«Сектор Газа» — российская рок-группа, основанная 5 декабря 1987 года в Воронеже музыкантом, вокалистом и автором песен Юрием Клинских, более известным под псевдонимом «Хой».
Название группы произошло от индустриального Левобережного района Воронежа, который в народе в шутку назвали «Сектором газа» из-за обилия дымящих заводов. Это название было навеяно популярностью Палестинского региона Газы, ставшего «горячей точкой». Первое время «Сектор газа» состоял фактически из одного Клинских, который выступал с приглашёнными музыкантами. Первый постоянный состав сформировался не 27 декабря 1989 года, как указывают многие источники, а в июне 1988 года, и в дальнейшем часто менялся. Группа выступает в местном рок-клубе и быстро становится его «звездой», кассеты с записями группы расходятся по стране.
Песни Юрия Клинских (взявшего себе псевдоним «Хой»), представляющие собой стилизованные описания жизни социальных низов, содержащие разговорную и ненормативную лексику, пользовались популярностью у многих. В то же время группа долго не имела возможности выступать за пределами Воронежа, участники её были малоизвестны, и поэтому одно время по стране каталась другая группа, выдававшая себя за «Сектор газа».
Успех Воронежской группы СЕКТОР ГАЗА прямо пропорционален тому как освещалась это группа в средствах массовой информации: группа давно получила статус "народной", однако, её очень трудно услышать по радио и почти невозможно увидеть по ТВ... Началось все точно неизвестно когда, но первые записи Юриных песен датированы аж 1981 - 1985 годами. С тех записей известными стали только вещи "Без Вина" и "Вампиры", а так типичный дворовый блатнячок на тему ожидания любимой у пруда и на танцы. В 1984 году, молодой дембель Юрий Клинских возвращаетсяь домой в родной Воронеж с Дальнего Востока, где он проходил службу в танковой части г. Благовещенск, и, обнаруживает, что за два года в России появилось какое то подобие рока: КИНО, АлисА, Аквариум и т.д. Повсеместно стали появлятся рок-клубы, самыми известными из которых был Ленинградский и Свердловский, откуда вышли самые известные на сегодня "классические" рок-группы. Не обошла такая "мода" на рок-музыку и Воронеж, где и был основан Воронежский Рок-Клуб, располагавшийся в здании Дома Культуры Воронежской ТЭЦ. Основал его Александр Кочерга "Ухват", который будучи в Ленинграде, и, угодив там на концерт Аквариума, просто таки офигел от увиденного и, перезнакомившись со "столичными звездами", решил создать в столице Черноземья нечто подобное. Итак, рок-клуб был запущен, однако уровень местных музыкантов был довольно низкий и занудный. Но все-равно - это был рок, так что для молодого инспектора ГАИ Юрия Клинских, который с детсва слушал Битлов, Роллинг Стоунз и Криднс это было самое место. Поначалу Юрино участие в рок-клубе сводилось, к решению оргвопросов, то есть, тем вещам, которые были доступны только людям в форме. В Воронеж тогда стали приезжать известные рок-группы и давать полуподпольные концерты или на уровне рок-клуба. Но обратимся к появлению СЕКТОРА ГАЗА. А было это, по воспоминаниям Ухвата, так. Однажды они с другом подошли к магазину за выпивкой, а у магазина стоял знакомый друга - будующий панкпатриарх Всея Руси в ГАИшной форме. Ну Юра и помог им по быстрому затаварится. Ухват разговорился с Юрием и выяснилось, что молодой ГАИшник ярый меломан, а Ухвату каждую неделю поездом присылали новые плёнки из Ленинградского рок-клуба. Завязалась дружба, обмен плёнками и так далее. Однажды Ухвату нужно