Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исторический взгляд на искусство в философии Гегеля




Завершение развития немецкой классической философии выпало на долю Г.В.Ф. Гегеля (1770-1831). В отличие от Ф.В. Шеллинга, который сделал акцент на эстетических формах познания мира, для Г. Гегеля важнейшее значение приобрела история в ее разнообразных формах.

Фундаментальность и основательность философской системе Г. Гегеля придало глубокое знание истории философии, в которой он усмотрел ясную логику развития форм мирового сознания. Длительное время Г. Гегель находился под влиянием идей Ф.В. Шеллинга, вместе с которым он выступал с критикой субъективизма И.Г. Фихте. Однако в 1807 году в работе «Феноменология духа» он уже сам выступил с критикой Ф.В. Шеллинга, упрекая его в необоснованном увлечении иррациональными эстетическими формами знания. В этой работе Г. Гегель четко сформулировал принцип исторического подхода к истине, согласно которому истина всегда представляет собой не просто результат развития, а включает также весь процесс, который привел к этому результату. Эта первая крупная работа, несмотря на тяжеловесный стиль и неясность изложения, принесла Г. Гегелю признание в качестве нового оригинального представителя немецкой классической философии. Цель этой работы состояла в том, чтобы проследить развитие мирового разума, начиная с первых форм и заканчивая современностью. Отличительной особенностью первого варианта системы Г. Гегеля, которая опиралась на достижения И.Г. Фихте и Ф.В. Шеллинга, стало беспрецедентное использование конкретного исторического материала. За множеством форм духовной культуры, сменявших друг друга в течение многих столетий, Г. Гегель сумел увидеть логичность и последовательность развития единой идеи, которую он отождествлял с божественным разумом. Логика развития мирового духа в «Феноменологии духа» воспроизводит стадии развития отдельного индивида, начиная с простейшего чувственного опыта и актов наименования вещей, проходя через формы философии, права и pent различных эпох и заканчивая абсолютным знанием, преданным искусством, религией и философией.

В завершенном варианте философская система Г. Гегеля представлена в трехтомной работе «Энциклопедия философских наук» (1817). Она включала три части: логику (учение о бытии), философию природы (учение о неорганической и органической природе) и философию духа (учение о человеке и обществе). Триадитическое деление системы обусловлено диалектическим методом Г. Гегеля, который вобрал в себя как влияния И.Г. Фихте и Ф.В Шеллинга, так и Платона и неоплатоников. Три этапа диалектического развития представляют собой единство (тезис), множество (антитезис) и структурированное единство (синтез двух Предыдущих моментов). Диалектическое движение - предполагает выявление целостности предмета, аналитическое разбиение его на отдельные моменты и восстановление единства на новом, более высоком уровне. Все три момента являются частями единого процесса, органично переходя друг в друга. Поэтому три части системы Г. Гегеля - это три момента развития единого божественною разума, три этапа творения, которые разворачиваются в ходе Человеческой истории. Г. Гегель был убежден, что его философская система одновременно является теологическим учением, которое объясняет весь мир как явление Бога.

В «Логике» Г. Гегель рассматривает систему понятий, которые определяют структуру и направление развития любого мирового процесса. Для Г. Гегеля все множество вещей и событий окружающего мира является проявлениями единого мирового разума, который выступает в виде развивающейся системы понятий. Поэтому в мире нет и не может быть ничего неразумного, все представляет собой проявление божественного разума и подчинено логике понятий. Гегелевские понятия представляют собой объективные духовные образования, которые можно сравнить с платоновскими идеями. Как у Платона учение о бытии есть учение о множестве идей, из которых состоит космический ум, так и у Г. Гегеля логика представляет собой учение о множестве понятий, из которых состоит мировой разум. Важнейшее из таких понятий - понятие бытия, из которого путем постановки и разрешения противоречий диалектически развиваются понятия становления, количества, качества, меры и т.д. Г. Гегель справедливо полагает, что без этих понятий невозможно помыслить ни про одну вещь, следовательно, они составляют условие бытия каждой вещи и мира в целом. Действительно, любая вещь представляет в мышлении человека как обладающая качественными, количественными, структурными характеристиками. Развитие категорий происходит от абстрактного к конкретному, то есть каждая следующая категория более конкретна и богата по содержанию, чем предыдущая. Этот же принцип определяет и развитие божественного мирового разума, которое представлено в трех частях гегелевской системы. Поэтому первая часть системы, «Логика», является наиболее абстрактным состоянием мирового разума, а последняя - «Философия духа» - наиболее конкретным и содержательным. Порядок развития категорий в «Логике» соответствует у Г. Гегеля порядку смены философских течений в истории философии. Каждое философское течение прошлого Г. Гегель рассматривает как один из моментов развития мирового разума или абсолютной идеи. В этом смысле ход истории философии, представленный в «Лекциях по истории философии», становится блестящей иллюстрацией диалектического развития категорий в «Логике».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.