Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности проектирования и внедрения компьютерных информационных технологий в налоговых органах




 

Для разработки АИС и координации их создания и функционирования в органах налоговой службы созданы специальные структуры. В центральном аппарате организовано Управление информационных технологий, а на региональном и местном уровнях - отделы информатизации и администраторы баз данных.

Проекты разрабатываются специалистами по информатизации и модернизируются по мере изменения условий функционирования налоговых органов. Для проведения этой работы на федеральном и региональном уровнях созданы вычислительные центры (ГНИВЦ и РНИВЦ), координирующие работу отделов информатизации на региональном и муниципальных уровнях.

Основными системными требованиями является создание распределенного банка данных, обеспечение безопасности информации и возможность санкционированного доступа к данным на любом объекте АИС. Основными разработчиками являются ГНИВЦ РНИВЦ в городах Нижний Новгород и Чебоксары.

АИС проектируется как открытая модульная система, состоящая из структурных подсистем по уровням, каждая из которых рассматривается также как открытая система.

Архитектура информационной системы АИС "Налог" построена в соответствии с иерархией подразделений ФНС России и представляет собой многоуровневую инфраструктуру, включающую:

- пользовательский уровень в виде АИС подразделений ФНС РФ,

- уровень обработки и обмена информацией между центром обработки данных (ЦОД) и комплексами ФНС;

- транспортный уровень.

Реализуется как территориально - распределенная телекоммуникационная сеть, объединяющая в единое пространство подсистемы АИС “Налог” и системы телекоммуникаций (СТК) России, и позволяет сочетать высокую адаптивность технологии клиент-сервер с преимуществами централизованной обработки и управления всей системой.

Решение задач в налоговых органах связано с использованием и анализом больших объемов информации, которая поступает от налогоплательщиков в основном на бумажных носителях и носит конфиденциальный характер. Поэтому в информационном аспекте система должна обеспечивать защиту поступающей и хранящейся информации, ее достоверность, иметь рациональные системы кодирования, использовать единые классификаторы, иметь хорошо организованные информационные файлы и БД и СУБД, формировать выходные документы в форме, удобной для восприятия. Для АИС НС очень важно создание интерфейса, на основе электронного обмена данными как внутри НС, так и с внешней средой, включая связи с налогоплательщиками и службами, формирующими налогооблагаемые базы по различным видам (имущество, земля и т.п.), а также с органами власти, статистики, налоговой полицией, таможенным комитетом, МВД, УФК, банковскими и кредитными организациями.

При проектировании форм первичных документов должны учитываться следующие требования:

- отсутствие в них постоянной информации и дублированной;

- выделение справочных, группировочных реквизитов и реквизитов-оснований;

старшие по объему понятий признаки должны предшествовать младшим (например, наименование предприятия-цеха-участка);

- согласование последовательности реквизитов в документе с макетами размещения информации в файлах;

- обеспечение удобства для последующей обработки данных в ЭВМ.

Разработка первичных документов выполняется в следующей последовательности:

- определение состава реквизитов;

- классификация реквизитов: однозначные и многозначные, признаки и основания, справочные и группировочные, переносимые и непереносимые на машинные носители;

- установление логической соподчиненности реквизитов;

- выбор формы документа;

- размещение реквизитов в выбранной форме документа в соответствии с классификацией;

- расчет размера документа по вертикали и горизонтали с учетом размера полей;

- выбор формата бумажного носителя;

- выделение толстой линией реквизитов, переносимых на машинные носители;

- редактирование шапок документов в соответствии со словарем-тезаурусом.

При проектировании выходных форм документов учитываются следующие требования:

- полнота информации, т.е. они должны содержать и первичные и результативные показатели;

- количество результативных показателей должно соответствовать количеству группировочных признаков, т.е. количество итогов должно быть равно количеству ключей сортировки;

- хорошая читаемость;

- отсутствие показателей, рассчитываемых вручную.

Информационное взаимодействие предполагает совместимость формируемых БД, в т. ч. по государственному реестру налогоплательщиков и их собственности, банковским счетам, объемам и ценам различных материальных ценностей, движению на счетах бюджета.

Поскольку АИС налоговой службы относится к классу больших систем, к ней уже на стадии проектирования предъявляются требования по:

- совместимости всех элементов внутри системы и со смежниками;

- возможности быстрого изменения в соответствии с изменениями в налоговой системе,

- надежности, достоверности и актуальности хранимой информации;

- возможности быстрого получения нужной информации по запросам;

- простоте ввода информации;

- разнообразию вывода информации;

- обмену информацией с другими системами и уровнями.

Существенными требованиями являются также:

- разработка и функционирование системы на базе имеющегося общесистемного и прикладного ПО разных типов, позволяющих осуществлять межсистемный обмен;

- использование общегосударственных классификаторов;

- создание информационных файлов и БД, управляемых СУБД:

- формирование выходной информации в унифицированных и удобных для восприятия формах и т.п.

- создание единого информационного пространства с внешней средой;

- информационное объединение сетями телекоммуникаций всех участвующих в обмене информацией структур;

- возможность доступа к информации каждой из них.