было у Юры плёнку забрать, зашел он к нему, они выпили, Юра взял гитару и начал Цоевские песни петь. Ухвата поразило, как Юра поёт и что делает это неплохо. Юрий ему тогда еще несколько своих песен исполнил. Ну Ухват и предложил ему выступить на фестивале Воронежского рок- клуба вместе с Олегом "КРЮКОМ" Крюковым. А название СЕКТОР ГАЗА Ухват придумал (чем он полтора десятилетия спустя ещё воспользуется, но об этом ниже). Ехали как то они на Левый берег, а там каучуком воняло, вот Ухват и сострил про СЕКТОР ГАЗА. Правда он хотел армейскому дружку для его группы название подарить, но название он отдал Юре. С тех пор за Хоем и за ВАЯМИ закрепилось такое Арабо-Израильское название. Фестиваль был назначен на 5 декабря. Несмотря на абсолютное неумение играть, СЕКТОР ГАЗА получил приз зрительских симпатий. В тот день Юра под гитару исполнил свои первые песни: Я мразь, Сумасшедший труп, Колхозный панк. Тогда за названием кроме Юры Клинских скрывались еще Титиевский, Крюков и Тупикин (в качестве лидер-гитариста). А после фестиваля группу потребовали в Череповец, на концерт памяти Башлачева. На гитаре там выступил Ухват. Успех не заставил себя ждать - у молодых Воронежских панков там же появились первые поклонники. Повысился и музыкальный уровень - на гитару пришел Воронежский гитарист Игорь Кущев, сменивший Тупикина в самый разгар записи первых двух альбомов: Плуги-Вуги и Колхозный Панк. К сожалению их оригиналы мало у кого сохранились поскольку они были ужасного качества, остались только их переиздания (песни с этих двух альбомов переиздали на альбомах Сектор Газа (1994), Колхозный панк (1992), Гуляй, мужик (1992), кроме того альбом Сектор Газа переиздали еще раз в 1997-м). В ту пору перестала существовать Воронежская группа ФАЭТОН, на базе которой осталось кое-какое оборудование для записи. Вот экс-участник этой группы АНДРЕЙ ДЕЛЬЦОВ и оказался в роли "Воронежского Тропилло" и львиная доля местных рокеров писалась у него. Не обошла эта участь и Сектор Газа, правда он к Юрию какой то "любовью" проникся (вероятно просёк Юрин потенциал) и с тех самых пор они были неразлучны. Примерно в тоже время к Юре прилепляется кличка ХОЙ
В 1991 году группа получает возможность записать альбом в Москве на студии «Мир», вскоре записи группы издаёт одна из первых в России коммерческих звукозаписывающих компаний «Gala Records». Однако большого коммерческого интереса группа из-за малой платёжеспособности своей аудитории не представляла и в первой половине 1990-х снова оказалась в андеграунде. Многочисленные альбомы «Сектора» в это время записывались и издавались только в Воронеже. В 1997 году старые альбомы «Сектора газа» были переизданы «Gala Records». В это время Клинских несколько меняет стиль группы, тексты становятся более серьёзными и очищаются от мата. Однако у представителей музыкальной индустрии и публики «Сектор» продолжает ассоциироваться с похабными песнями.
В 1995 году группа приобретает и международную популярность — с успехом играют на фестивале «Rock Summer» в Таллине.
В конце 1990-х группа ничего не издаёт, отчасти потому что её не устраивают предлагаемые «Gala Records» условия сотрудничества, отчасти из-за личных проблем Юрия Клинских. Альбом «Восставший из ада» был записан в 2000 году и вышел уже после смерти Юрия Клинских, который скончался 4 июля 2000 года от острой сердечной недостаточности.
После распада группы
В 2004 году выходит фильм Ханны Полак — «Дети Ленинградского», в котором звучит песня «Сектор газа» — «Гуляй, мужик!».
