Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмпедокл(490—430 до н. э.)




Древняя Греция.

Эволюционные идеи в глубокой древности.

I. История эволюционных идей в биологии до Ламарка

 

Первые проблески эволюционных идей можно уловить во взглядах многих древних философов Индии, Китая, Месопотамии, Египта и Греции. Это «мудрые идеи» основанные на умозрительных трактовках наблюдаемых явлений. Поэтому весь период развития эволюционных учений, продолжавшийся с глубокой древности до 1600г., можно назвать периодом угадывания законов природы.

 

Автор поэмы «О природе». Это одна из первых дошедших до нас попыток объяснить происхождение и развитие организмов. Его эволюционные взгляды были весьма причудливыми и фантастическими.

Согласно этим взглядам, из комьев первичной тины, согретой внутренним теплом Земли, сперва возникли растения, а животные появлялись отдельными частями (идея- сложение тел из элементов). Влекомые силой Любви эти части искали друг друга и слагались в целые живые существа. Причем, получались как гармонично устроенные организмы, так и уродливые твари (идея – комбинаторики в процессе развития и выживания приспособленных). С течением времени получились формы, приспособленные к среде и способные к размножению.

Обсуждая проблему пола, Эмпедокл утверждал, что мужчины произошли из земли на юге и востоке, а женщины на севере. Если семя обоих родителей одинаково горячо — рождаются мальчики, и они похожи на отца, если семя родителей одинаково холодно — рождаются девочки, схожие с матерью. Если беременные женщины влюбятся в статую или портрет, то они «рожают детей, похожих на последние».

Эмпедокл говорил о вечности материи.

 

 

Аристотель (384—322 до н. э.)

В лице Аристотеля греческая наука достигла своей вершины.

Он был несомненным эволюционистом в том смысле, что признавал постепенное развитие природы. Первая стадия этого развития неорганическая материя, которая затем переходит в материю органическую, живую. Растения более оживлены, чем минералы, и менее оживлены, чем животные. Между растениями и животными стоят зоофиты (кишечнополостные и губки), а высшую форму организмов представляет человек.

Аристотель первым высказал идею «лестницы существ», которая объясняет порядок, заложенный в природе.

Развитие природных объектов сводится к их восхождению по ступенькам лестницы и осуществляется вследствие присущего материи стремления к совершенствованию. Камень стремится к жизни растения, растение—к жизни животного, животное—к жизни человека, а человек—к идеальной жизни божества, воплощающего высшее благо. В природе ничего не происходит случайно, все подчинено указанному выше стремлению. Такая цель поставлена разумом — первой причиной всех причин.

Таким образом, воззрения Эмпедокла и Аристотеля во многом противоположны. В идеях Эмпедокла можно увидеть зачатки дарвинизма с его принципами естественного отбора и переживания наиболее приспособленных. Во взглядах Аристотеля зародился ортогенетический принцип внутренних эволюционных сил (причина эволюции в самом организме). Следовательно, уже в глубокой древности проявились две взаимоисключающие тенденции в трактовке процесса эволюции. После Аристотеля античная наука не породила ни одного самостоятельного мыслителя в области естествознания. Те из древнегреческих и древнеримских натурфилософов, которые касались вопросов развития природы и организмов, лишь повторяли идеи Эмпедокла или Аристотеля.

 

Итак, за тысячелетний период развития античная цивилизация (Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Демокрит, Сократ, Платон, Феофраст) дала миру такие важнейшие стественноисторические идеи, как:

1) материальность мира;

2) естественность происхождения жизни на Земле;

3) возможность трансформации одних форм в другие;

4) аристотелеву идею «лестницы существ», т. е. существования градации форм от высших к низшим;

5) представления о целостности организма и о существовании коррелятивных связей органов и их частей друг с другом;

6) усложнение организации в процессе индивидуального развития зародыша и приобретение на поздних этапах его развития видоспецифичных признаков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1018; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.