 

 

3.3. Автоматизированная информационная система «Налог».

 

Автоматизированная информационная система «Налог» позволяет расширить круг задач, решаемых Федеральной налоговой службой, повысить обоснованность принимаемых решений, рационализировать управленческую деятельность налоговых органов путем применения экономико-математических методов, упорядочения информационных потоков.

Целями функционирования автоматизированной информационной системы «Налог» являются:

- повышение эффективности функционирования системы налогообложения;

- повышение оперативности работы и производительности труда налоговых инспекторов;

- обеспечение налоговых инспекций всех уровней полной и своевременной информацией о налоговом законодательстве;

- повышение достоверности данных по учету налогоплательщиков и эффективности контроля соблюдения налогового законодательства;

- анализ динамики поступления сумм налогов и возможность прогноза этой динамики;

- информирование администраций различных уровней о поступлении налогов и соблюдении налогового законодательства;

- сокращение объема бумажного документооборота.

Решение задач, стоящих перед налоговыми органами, связано с анализом больших объемов информации, которая представлена в основном на бумажных носителях — документах. В отчетные периоды документооборот в территориальных инспекциях крупных районов и городов может достигать десятков тысяч документов ежедневно.

Взаимодействие государственных структур обеспечивается за счет:

- слияния, взаимного обмена и использования различных баз данных:

- государственного реестра налогоплательщиков;

- банковских счетов налогоплательщиков;

- сведений об участниках внешнеэкономической деятельности, объемах и стоимости различных ценностей, пересекающих границу Российской Федерации;

- сведения о движении средств на счетах государственного бюджета в части налоговых поступлений от юридических и физических лиц и т. п.

Создание подобной системы требует решения ряда проблем:

- создание компьютерных сетей в налоговых службах и предоставление им доступа к информационным ресурсам;

- создание бал данных;

- оснащение налоговых органов вычислительными комплексами с развитой периферией;

-разработка программных средств, обеспечивающих решение функциональных задач системы.

Существенной частью АИС налоговых органов являются автоматизированные информационно-справочные системы по законодательству: «Консультант Плюс», «Гарант» и др.

На региональном уровне в АИС «Налог» можно выделить следующие основные функциональные подсистемы:

- подготовка типовых отчетных форм;

- контрольная деятельность;

- методическая, ревизионная и правовая деятельность;

- аналитическая деятельность территориальных инспекций Федеральной налоговой службы;

- решение внутриведомственных задач.

Подсистема подготовки типовых отчетных форм обеспечивает формирование сводных таблиц статистических показателей, характеризующих деятельность Федеральной налоговой службы на региональном уровне.

Контрольная деятельность предусматривает ведение Государственного реестра предприятий и физических лиц.

Подсистема методической, ревизионной и правовой деятельности обеспечивает возможность работы с законодательными актами, постановлениями, указами и другими правительственными документами, а также с нормативными и методическими документами Министерства финансов РФ.

Аналитическая деятельность включает в себя анализ динамики налоговых платежей по категориям налогоплательщиков, прогнозирование величины сбора отдельных видов налогов, экономический и статистический анализ хозяйственной деятельности предприятий региона, определение предприятий, подлежащих документационной проверке, анализ налогового законодательства и выработку рекомендаций по его усовершенствованию, анализ деятельности территориальных налоговых инспекций и др.

Для местного уровня характерен свой состав функциональных подсистем:

- регистрация предприятий;

- камеральная проверка;

- ведение лицевых карточек предприятий;

- анализ состояния предприятия;

- документационная проверка:

- ведение нормативно-правовой документации;

- внутриведомственные задачи;

- обработка документов физических лиц.

Подсистема регистрации предприятий реализует функцию своевременного и полного учета налогоплательщиков.

Подсистема камеральной проверки реализует функции контроля правильности и своевременности представления плательщиками бухгалтерских отчетов и налоговых расчетов, отчетов и деклараций, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.

Подсистема ведения лицевых карточек предприятий выполняет функции спора данных о поступлении налогов в разрезе налогоплательщиков и видов налогов, контроля своевременности уплаты налогов в бюджет, начисления пени, вычисления сальдо ПО расчетам, выдачи справок о недоимках и переплатах по предприятиям и т.д.

Подсистема анализа состояния предприятий использует информацию, получаемую в подсистемах регистрации предприятий, камеральной проверки, документационной проверки.

Подсистема документационной проверки относится к контрольному виду деятельности налоговых органов.

Подсистема ведения нормативно-правовой документации обеспечивает возможность работы с нормативно-правовыми актами.

Подсистема внутриведомственных задач реализует задачи документационного, кадрового, бухгалтерского учета, материалъно-технического снабжения и др. в отношении налогового органа как отдельной организационной структуры.

Подсистема обработки документов физических лиц осуществляет контроль уплаты налогов физическими лицами. В подсистеме рассчитываются суммы налогов, ведутся лицевые счета, печатаются извещения о суммах начисленных налогов, составляются различные бухгалтерские отчеты.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.