Стиль и влияние на популярную культуру
Юрий Клинских вышел из среды напоминающих гетто рабочих кварталов с присущей им неразвитостью и насилием, которые в текстах «Сектора газа» облекаются в пародийно-ироничную форму. Тексты песен содержат большое количество жаргонной и нецензурной лексики. Их персонажи заняты повседневными проблемами — с кем выпить, с кем переспать, чем заняться потом. Большой пласт творчества Клинских посвящён теме загробной жизни. Сюжеты этих песен с теми же незатейливыми героями, как правило, развиваются в сельской местности и похоже на карикатуру, на русский лубок.
Официально музыка «Сектора газа» называлась панк-роком, хотя к данному стилю группа имеет весьма малое отношение, так как точка зрения музыкантов весьма конформистская, что противоречит панк-музыке и панк движению. Клинских увлекался различными музыкальными течениями от тяжёлого рока до рэпа, что нашло отражение в его песнях, некоторые из которых представляют собой мелодекламацию или речитатив. Некоторые аранжировки песен «Сектора» больше напоминают попсу конца 1980-х и блатную музыку: «мёртвые» барабаны на студийных записях, преобладание синтезаторов, несложные гитарные партии. Сам Юрий Хой называл музыкальный стиль группы «фьюжн»:
В 1991 году группа попадает в эфир центрального телевидения, появляясь в очень популярных тогда программах: "50/50" и "ПРОГРАММА А". В том же году выходит пятый альбом группы - Ночь перед рождеством. Некоторые песни из него стали "народными", например, про Деда Мороза сожительствующего со своей внучкой Снегурочкой, однако по мнению Юры придерживующегося и другой сексульной ориентации. В том же году в группе просходит раскол - из неё уходят Кущев (по личным причинам, хотя если б эти причины были бы правдой то всеравно трандеть о них на всю страну не уместно. Другая версия - из-за желания Игоря вставить в репертуар Сектора Газа и свои вещи) и Тупикин. Савину однако удаётся вернуть Тупикина в следующем году и вместе они играют очень успешный концерт в ДК имени Горбунова ("Горбушка"). По протеже менеджера Сергея Савина в группе появляется гитарист Владимир Лобанов, который вместо Кущева играет на концертах, однако на студии не пишется. Потом на роль концертного гитариста приглашается воронежский музыкант Вадим Глухов, а студийным становиться Игорь Жирнов, в ту пору гитарист Игоря Николаева. В 1992 году они в обновлённом составе записывают шестой альбом - Гуляй Мужик, самой запоминающейся вещью из которого стали Частушки исполненые ХОЕМ на пару с Фатеевой, а самой лиричной стал Бомж. Кстати говоря, Жирнов был гитаристом студии GALA RECORDS с которой Хой и заключил контракт на выпуск всех его альбомов в аккурат до 13-го (То есть Восставший из Ада был последним в контракте). В том же году СЕКТОР ГАЗА перезаписывает первый альбом группы - "КОЛХОЗНЫЙ ПАНК" который выходит так же и на виниле, кое где его еще можно найти. Однако, несмотря на успех, устав от гастрольной жизни группу уже навсегда покидают ТУПИКИН и ФАТЕЕВА. Несмотря на то, что басисты, по мнению ХОЯ, были "легкозаменяющимися", никого лучше ТУПИКИНА ХОЮ найти было уже не суждено: даже на самом последнем концерте группы бас был записан на секвенсор. В 1993 году группа выпускает альбом НАЖМИ НА ГАЗ, который так же был удостоин винила. А вот в 1994 год стал самым плодотворным годом в истории группы. Во-первых, оставшийся материал первых двух альбомов, не вошедший в КОЛХОЗНЫЙ ПАНК и ГУЛЯЙ МУЖИК, был издан в альбоме СЕКТОР ГАЗА, официально получивший статус первого, однако на деле записаный девятым (!!!!