Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретический курс (лекционные занятия)




Требования к минимуму содержания дисциплины

Требования к знаниям и умениям по дисциплине

Связь с предшествующими дисциплинами

Данный курс предполагает использование полученных студентами знаний по другим дисциплинам: «Основы научных исследований», «Разработка управленческого решения», «Инновационный менеджмент», «Стратегический менеджмент», «Теории управления», «Психологии», «Социологии», «Политологии» и др.

В соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта к теоретическим знаниям и практическим умениям по этой дисциплине выпускник должен:

- иметь представление о социально-экономических процессах, различать их по видам и типам, свойствам и особенностям;

- знать основные принципы методологии и методики исследования социально-экономических и политических процессов и уметь их анализировать;

- владеть основами системного анализа.

- Иметь опыт исследования социально-экономических и политических процессов.

Изучение курса расширяет возможности будущего специалиста в понимании сложных и противоречивых явлений социально-экономической и политической сферах жизни общества, что позволяет надеяться на повышение эффективности в его будущей управленческой деятельности.

 

Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. Основные формы, движущие силы процесса, уровни и временные диапазоны. Управляемые социально-экономические и политические процессы, их особенности. Понятие и практическое содержание методологии исследования социально-экономических и политических процессов. Объект и предмет исследования. Выбор, постановка и формулирование цели исследования. Понятие проблемы в исследовании. Определение и постановка проблемы. Подходы к исследованию. Пути и ресурсы проведения исследований. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследования процессов.Состав общенаучных методов исследования: эмпирические и мыслительно-логические. Особенности использования методов в исследовании социально-экономических и политических процессов. Конкретно-предметные методы исследования. Системный подход в исследовании. Классификация систем. Понятие системного анализа и системного синтеза, их виды. Метод структуризации проблемы построения дерева. Развитие эмпирической социологии в России. Социологическое исследование: понятие, основные виды и их классификация. Проведение социологического исследования. Методы сбора социологической информации. Обработка, анализ и использование результатов социологического исследования. Социометрия как метод социологического исследования.

Эвристические методы исследования в управлении. Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности. Метод «мозгового штурма», содержание и область его применения. Основные этапы проведения метода и их характеристика. Специфика использования метода в исследовании управления. Метод экспертных оценок: понятие, виды, формы организации, использование в исследовании управления. Технология и этапы синектического метода. Использование аналогии при поиске целей. Формирование синектических групп и факторы эффективности метода. Метод Дельфи, его сущность и особенности проведения, формирование группы экспертов. Понятие эффективности исследования.

 

Содержание дисциплины

 

Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы

У правляемые социально-экономические и политические процессы: их свойства и особенности, классификация. Необходимость проведения исследований в современных условиях. Основные требования к проведению ИСЭПП. ИСЭПП как составная часть менеджмента.

 

Тема 2. Общенаучные и конкретно-предметные методы исследований. Методологические положения исследования социально-экономических и политических процессов. Совокупность методов ИСЭПП. Организация и проведение ИСЭПП. Характеристика этапов исследования. Формирование целей исследования, пути и ресурсы проведения исследований. Источники получения информации для ИСЭПП.

Тема 3. Теоретические основы системного анализа. Основные понятия общей теории систем. Сложные системы и их характеристики. Целостность. Целевое назначение системы. Иерархичность систем. Внутренняя среда системы и ее атрибуты. Исследование систем с позиции кибернетики.

Тема 4. Основные принципы когнитивного подхода. Когнитивные карты. Когнитивный стиль. Когнитивный подход в социальных исследованиях.

Тема 5. Моделирование как основной метод системного анализа. Классификация моделей. Задачи моделирования. Основные этапы построения моделей. Модели системного анализа. Кибернетическое моделирование. Имитационное моделирование. Проблема построения модели. Проверка модели. Экспериментирование с моделью.

Тема 6. Системный анализ как методология решения сложных проблем.

Уяснение проблемы как процедура раскрытия неопределенности.Обоснование и формулирование проблемы в системном анализе.

Тема 7. Анализ целей и средств в процессе решения проблем.

Общая характеристика и классификация целей. Процесс формирования множества целей. Особенности процедуры выбора целей. Критерии, ограничения, метод структуризации проблемы, построение дерева целей. Система ценностей как метод выбора целей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 366; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.