Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-психологические характеристики имиджа




Структура имиджа

Сравнительная характеристика имиджа и образа

Образ Имидж
Возникает спонтанно Формируется целенаправленно
Может быть эмоционально нейтрален Всегда эмоционально окрашен
Возникает в индивидуальном сознании (индивидуализирован) Формируется в массовом сознании (объективизирован)
Индивидуален (служит целям индивида) Социален (служит групповым коммуникативным целям)
Может быть устойчивым и динамичным Стереотипен, устойчив

 

Понятие "образ" шире, чем "имидж". "Имидж" относится к тем объектам, которые так или иначе включены в систему общественных отношений, это средство коммуникации.

Имидж – не только образ, но и проекция образа на отображаемый в нем предмет. Проекция сливается с оригиналом, отождествляется с ним и замещает его. При этом вопрос о соответствии имиджа оригиналу снимается.

Имидж – это особое, психологическое свойство объекта, оно приписывается ему, определяет ценность этого объекта для субъекта. Не важно, существуют ли некоторые характеристики в объекте или в имидже, главное, они существуют в субъекте (субъективные свойства существуют для субъекта, а значит существуют).

При этом термин "образ" имеет не только психологическое, но и, например, филологическое значение (например, художественный образ, образ Евгения Онегина, образ дуба в романе "Война и мир").

 

Носитель имиджа – это субъект, прототип или прообраз имиджа.

Потребитель имиджа – объект, или имиджевая аудитория.

В современных условиях, кроме носителя имиджа и потребителя имиджа в коммуникацию вмешивается "третий" - имиджмейкер, специалист по формированию имиджа.

Имидж строится на противопоставлении 3 составляющих: реальных качеств имиджируемого объекта; ожиданий имиджевой аудитории; оценки имиджевой аудиторией качеств прототипа имиджа.

· имидж формируется в процессе непосредственного или опосредованного СМК взаимодействия людей. Причем СМК обладают большими возможностями формирования имиджа, так как общение с помощью СМК более планомерно, продуманно, управляемо;

· имидж хотя и является идеальным образом, он в какой-то мере реалистичен: явное приукрашивание достоинств приведет к снижению доверия;

· имидж одновременно зависит и от качеств своего прототипа, и от особенностей окружающих людей (от их ожиданий, требований, стереотипов мышления, установок);

· имидж выступает форме обобщенного группового образа/представления, постепенно принимающего форму стереотипа; как стереотип имидж достаточно прост, непротиворечив, содержит 1-2-3 главные черты. Усложнение имиджа делает его неэффективным;

· имидж имеет символическую форму;

· как идеальное образование имидж неустойчив, поэтому имидж требует специальных усилий со стороны носителя (если не поддерживать имидж, не контролировать информацию об имиджируемом объекте, потребляемую аудиторией, имидж разрушается, его постоянно надо «подкреплять» рекламой или разнообразными целевыми PR-акциями).

· имидж как объект идеальный, возникающий в сознании людей, не подлежит прямому измерению, оценить его можно лишь по их отношениям, проявляющимся в общении, деятельности, выборе, поэтому при создании имиджа необходимо проводить его мониторинг и изучать реакции на него;

· имидж прагматичен, то есть ориентирован на ограниченный круг задач, соответствующих целям организации или особенностям настоящей ситуации, ее развития;

· эффективный имидж обладает свойством вариабельности: абсолютно «жесткая и неизменная конструкция» неприемлема, ситуация трансляции имиджа всегда динамична, может возникнуть необходимость внесения корректив;

· имидж предполагает сильный эмоциональный отклик, это следует из самого его определения.

 

Виды имиджа:

Существует множество оснований классификации видов имиджа:

 

1. По субъекту:

  • личный (имидж конкретного человека);
  • товарный (имидж товара, услуги);
  • групповой (организационный, корпоративный, национальный имидж).

 

2. По характеру взаимодействия:

  • непосредственный (формируется в ходе непосредственного взаимодействия людей, например, имидж руководителя);
  • опосредованный (формируется без личного контакта прототипа с аудиторией).

 

3. По направленности и цели: публичный, профессионально-деловой, коммерческий, артистический, политический).

4. По характеру эмоционального воздействия: позитивный (привлекательный) и негативный (отталкивающий).

5. По степени достижения цели: эффективный и неэффективный.

6. По охвату имиджевой аудитории: прицельно-точечный, массовый.

7. По отношению к социальным требованиям:

  • конъектурный (подчиняющийся требованиям окружающей среды, ожиданиям имиджевой аудитории);
  • органичный (ориентированный на самоощущение и самовыражение);
  • сбалансированный (сочетающий обе ориентации).

 

8. По степени контроля имиджа: спонтанный, управляемый.

9. По значению:

  • самовозвышающий (имидж-комфорт) – ориентирован на улучшение самочувствия;
  • самоутверждающий (статусный) – ориентирован на повышение социального статуса, утверждение в обществе;
  • целевой – направлен на достижение конкретных коммерческих и профессиональных целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 562; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.