Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика воспитания звуковой культуры речи детей

Показания

1) болевой синдром при "малом травматизме" в сочетании с местным лечением; (анальгин)

2) головная боль любой этиологии; (анальгин)

3) миозиты, радикулиты, невралгии; (НПВС)

4) болевой синдром при почечной, печеночной (калькулёзной!) коликах;

5) послеоперационные боли средней интенсивности;

6) ревматические заболевания;

7) зубная боль; альгодисменорея.

8) гипертермия свыше 38,5.

Побочные действия:

1) аллергические реакции от крапивницы до анафилактического шока - чаще на анальгин; бронхоспазм от аспирина;

2) тошнота, рвота, эррозивно-язвенные поражения ЖКТ - НПВС

3) шум и звон в ушах, головокружение чаще -аспирин

4) повышенная кровоточивость из-за торможения агрегации тромбоцитов - аспирин;

5) нарушение кроветворения - анальгин

6) нарушение функции печени и почек - парацетамол, аспирин, анальгин.

7) задержка жидкости в организме и повышение АД - НПВС.

Противопоказания:

1) индивидуальная непереносимость;

2) язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки в фазе обострения;

3) тяжелая анемия и гемофилия;

4) беременность - НПВС,

 

 

Понятие звуковой культуры речи, её значение для развития личности ребёнка. Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения; воспитание орфоэпически правильной речи; формирование выразительности речи; воспитание культуры речевого общения и др. Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками. Причины речевых нарушений. Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи. Этапы обучения правильному звукопроизношению.

 

ИГА (ответ)

Воспитание звуковой культуры одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензетивным для её решения.

Звуковая культура речи понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и чёткую дикцию. Воспитание звуковой культуры предполагает:

· Формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, для чего необходимо развитие речевого слуха, речевого дыхания, моторики артикуляционного аппарата;

· Воспитание орфоэпически правильной речи – умения говорить согласно нормам литературного произношения. В состав орфоэпии входит не только произношение, но и ударение.

· Формирование выразительности речи – владение средствами речевой выразительности предполагает умение пользоваться высотой и силой голоса, темпом и ритмом речи, паузами, разнообразными интонациями.

· Выработка дикции – отчётливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, а также фразы в целом.

· Воспитание культуры речевого общения.

Понятие звуковой культуры речи, её задачи раскрываются О. И. Соловьёвой, А.М. Бородич и др.

В звуковой культуре выделяются два раздела: культура произношения и речевой слух. Поэтому работа ведётся в двух направлениях:

ü Развитие речедвигательного аппарата (артикуляционный аппарата; голосовой аппарат; речевое дыхание);

ü Развитие восприятия речи (слуховое внимание; речевой слух)

Исследователи детской речи, педагоги дошкольных образовательных учреждений, учителя школ отмечают значение правильного звукопроизношения для формирования полноценной личности ребёнка и установление социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем для выбора профессии. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. По официальным данным 15-20% детей поступают в школу с несовершенным звукопроизношением, таких детей в пятилетнем возрасте 50%. Проблема формирования звуковой стороны речи не потеряла своей актуальности и в настоящее время.

Особенности усвоения звуковой стороны речи дошкольниками.

Усвоение звуковой стороны языка, по мнению Д.Б. Эльконина, начинается с того момента, когда язык начинает служить средством общения. С одной стороны, это понимание обращённых к ребёнку слов, с другой – первые самостоятельные слова.

Раннее восприяие ребёнком слов идёт на основе ритмико-мелодической структуры. Фонематический состав слова не воспринимается. К концу первого года жизни появляются первые слова. С начала второго года жизни начинается дифференциации звуков. Характерной особенностью становления звуков в начальном периоде является неустойчивость артикуляции при их произношении. Большинство звуков формируется в правильном виде не сразу, а постепенно, через промежуточные, переходные звуки. Система замены одних звуков другими, базируется, главным образом, на артикуляционном родстве звуков, в первую очередь на группировке их по месту образования, реже по способу образования. Новый звук при его усвоении появляется лишь в части слов, а в других словах по-прежнему заместитель. Согласные звуки, дифференцируются постепенно через переходные звуки, например, [c] переходит в [ш] через стадии: с-сь-ш.

К трём годам ребёнок овладевает всей системой звуков родного языка, с некоторыми исключениями. Труднее ему даются шипящие, свистящие и сонорные согласные звуки.

Причины речевых нарушений у детей можно классифицировать так:

· Органические – прирождённые и приобретённые в результате травмы, заболевания, изменения центрального отдела нервной системы, связанного с речевой функцией. Обратному развитию они не подлежат.

· Функциональные – когда нет изменений анатомических структур или тяжёлых болезненных процессов в речевых органах и в отделах центральной нервной системы.

В возрасте до пяти лет причиной неправильного произношения (при отсутствии органических поражений) является недостаточное развитие речевого аппарата. У детей недостаточно развиты центры, управляющие речевоспринимающим и речедвигательными аппаратами, речевой слух и дыхательная система, несовершенен артикуляционный аппарат (голосовые связки и гортань короче, чем у взрослого, язык менее подвижен и гибок, занимает большую,чем у взрослого, часть полости рта). Здесь следует говорить о возрастных несовершенствах речи детей. После пяти лет недостатки звукопроизношений объясняются педагогической запущенностью детей. Несовершенное произношение закрепляется в результате неправильной речи окружающих, а также неблагоприятной обстановки, среди которой живёт ребёнок в период развития речи.

Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, и в частности, её звуковой стороны. В практике воспитания долго существовало мнение, согласно которому, звуковая сторона речи ребёнка развивается якобы самостоятельно без специального воздействия взрослых, а несовершенство произношения детей – будто бы возрастная закономерность, которая постепенно изживается сама собой.

В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечёт за собой отставание в развитие ребёнка, ведёт к косноязычию, которое может превратиться в привычку. Поэтому необходимо целенаправленное обучение. Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в форме обучения на занятиях и воспитания всех сторон звуковой культуры речи вне занятия.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей.

Ведущей формой обучения являются коллективные занятия с детьми. В условиях социальной среды воспитание речевых навыков протекает особенно благоприятно и даёт более стойкие результаты, чем в условиях индивидуальной работы. Коллектив является сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Л.С. Выгодский высказал мнение, что слишком ранние или слишком поздние сроки обучения всегда оказываются с точки зрения развития речи детей вредными и неблагоприятно отражаются на их умственном развитии.

Наибольший эффект даёт обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

М.М. Яшина доказала влияние сроков начала обучения на эффективность обучения.

Прокомментируем таблицу.

 

Начало обучения звуковой культуре речи Эффективность обучения
К четырём годам К пятигодам
3 года 56% 100%
4 года   85,7%

 

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношения следует проводить 1-2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Ненаркотические анальгетики | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 986; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.