если считать переиздание Колхозного панка). Следом выходит и "самый матерный" альбом группы - ТАНЦЫ ПОСЛЕ ПОРЕВА, в котором ГАЗ продолжает стебаться над совковой попсой и западным роком, используя модные приёмы игры на гитаре. Альбом получается уматным. В записи альбома впервые принимает участие ИННА "БУХАРИНА" (её настоящая фамилия Пухонина). Её манера исполнения настолько похожа на Фатеевскую, что фаны СЕКТОРА долгое время оставются в неведении, что Тани в группе больше нет. Однако место вокалистки перестало быть вакантным только после того как Юрий забил на поиски Фатеевой, исчезнувшей на долгие полтора года в неизвестном направлении. Или эта идея вынашивалась Хоем уже давно, либо тема стёба над знакомыми всей стране мотивами с запада настолько Хоя приколола - этого мы уже никогда не узнаем. И в том же году выходит самое запоминающееся детище Хоя и сотоварищей - панк опера КАЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ, в народе именующийся просто СКАЗКОЙ. Это была бомба. Классическая сказка была превращена в историю про бабника-царя решившего женить своих сыновей дабы они не оттрахали всех девственниц в королевстве, а один из них (Ванька-Дурачок есстественно) видимо решил позоофильничать и припёр во дворец лягушку, которая на деле оказалась тёлкой хоть куды. Такой клёвой, что Кощей её украл, ей не дал и домой не отпускал, за что в итоге и схватил пизды от рогатого Ивана... Даже "КРАСНОЙ ПЛЕСЕНИ" штампующей по сказке в год не снился такой успех. Кроме текстов впечатляет и размах стилей подобранных к "ариям": от попсы до металла. А стебался ХОЙ над: RHCP, MIDIMAXI, ACE OF BASE, ANTHRAX, QUEEN, AC/DC, ПЕСНЯРАМИ и наконец NIRVANA. Единственная СЕКТОРОВСКАЯ песня - ЕДУ БАБУ ВЫРУЧАТЬ. Все роли кроме Василисы (Инна Бухарина) и Царя (Алексей Ушаков) исполнил сам ХОЙ. Первая копия была подарена обьявившейся ФАТЕЕВОЙ всей группой. После сказки группа два года альбомов не выпускает, у ХОЯ наступает кризис: он не может написать ни одной песни. Однако в это время группа активно гастролирует. В 1995 году группа проезжает по Германии и Израилю, а потом даёт самый знаменитый свой концерт в ДК Горбунова. В этом же году выходит диск ИЗБРАННОЕ-1 - абсолютный лидер продаж того года. На этом диске также находится неизданная ранее песня Вальпургиева Ночь с альбома 1989 года ПЛУГИ-ВУГИ. В следующем году Хой расстаётся с Ушаковым. Приходится "ЦАРЮ" покинуть группу, в которой он проработал без малого 6 лет. Без работы однако он не остался: до сих он один из популярнейших людей Воронежа, из музтусовки не ушел - он технический директор на Русском Радио-Воронеж. Как говорят о нём, что он чуть ли не единственный из группы думал о будующем. Время от времени Алексей всё же появляется на концертах, подменяя своего друга Игоря Аникеева на клавишах... Как уже стало ясно, СЕКТОР без клавишника не остался. Им становиться Игорь Аникеев (КОТ). А также группа берёт второго гитариста Василия "Самоделкин" Чёрных. Затянувшийся творческий кризис Хоя закончился в течении недели, за этот период ХОЙ написал материал для нового альбома, который впоследствии назовут лучшим. В 1996 году в Воронеже на студии BLACKBOX а после на GALAREC рождается ГАЗОВАЯ АТАКА. Альбом координально отличается от двух предыдущих: во-первых, почти отстутсвует мат, а во-вторых, альбом отличается более умеренным и лиричным звучанием. Такая песня, как "30 ЛЕТ" становится застольным хитом, "LIFE" становится блатным хитом среди гитаристов-любителей, а "ТУМАН" получает статус народной