КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны умению учашихся учиться
Закономерности обучения Вопрос 2. Частные (конкретные) Н. НАЗАРБАЕВ Астана, Акорда, 16 января 2006 года № 121-III ЗРК
1. Закономерности, сфера действий которых распространяется на отдельные компоненты учебного процесса (по И.П. Подласому) 2. Дидактические закономерности 3. Гносеологические закономерности 4. Психологические закономерности 5. Кибернетические закономерности 6. Социологические закономерности 7. Организационные закономерности 1.. По И.П. Подласому, на отдельные компоненты учебного процесса распространяется сфера действий следующих частных (конкретных) закономерностей обучения: • дидактические; I/ гносеологические; • психологические; • кибернетические; • социологические; • организационные. 2. Дидактические закономерности: • Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны продолжительности обучения. • Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна количеству изучаемого материала или объему требуемых действий. • Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений (в известных пределах) обратно пропорциональна трудности и сложности изучаемого учебного материала, формируемых действий. • Результаты обучения (в известных пределах) находятся в прямой пропорциональной зависимости от осознания целей обучения обучаемыми. • Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны значимости для учащихся усваиваемого содержания. • Результаты обучения зависят от способа включения учашихся в учебную деятельность (Л. В. Занков). • Результаты обучения зависят от применяемых методов. • Результаты обучения зависят от применяемых средств. V1 Продуктивность усвоения заданного объема знаний, умений зависит от характера созданной учителем учебной ситуации . Результаты обучения зависят от способа расчленении учебного материала на подлежащие усвоению части. Результаты обучения находятся в прямой пропорциональной зависимости от мастерства (квалификации, профессионализма) преподавателя. Обучение путем "делания" в 6 - 7 раз продуктивнее обучения путем "слушания". . Гносеологические закономерности: Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна объему учебной (познавательной) деятельности учащихся. Продуктивность усвоения знаний, умений (в известных пределах) прямо пропорциональна объему практического применения знаний, умений. Умственное развитие учащихся прямо пропорционально усвоению объема взаимосвязанных знаний, умений, опыта творческой деятельности.' Результаты обучения зависят от умения включать изучаемый предмет в те связи, носителем которых является изучаемое качество объекта. Результаты обучения зависят от регулярности и систематичности вы-полнения учащимися домашних заданий. Продуктивность усвоения знаний, умений находится в прямой пропор-| циопальной зависимости от потребности учиться. Продуктивность творческого мышления учащихся улучшается при использовании увеличенных шагов обучения, а результативность вербального запоминания знаний (в известных пределах) улучшается при использовании уменьшенных порций материала. Продуктивность усвоения зависит от уровня проблемности обучения, от интенсивности включения учащихся в разрешение посильных и значимых для них учебных проблем. Психологические закономерности: Продуктивность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна: • интересу обучаемых к учебной деятельности; . учебным возможностям учащихся; . количеству тренировочных упражнений; . интенсивности тренировки; . уровню познавательной активности учашихся; • уровню и стойкости внимания учащихся;
Результаты усвоения конкретного учебного материала зависят от способности учащихся к овладению конкретными знаниями, умениями, от индивидуальных склонностей обучаемых. Продуктивность обучения зависит от уровня, силы, интенсивности и Особенностей мышления обучаемых. Продуктивность обучения (в известных пределах) зависит от уровня развития памяти. Обученкость прямо пропорциональна обучаемости. В подростковом возрасте школьная успеваемость ухудшается: в II-15 лет она в среднем на 25% ниже, чем в возрасте 6 - 10 и 16 - 17 лет. Из двух ассоциаций одинаковой силы, из которых одна - более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация. При прочих равных условиях для достижения критерия усвоения требуется меньше проб при заучивании материала методом распределенного научения, чем методом концентрированного научения. Прочность запоминания изученного материала зависит от способа воспроизведения этого материала. Продуктивность деятельности зависит от уровня сформированных навыков и умений. Количество повторений оказывает сильное влияние на продуктивность обучения. Процент сохранения заученного учебного материала обратно пропорционален объему этого материала. При прочих равных условиях эффективность распределенного заучивания материала выше эффективности концентрированного заучивания. Кибернетнчесюм закономерности: Эффективность обучения (в известных пределах) прямо пропорциональна частоте и объему обратной связи. Качество знаний зависит от эффективности контроля. Частота контроля есть функция от продолжительности обучения: N 0,981х5ха ' где: N - число наблюдаемых оценок; а - число учащихся, подвергнутых инспектированию; 5 - число уроков по учебному плану за инспектируемый период (Г. В. Воробьев). Качество обучения прямо пропорционально качеству управления учебным процессом.
Эффективность управления находится в прямой пропорциональной зависимости от количества и качества управляющей информации, состояний и возможностей учащихся, воспринимающих и перерабатывающих управляющие воздействия Продуктивность обучения повышается, если "программа движений" (модель действия, которое необходимо выполнить) и "программа цели" (ее результаты) опережают в мозгу саму деятельность (П. К. Анохин). Социологические закономерности: Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или непрямом общении. Продуктивность обучения зависит от объема и интенсивности познава- тельных контактов. Эффективность обучения зависит от уровня "интеллектуальности среды", интенсивности взаимообучения Эффективность обучения повышается в условиях познавательной напряженности, вызванной соревнованием. Престиж учащегося в классе зависит от: а) позиции, которую он зани- мает; 6) роли, которую он исполняет; в) академических успехов и до-стижений; г) индивидуальных качеств. Эффективность обучения зависит от качества общения учителя с учащимися. Дидактогения (грубое отношение учителя к обучаемым) ведет к сниже- нию эффективности обучения класса в целом, каждого учащегося в от- дельности. Организационные закономерности: Эффективность обучения зависит от организации. Лишь такая организация обучения является хорошей, которая развивает у учащихся потребность учиться, формирует познавательные интересы, приносит удовлетворение, стимулирует познавательную активность. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны отношению учащихся к учебному труду, своим учебным обязанностям. Результаты обучения (в известных пределах) прямо пропорциональны работоспособности учащихся. Результаты обучения зависят от работоспособности учителя. Между наполн ясностью класса (а), средним объемом контроля поточ- ной успеваемости в расчете на одного ученика (Ь) и средне групповой успеваемостью класса (с) существует зависимость: Ус < Уа < УЬ. Умственное утомление приводит к торможению органов чувств: 4 часа учебных занятий снижают порог чувствительности анализаторов более чем в 2 раза. Умственная работоспособность Детей зависит от состояния здоровья, режима умственной деятельности, пола, возраста, времени года, дня недели, времени суток • Активность умственной деятельности учащихся зависит от расписания учебных занятий, места в нем уроков физического воспитания и труда. Продуктивность обучения зависит от уровня организации педагогического труда. Понятие о принципах и правилах обучения
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1954; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |