорного изучения наук. (6)Имея свои убеждения, мы формируем определённое отношение к окружающим людям, к обществу, к государству, и это уже должно до­ставить нам большое удовлетворение. (7) Да, кроме того, одно чистое знание без всякого употребления его на выработку миросозерцания уже служит для человека источником высоких наслаждений.

(8) Но наука приносит «сладкие плоды» даже таким людям, которые по своей близорукости не ждут от неё духовного удо­влетворения. (9) Многие при изучении наук преследуют только одни материальные выгоды, и в их осознании достижение из­вестного «образования» всегда соединяется с получением ма­териальных преимуществ. (10) В этом случае «плоды учения» ещё более очевидны. (11) Раз человек достиг известного положения в обществе, если он обеспечил себе безбедное существование, то «сладкий плод» учения становится для него прямой реаль­ной действительностью. (12) Но можно нередко встретить таких людей, которые, по своей ли вине или просто из-за дурных условий существования, не получив в молодости достаточного образования, вступили в жизнь без всяких познаний и подготовки для деятельно­сти в качестве полезного члена общества. (13) Эти люди, если они не испытали всех трудностей первых лет учения по своей лености, всег­да упрекают самих себя и начинают «учиться» уже в зрелых годах. (14) Пока не сделаются образованными, они не могут рассчитывать на те выгоды и ту пользу, которую другие люди получают после мно­гих лет труда и лишений ради образования.

(15) Вместе с теми, кому мешали раньше учиться внешние обсто­ятельства, они, начиная заниматься, с удовольствием переносят все трудности учения и думают вместе с поэтом, который, «погубив много жизни на разные забавы», с сожалением говорил:

(16) Грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана!

(17) Выгоду образования можно сравнить с урожаем на земле кре­стьянина. (18) Ранней весной он начинает свои полевые работы и тру­дится всё лето, несмотря на страшно изнуряющую жару, в поле, где нет ни одного дерева, которое бы могло скрыть его под свою тень. (19) Но честно потрудившегося крестьянина ожидает удовольствие от­дыха и полного материального достатка на круглый год. (По А.Ф. Лосеву)

Мы понимаем, что для формулировки авторской позиции нам под­ходит предложение 5. Подумайте, готовы ли вы привести аргументы, достойно подтверждающие ваше мнение по данной проблеме.

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Вы, конечно, помните известную фразу из басни И.А. Крылова «Уж сколько раз твердили миру...» Можно ли считать, что в этих строчках заключена авторская позиция? Л.C. Выготский писал о басне И.А. Крылова «Ворона и Лисица»: «Стоит вчитаться в басню, чтобы увидеть, что искусство льстеца пред­ставлено в ней так игриво и остроумно; издевательство над вороной до такой степени откровенно и язвительно; ворона, наоборот, изобра­жена такой глупой, что у читателя создаётся впечатление, совершенно обратное тому, которое подготовила мораль. Он никак не может со­гласиться с тем, что лесть гнусна, вредна, басня скорей убеждает его или, вернее, заставляет его чувствовать так, что ворона наказана по заслугам, а лисица чрезвычайно остроумно проучила ее». Принято разграничивать две формы проявления авторского начала в тексте, которые условно можно назвать внешним и внутренним автором. Внешний автор - реальное лицо, создавшее текст, которое всегда останется за границами произведения. Внутренний (абстрактный автор) - образ создателя произведе­ния, возникающий при прочтении текста. Мы можем ничего не знать о писателе, создавшем тот или иной текст, но можем многое рассказать об авторе на основе прочитанного. Структурный принцип произведения определяется взаимодействи­ем разных субъектно-стилистических типов: автор-рассказчик-герой. Сфера автора - повествование, ориентированное на нормы литера­турного языка; сфера героя - диалог, свободно включающий разговор­но-просторечные элементы. Между этими крайними типами нередко появляется посредник - рассказчик, автор полностью или частично «уступает» ему место. В одних случаях рассказчик назван, в других его присутствие выдаёт особая манера, стилистические особенности по­вествования. В зависимости от соотношения «автор-рассказчик» вы­деляют такие типы повествования: 1) рассказчик не назван и стилистические не выделяется, пове­ствование идёт от автора (романы М. Шолохова); 2) рассказчик назван, но стилистически не выделяется (многие рассказы И.С. Тургенева); 3) рассказчик не назван, но выделяется стилистически - просто­речная лексика, экспрессивный синтаксис («Левша» Лескова); 4) рассказчик назван и выделяется стилистически (современная повесть). Зачем нужен образ рассказчика? Он позволяет автору ввести новые темы и новых героев, высказывать идеи, мысли, которые автор по тем или иным причинам не хочет давать прямо. Авторский угол зрения, авторский взгляд, авторское отношение пронизывает и скрепляет все произведение. Ведь и выбор темы, и подбор и расположение фактов, и характер и Способ описания - все определяется автором. Наиболее обычен тип повествования, где автор не выступает откры­то, не оценивает и не судит, глее повествование как будто совершенно объективно, бесстрастно. Но авторская оценка и здесь присутствует: она в особенности строя произведения, в том, как автор заставляет «говорить факты». Интересны суждения А.П. Чехова: «...Когда изо­бражаете горемык и бесталанных и хотите разжалобить читателя, то старайтесь быть холоднее - это даёт чужому горю как бы фон, на ко­тором оно вырисуется рельефнее», «над рассказом можно и плакать, и стенать, можно страдать заодно со своими героями, но, полагаю, нужно это делать так, чтобы читатель не заметил. Чем объективнее, тем сильнее выходит впечатление».