песни. На неё снимается черно-белый клип, в котором отражена трагическая история русских войн 20-го века: от первой мировой, через август 1991 и до Чечни. Клип получает неплохую ротацию, его крутят по ТВ. Кроме лиричных песен, продолжается тема стёба над людскими пороками ("МАК"), песня в стиле панкрок (переписанный "Опарыш" 1991 года), а также впервые ХОЙ исполняет песню в полюбившемся ему стиле RAP - Рассказ услышанный в автокомбинате. Диск опять побил рекорды по раскупаемости, став самым популярным. Исследуя новые стили ХОЙ отошёл от панкрока, как оказалось - навсегда. В принципе, ХОЙ исправил "историческую ошибку", которая навесила на СГ ярлык "панк" группы. СЕКТОР никогда панкрок не играл, однако, благодаря "рванью и цепям" на лидере за группой закрепился такой статус. И вот в 1997 году происходит нечто: на концерте выходит некто в шёлковой рубашечке, штанишках и туфлях и начинает петь ЯВУ, ЯДРЁНУ ВОШЬ, КОЛХОЗНОГО ПАНКА... Народ поначалу офигевает от этого зрелища. Многие неприветствовали такую кардинальную смену имиджа, однако, музыка пересилила и на внешний вид Юрия уже никто внимания не обращал. Грядёт время нового альбома. Альбом, получивший название НАРКОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МИЛЛИОНОВ, был совершенно непохож на предыдущие альбомы: в нем было в норме мата, в нём был классный тяжелый рэп, в нём был и родной СЕКТОР ГАЗА. И всё в нужных пропорциях, хотя этот альбом считают и не самым удачным. Настоящим хитом альбома стала песня ПОРА ДОМОЙ, ставшая дембельской песней аж до 2000 года (почему именно до него читай ниже). Сразу после выхода альбома GALA идёт на смелый шаг - выпустить все альбомы включая новый в "одной коробке" приписав к каждому по "стёбхаус ремикса на халяву", а также суперкомикс ЮРА ХОЙ В ЦАРСТВЕ ЗЛА. Эта самая коробочка получила название КОЛЛЕКЦИЯ. В принципе, кассеты под такой маркой продавались и в розницу и были вполне лицензионными. В конце года у Юрия возникает идея создать целиком мистический альбом в стиле тяжелого рэпа. Однако планам его несуждено было сбыться в ближайшем времени: в России начался кризис, сопровождаемый чуть ли не голодом. Группу покидают второй гитарист и барабанщик, теперь их заменяет секвенсор ROLAND купленный АНИКЕЕВЫМ. Особенно пострадал средний класс - основной потребитель музыкальной продукции. В результате GALA, специализирующаяся на выпуске в России западной попсы, закрывает все русские проекты, в том числе и Сектор Газа. Народ перестаёт ходить на концерты и у группы начинает заканчиваться кислород. Вышедший в это время альбом был необходим, чтобы реанимировать и Сектор и GALу. Весной 1999 года в Воронеже рождается диск EXTASY, плод совместных усилий DJ HOY и DJ KROT. Альбом ремиксов на старые песни Сектора, заново Хоем перепетые, получился довольно экстремальным для этого вида музыки, однако, "кислотная" публика данное творение восприняла на "УРА". Теперь ХОЙ звучал во всех дискотеках и ночных клубах страны, миссия была выполнена: Сектор и GALA спасены, и, на радостях ХОЙ покупает себе новую тачку. Для солидности выходят ещё и сборник БАЛЛАДЫ. Однако, осенью ХОЯ настигает недуг: во время гастролей в Приморье он заболевает гепатитом C. Это косвенно подтвержает слухи о том, что Хой болен ещё более страшным недугом - наркоманией. Видимо, несумел он сдержатся, видя что его девушка сидит наглухо. Кстати его законная жена в этот момент жила в Воронеже и воспитывала двоих детей. Несмотря на смертельно опасную болезнь зимой 1999-2000 года в Москве Юра осуществляет свою