Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ритуал и искусство




Кант, бесспорно, принадлежит к великим мыслителям, оказавшим огромное влияние на развитие философской и эстетической мысли в последующие столетия.

 

Попробуем разобраться с намеченной здесь темой на примере охоты. Охота для всех не травоядных и не домашних животных это способ существования, неотъемлемый элемент их повседневной жизни. Успешная охота дает приз - необходимое для поддержания жизни питание. Неожиданные препятствия, разнообразие условий, в которых каждый раз проходит охота, возбуждают интерес, содержат непременный элемент творчества. Успех сопутствует тому, кто к этому более способен. Достижение цели вызывает удовлетворение - как физическое, так и "духовное", закрепляя тем самым стремление к повтору этих занятий. Процесс охоты содержит две переплетающиеся составляющие - инстинктивную (врожденную) и разумную. Соответственно, инициализация этого процесса возможна от двух источников. Это может быть инстинктивная реакция на реальный объект, на ситуацию или на реальную потребность. Но это может быть также сознательная установка на "виртуальное" воспроизведение действий, связанных с охотой, которые, в свою очередь, подключают соответствующие инстинкты с их непременно положительным эмоциональным сопровождением. Второе происходит при выполнении ритуальных действий, изображающих охоту.
Одной из причин выполнения такого ритуала может быть желание эмоционально пережить все, что связано с охотой, получить заряд положительных эмоций. Здесь уже предпочтение отдается не результату, как это есть на настоящей охоте, но самому процессу. Результат (в виде пойманной дичи) отсутствует, его нет и быть не может, хотя все было сделано "как положено". Смысл этих действий, смысл ритуала смещен, он совсем другой, не такой как в настоящей охоте. Это подготовка к охоте, тренировка, отработка движений и взаимодействий участников. Но это также приобщение новых молодых участников к этому действу. И это также обращение к неким "потусторонним" силам, человеку неподвластным, поскольку их участие проявляется как случайность, воспринимаемая как поддержка или противодействие. Это обращение, просьба к духам, богам с тем, чтобы они наполнили воспроизводимые сейчас действия реальным результатом. Это уже искусство, которое еще не отличается от ритуала. Это театральное действие, в котором каждый участник играет свою роль.
Я не видел первобытную наскальную живопись "в оригинале", но говорят, что эстетически это хорошо выполнено. Это значит, что склонность человека к искусству имеет очень глубокие основания, это влечение происходит на биологическом уровне, на уровне инстинктов.
Ритуал и искусство настолько взаимосвязаны, что отличить одно от другого можно только по признакам второстепенным, не относящимся к содержанию или исполнению. Ритуал - действие целенаправленное и обязательное, его исполнения требуют причины и обстоятельства, внешние по отношению к исполнителю. Искусство возникает исключительно из внутренней потребности, хотя очень часто эта потребность совпадает с требованиями внешней системы, с которой этот человек связан. Гимн Александрова, например, - произведение искусства, создание которого трудно представить как формальное действие, лишенное внутреннего вдохновения. И в то же время, он был важным элементом советского ритуала.
Следует отметить еще один признак, различающий искусство и ритуал. Это - запрограммированность ритуала. Исполнять следует все, что ритуал требует и так, как он этого требует. Искусство (если оно не служит ритуалу) свободно.
Ритуал вырастает из инстинкта, искусство - из ритуала. Искусство неизбежно несет в себе инстинктивную бессознательную составляющую, которая подпитывается тем, что искусство исходит от эмоций, внутренних ощущений, интуиций.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.