 

Как может быть выражена авторская позиция? В публицистиче­ском тексте авторская позиция, скорее всего, будет обозначена пря­мо. Можно использовать частичное цитирование того предложения, в котором отражена авторская позиция; можно передать авторскую точку зрения своими словами. Если же текст художественный, пози­ция автора может быть явно не выражена, тогда вам придётся скон­струировать её, опираясь на ключевые слова (загляните в материал б-го занятия). При этом нужно ответить на следующие вопросы: что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст; как автор оце­нивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Так, Л.Л. Соколова («Несколько советов, как правильно написать часть С») верно отмечает, что нужно обратить внимание на некоторые особенности художественного текста.

Некоторые авторы используют «маску»: говорят от имени героя-рассказчика, заставляют его произносить откровенные глупости, совер­шать неблаговидные поступки, а сами вроде бы остаются в стороне, их позицию определить трудно. Что делать в таких случаях? Иногда помогает название, но чаще всего в речи героя всё же «спрятаны уши сочинителя», и надо постараться их отыскать. В каких случаях мы име­ем дело с таким героем? Если рассказчик не просто пересказывает известные ему события, но и активно действует сам, оценивает свои действия и действия других лиц, то нужно присмотреться: каковы эти действия и каковы их последствия? Какова речь рассказчика (особен­но если она содержит речевые ошибки)? Если вы столкнулись с таким текстом, то комментарий как раз можно основывать на размышлени­ях о том, что представляет собой герой, от имени которого ведётся повествование. Если герой поступает, с вашей точки зрения, непра­вильно, то, возможно, автор думает так же, как и вы.

Проще говоря, не надо ставить знак равенства между автором и героем-рассказчиком.

 

Приведём фрагмент текста:

(1)Небо заволокло злыми тучами, дождь печально колотил в стёкла и нагонял на душу тоску. (2) В задумчивой позе, с расстёгнутым жи­летом и заложив руки в карманы, стоял у окна и смотрел на хмурую улицу хозяин городского ломбарда Поликарп Семёнович Иудин.

(3)«Ну что такое наша жизнь? - рассуждал он в унисон с плачущим небом. (4) - Что она такое? (5) Книга какая-то с массой страниц, на которых написано больше страданий и горя, чем радостей... (6) На что она нам дана? (7) Ведь не для печалей же Бог, благой и всемогущий, создал мир! (8) А выходит наоборот. (9) Слёз больше, чем смеха...»

(10)Иудин вынул правую руку из кармана и почесал затылок.

(11)«Н-да, - продолжал он задумчиво, - в плане у мироздания, оче­видно, не было нищеты, продажности и позора, а на деле они есть. (12) Их создало само человечество. (13) Оно само породило этот бич. (14) А для чего, спрашивается, для чего?»

(15)Он вынул левую руку и скорбно провёл ею по лицу.

(16) «А ведь как легко можно было бы помочь людскому горю: сто­ило бы только пальцем шевельнуть. (17) Вот, например, идёт богатая похоронная процессия. (18) Шестерня лошадей в чёрных попонах ве­зёт пышный гроб, а сзади едет чуть ли не на версту вереница карет. (19) Факельщики важно выступают с фонарями. (20) На лошадях бол­таются картонные гербы: хоронят важное лицо, должно быть, санов­ник умер. (21) А сделал ли он во всю жизнь хоть одно доброе дело? (22) Пригрел ли бедняка? (23) Конечно, нет... мишура!..». (24) - Что вам, Семён Иваныч?

(25) - Да вот затрудняюсь оценить костюм. (26) По-моему, больше шести рублей под него дать нельзя, а она просит семь. (27) Говорит: детишки больны, лечить надо.

(28) - И шесть рублей будет многовато. (29) Больше пяти не давайте, иначе мы так прогорим. (30) Только вы уж осмотрите хорошенько, нет ли дыр и не остались ли где пятна... (31) «Нда-с, так вот она - жизнь, которая заставляет задуматься о природе человека. (32) За богатым катафалком тянется подвода, на которую взвалили сосновый гроб. (33) Сзади неё плетётся, шлёпая по грязи, только одна старушонка. (34) Эта старушка, быть может, укладывает в могилу сына-кормильца... (35) А спросить-ка, даст ли ей хоть копейку вот та дама, которая сидит в карете? (36) Конечно, не даст, хотя, может, выразит свои соболезно­вания... (37) - Что там ещё?»

(38) - Шубку старуха принесла... сколько дать?

(41) - Мех заячий... (40) Ничего, крепка, рублей пять стоит. (41) Дай­те три рубля, и проценты, разумеется, вперёд... (42) «Где же, в самом деле, люди, где их сердца? (43) Бедняки гибнут, а богачам и дела нет...»