мечту - он пишет мистический альбом в стиле тяжелого RAP'а и Западного DEATH METALLа. В записи кроме Хоя принимают участие ИГОРЬ ЖИРНОВ (с 1996 года играющий помимо СЕКТОРА с группой "РОНДО"), Андрей Дельцов - бессменый звукорежиссёр, а также один из лучших басистов России Дронов из группы "МОНГОЛ ШУУДАН". Запись проходит целиком в студии GALA RECORDS. Вместе с Юрием на студии торчат СЕРГЕЙ "КИМ" ГУЗНИН и МИХАИЛ "FIX" ПЧЁЛКИН именующие себя фэн-клубом "ГАЗОВАЯ АТАКА". Запись альбома завершается в начале весны, дата релиза - осень того же года. Однако здоровье ХОЯ ухудшается. Один из концертов в Москве приходится переносить из-за болезни Юрия на несколько дней. ХОЙ бросает наркотики. В апреле проходит серия концертов по Московским кинотеатрам, в которых звучат песни с нового альбома. После них у СЕКТОРА начинаются гастроли в Германии, откуда группа возвращается к июню. 15 июня ХОЙ принимает участие в записи концерта в подмосковном Подольске, посвященного 70 летию ВДВ. Под фонограмму Хой исполнил две главные песни ТУМАН И ПОРА ДОМОЙ, а также впервые новую армейскую песню ДЕМОБИЛИЗАЦИЯ. 20 июня ХОЙ выступал на празднике Московского Комсомольца в Лужниках. Но фонограмма два раза отрубалась на одном и том же месте на "Демобилизации", в результате чего, не допев, ХОЙ плюнул и ушёл со сцены.... Через несколько дней он уезжает в Воронеж. Но не просто так. Ему нужно доснять СКАЗКУ, видиоверсию которой он снимает уже несколько лет, а так же забацать клип на новую песню с еще невышедшего альбома - НОЧЬ СТРАХА. Съёмками руководит Воронежский клипмейкер Олег Золотарёв (оператор НТВ-Воронеж, он снимает Воронежские новости для НТВ). Клип должен был быть с использованием компьютерной графики и спецэффектов. В клипе кроме Юры снимаются еще Оля Самарина и Вадик Глухов. Последний день съёмок - 4 июля. Днём ранее ХОЙ заезжает к Игорю Кущеву - бывшему гитаристу. Они планируют запись пластинки с первым составом СЕКТОРА и возвращения к старому доброму стилю "Колхозного Панка". Вечером Хой звонит родителям и говорит что заедет домой вечером следующего дня. А сам собирается на заключительные съемки после которых планирует отпуск для поправки здоровья. Утром, проснувшись, он чуствует недомогание, "кровь горит" - жалуется он знакомым, а затем, вместо студии, он едет на Барнаульскую улицу (Левый берег) вместе со своей любовницей Ольгой Самариной, где спутся некоторое время умирает непонятно отчего. Официальная причина - скоропостижная смерть. Что же на самом деле происходило в доме на Барнаульской - загадка. И всё.... Хоронили ЮРИЯ НИКОЛАЕВИЧА КЛИНСКИХ 6 июля. Природа в тот день плакала. После отпевания в "ЛУЧЕ" гроб отвезли на Левобережное кладбище (названное из-за нефтебазы "БАКАМИ"), где и захоронили на самой окраине кладбища (там теперь бетонный забор), около окружной трассы соединяющую Московскую и Ростовскую трассы. Воронежская пресса гудела о смерти музыканта, в то время как ЦТ и Московская пресса позорно молчали. Только М.К. которая десять дней назад "киданула" ХОЯ отметилась заметкой о смерти РОК-ПАТРИАРХА. 3 августа в канун дня ВДВ по РТР показали запись того самого концерта в Подольске. Показали и ЮРИЯ, однако наш наивный народ думал что эфир прямой и что ХОЙ до сих пор жив. Все сомнения рассеялись когда по ТV прошла реклама того самого, записанного зимой альбома, который под названием ВОССТАВШИЙ ИЗ АДА вышел в конце октября 2000 года. Про этот альбом нет смысла рассказывать, его надо слышать. Год то и в самом деле оказался роковым, только не 1999, а 2000.....