(44) Иудин прижал лоб к холодному стеклу и задумался. (45) На гла­зах его выступили слёзы - крупные, блестящие... крокодиловы слёзы.

(По А. П. Чехову)

Выявить и сформулировать авторскую позицию помогут в данном случае и выбор автором говорящей фамилии героя, и фразеологизм «крокодиловы слёзы», а также обращение к заданию В8.

Приведём его фрагмент:

Ведя монолог от имени циничного предпринимателя, А. П. Чехов ис­пользует целый ряд приёмов, подчёркивающих оттенки внутреннего мира героя, а также авторскую иронию по отношению к нему...

Одна из проблем, затрагиваемых автором: как изменить несо­вершенство устройства мира?

Авторская позиция: до тех пор, пока мы будем лишь лицемерно или цинично рассуждать о несовершенстве мироустройства, а не со­вершать поступки на благо ближних, мир не изменится.

В публицистическом тексте мысль автора может быть восстанов­лена, как мы уже отмечали, по ключевым словам, а может и явно про­звучать в тексте: в начале текста как тезис, требующий доказательств, и в конце - как более широкий, доказанный вывод.

 

Рассмотрим пример. Прочитайте текст, подчёркивая ключевые слова:

Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к музыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!

«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушате­лей. Я стремился сделать их лучше», - писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель.

«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился великий Бетховен.

Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и яс­ности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..»

Как точно определил поэт высшее назначение искусства - пробуж­дать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке - самому эмоциональному искусству.

Музыка - это большая и серьёзная часть жизни, могучее средство духовного обогащения. (По Д. Кабалевскому)

 

Проверьте себя:

Есть ещё люди, которые относятся к искусству, особенно к му­зыке, как к развлечению. Какое это огромное заблуждение!

«Я сожалел бы, если бы моя музыка только развлекала слушателей. Я стремился сделать их лучше», - писал замечательный немецкий композитор XVIII века Гендель.

«Высекать огонь из сердец людей» - вот к чему стремился вели­кий Бетховен.

Гений русской музыки Чайковский мечтал о том, чтобы «приносить людям утешение».

Как перекликаются эти слова с удивительными по простоте и яс­ности словами Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал!..»

Как точно определил поэт высшее назначение искусства - пробуж­дать в людях чувства! И это относится ко всем видам искусства, в том числе и к музыке - самому эмоциональному искусству.

Музыка - это большая и серьёзная часть жизни, могучее сред­ство духовного обогащения.

(По Д. Кабалевскому)

 

Проблема: какова роль музыки в жизни человека?

Авторская позиция: выражена в последнем предложении текста.

 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 8

Прочитайте текст и выполните сформулированные ниже за­дания.

(1)У каждого человека есть друзья. (2) Почему бы поэту не об­ращаться к друзьям, к естественно близким ему людям? (3) Мо­реплаватель в критическую минуту бросает в воды океана запе­чатанную бутылку с именем своим и описанием своей судьбы. (4) Спустя долгие годы, скитаясь по дюнам, я нахожу её в песке, про­читываю письмо, узнаю дату события, последнюю волю погибше­го. (5) Я вправе был сделать это. (6) Я нё распечатал чужого письма. (7) Письмо, запечатанное в бутылке, адресовано тому, кто найдёт её. (8) Нашёл я. (9)... я и есть таинственный адресат. (10) Письмо, равно и стихотворение, ни к кому в частности определённо не адресованы. (11) Тем не менее оба имеют адресата: письмо - того, кто случайно заметил бутылку в песке, стихотворение - «читателя в потомстве». (12) Почему же не живой конкретный собеседник, не «представи­тель эпохи», не «друг в поколеньи»? (13) Я отвечаю: обращение к конкретному собеседнику обескрыливает стих, лишает его воздуха, полёта. (14) Воздух стиха есть неожиданное. (15) Обращаясь к из­вестному, мы можем сказать только известное. (16) Это - властный, неколебимый психологический закон. (По О. Мандельштаму)

 

Задания на понимание структуры и композиции текста

1. Укажите номер предложения, после которого в оригинальном тексте идёт следующий фрагмент:

Мой дар убог, и голос мой не громок,

Но я живу, и на земли моё

Кому-нибудь любезно бытиё:

Его найдёт далёкий мой потомок

В моих стихах: как знать? душа моя

Окажется с душой его в сношеньи,

И как нашёл я друга в поколеньи,

Читателя найду в потомстве я.

Читая стихотворение Баратынского, я испытываю то же самое чув­ство, как если бы в мои руки попала такая бутылка. Океан всей своей огромной стихией пришёл ей на помощь и помог исполнить её пред­назначение, и чувство провиденциального охватывает нашедшего. В бросании мореходом бутылки в волны и в посылке стихотворения Ба­ратынского есть два одинаковых отчетливо выраженных момента.

2. Какое слово должно стоять на месте пропуска в 9-м предложении?

3. Сформулируйте авторскую позицию.

Тестовые задания (часть В)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Духовые инструменты | Права и обязанности Сторон
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.