Состав в разные годы
До 1988 года Юрий Клинских работает сольно, иногда выступая на фестивалях рок-клуба с сессионными музыкантами. Ниже предлагается неполный список людей, в разное время имевших отношение к группе.
* Юрий (Хой) Клинских (27 июля 1964, Воронеж — 4 июля 2000, Воронеж) — вокал, бэк-вокал, автор музыки и текстов, аранжировки, клавишные, акустическая гитара, ритм-гитара (1987—2000)
Гитаристы:
* Игорь (Кущ) Кущев (род. 23 июля 1959, Новомосковск) — лидер-гитара в студии и на концертах (1989—1991) * Игорь (Егор) Жирнов (род. 21 сентября 1964, Томск) — лидер-гитара в студии (1991—2000) * Владимир Лобанов (род. 8 сентября 1964, Королёв Московской области) — лидер-гитара на концертах (1991—1993) * Вадим Глухов (род. 25 августа 1965, Воронеж) — лидер-гитара на концертах (1993—2000) * Василий Черных (3 декабря 1965, Воронеж — 8 апреля 2008, Воронеж) — вторая гитара на концертах (1995—1998)
Бас-гитаристы:
* Семён Титиевский (род. 20 января 1968, Воронеж) — бас-гитара в студии и на концертах (1988—1991) * Сергей Тупикин (род. 23 января 1965, Воронеж) — лидер-гитара в студии и на концертах (1989), бас-гитара в студии и на концертах (1989—1993) * Виталий Сучков (Питон) (род. 15 февраля 1965) — бас-гитара на концертах (1993) * Эльбрус (Брюс) Черкезов (род. 7 сентября 1968, г. Макеевка, пос. Ханжёнково, Донецкая область) — бас-гитара в студии (1997) * Валерий Подзоров (род. 23 августа 1964) — бас-гитара на концертах (1997—1998) * Василий Дронов — бас-гитара в студии (2000)
Клавишники:
* Алексей Ушаков (род. 12 мая 1963) — клавишные в студии и на концертах (1989—1995) * Игорь (Кот) Аникеев (род. 15 августа 1961, Воронеж) — клавишные в студии и на концертах (1995—2000)
Барабанщики:
* Олег (Крюк) Крючков (? — 18 января 1997, Воронеж) — барабаны в студии и на концертах (1988—1990) * Александр Якушев (род. 21 июня 1965) — барабаны в студии и на концертах (1989—1998)
Звукорежиссеры:
* Андрей Дельцов (род. 23 февраля 1963, Воронеж) — звукорежиссёр в студии и на концертах (1989—2000) * Игорь Князев — звукорежиссёр на концертах (1991) * Андрей Колтаков (Бонифаций) (род. село Рождественское Ивановского района Костромской области) — звукорежиссёр в студии (1995)
Вокалистки:
* Татьяна Фатеева (род. 14 сентября 1968, Эртиль Воронежской области) — вокал в студии и на концертах (1990—1993) * Ирина Пухонина — вокал в студии (1994, 1996) * Вероника Никифорова (род. 29 августа 1976) — вокал в студии (1998)
Прочие:
* Сергей Савин — концертный директор (1991—1994) * Константин Ляхов — концертный директор (1995—2000) * Алексей Привалов (род. 23 мая 1972, Москва) — тур-менеджер (1996—2000) * Алексей Брянцев (D.J. Kpoт) (род. 13 марта 1973, Воронеж) — продюсер ремиксов (1997—1999)
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление