Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель A-B-C терапии РЭТ




Основные идеи

Рационально-эмоциональная поведенческая терапия (РЭПТ) представляет собой «теоретически непротиворечивый эклектизм» различных психотеревтических методик, в основном когнитивных, эмоциональных и поведенческих. Отличительной особенностью РЭПТ является разделение всех испытываемых человеком эмоций на рациональные (продуктивные) и иррациональные (непродуктивные, деструктивные, дисфункциональные), причиной которых являются иррациональные верования (иногда - «иррациональные убеждения», англ. «irrational beliefs»).

Автор выделил 3 ведущих психологических аспекта функционирования человека: мысли (когниции), чувства и поведение. Эллис подчеркивает необходимость дифференцировать 2 типа мыслей. Дескриптивные когниции - содержат информацию о реальности, о том, что человек воспринял в мире; их можно было бы назвать чистой информацией о реальности. Оценочные когниции - отражают отношение к этой реальности; для их обозначения Эллис использовал термин belief — убеждение, вера. В Р.-э. п. терапии предполагается, что дескриптивные когниции обязательно соединены с оценочными когнициями связями разной степени жесткости. Автор пришел к выводу что не объективные события сами по себе вызывают у нас позитивные или негативные эмоции, а наше внутреннее восприятие, их оценка. Расстройства в эмоциональной сфере, ряд психопатологических симптомов являются результатом нарушений в когнитивной сфере (таких, как сверхгенерализации, ложные выводы и жесткие установки). Именно эти нарушения в когнитивной сфере Эллис и назвал иррациональными установками (IB). С его точки зрения, это жесткие связи между дескриптивными и оценочными когнициями типа предписания, требования, обязательного приказа, не имеющего исключений. Поэтому обычно иррациональные установки не соответствуют реальности. Если иррациональные установки не реализуются, они приводят к длительным, неадекватным ситуации эмоциям, затрудняют деятельность индивида, мешают достижению целей.

 

Несмотря на то что рационально-эмотивная терапия признает влияние на человека внешних причинных факторов, люди не зависят от них полностью. Напротив, считается, что человек способен преодолеть собственные биологические и социальные ограничения, как это ни трудно, и действовать в направлении изменения и контроля своего будущего (Ellis, 1976, 1979d). Такое признание способности людей определять в значительной мере собственное поведение и эмоциональные переживания выражено в теории поведения и личностных нарушений A-B-C (Ellis, 1989).

В модели A-B-C A (activating) соответствует активирующему событию или переживанию; B (beliefs) - системе убеждений индивида; C (consequences) - последствиям.

 

Например, вы едете по шоссе и у вас спускает колесо; это A (активирующее событие). В ответ на это событие вы можете подумать: "Этого НЕ ДОЛЖНО было случиться. Это УЖАСНО. Я этого не вынесу. Я не справлюсь ". Эти мысли соответствуют части B (система убеждений) модели. Следовательно, учитывая свои мысли, вы можете встревожиться, разгневаться; эти чувства соответствуют части C (последствия) вашего проблемного мышления. Таким образом, A не является непосредственной причиной C, в чем вы убедились. Вместо этого последствия являются результатом системы убеждений, среднего компонента модели A-B-C.

Признание взаимоотношений A-B-C дает возможность изменения и контроля установок и поведения в ответ на обстоятельства.

Терапевтический процесс.

Ключом к позитивным изменениям в модели считается обнаружение, анализ и активное оспаривание иррациональных верований (соответствует этапу «D» в расширенной модели ABCDE — англ. disputation) с последующим закреплением результатов («E», англ. end result). Для этого клиентов обучают замечать и различать дисфункциональные эмоции и искать их когнитивные причины.

Цели терапии является помощь клиентам в устранении или ослаблении иррациональных последствий (иС), или эмоциональных нарушений. Другой задачей является уменьшение тревоги (самообвинения), враждебности и гнева (обвинения других или обстоятельств). Другая задача - снабдить клиентов методом разумного анализа их собственных нарушений, с помощью которого они смогут поддерживать состояние минимальной тревожности и враждебности (Ellis & Harper, 1975).

"Рационально-эмотивная психотерапия противодействует иррациональным представлениям человека двумя основными способами.

1) Психотерапевт выступает в роли контрпропагандиста, прямо противостоящего и отрицающего саморазрушающую пропаганду и суеверия, которые пациент изначально выучил и которые он продолжает себе внушать сейчас.

2) Психотерапевт поощряет, убеждает и даже настаивает на том, чтобы пациент предпринял те или иные действия (например, сделал что-либо, чего он боится), что само по себе служит хорошим контраргументом против ошибочных убеждений" (Ellis, 1962, pp. 94-95).

Таким образом, рационально-эмотивный психотерапевт использует логику и рассуждение, обучение, убеждение, конфронтацию, разубеждение и предписание поведения с целью показать клиенту иррациональность его философии, продемонстрировать ее связь с эмоциональными нарушениями, изменить мышление клиента, а следовательно, и его эмоции, заместив иррациональные представления рациональными, логичными (Ellis, 1989). Кроме того, как было упомянуто ранее, психотерапевт идет дальше в обучении клиента и в качестве профилактической меры разбирает с ним основные иррациональные идеи, свойственные нашей культуре, предлагая более эффективные рациональные (Ellis & Dryden, 1987).

В основе рационально-эмотивной терапии лежит осознавание (инсайт). Инсайты эти не совсем обычны, когда речь идет о происхождении или исторических корнях поведения клиента. Существует три вида инсайта (Ellis, 1979c). Первый заключается в признании того факта, что настоящее дисфункциональное поведение имеет предпосылки, в том числе прошлые переживания. Более важным является инсайт второго вида: понимание того, что исходные причины причиняют беспокойство лишь постольку, поскольку иррациональные убеждения клиента подпитывают и освежают их. Третий вид инсайта заключается в признании клиентом того,

"что нет иного пути преодоления эмоционального нарушения, кроме его собственного постоянного наблюдения и противодействия своей системе убеждений, кроме его собственной работы над изменением своих иррациональных философских допущений с помощью вербальных и поведенческих действий по контрпропаганде" (Ellis, 1973, р. 158).

Первые два вида инсайта ничего не стоят без третьего.

Рационально-эмотивные психотерапевты, помимо прямого оспаривания убеждений, используют ряд разнообразных когнитивных, эмотивных и поведенческих техник для помощи своим клиентам (см. Walen, DiGiuseppe & Dryden, 1992). Эллис (Ellis, 1979a) составил перечень таких техник. В когнитивной сфере психотерапевты используют библиотерапию (рекомендуя клиентам читать книги по РЭТ-терапии), методы создания мысленных образов и когнитивные домашние задания (например, использование формы самопомощи РЭТ, построенной в соответствии с моделью A-B-C; см. Sichel & Ellis, 1984). В эмоциональной сфере психотерапевты используют безусловное принятие (в частности, принятие клиентов без особых условий; см. Ellis, 1991), ролевую игру, моделирование, рационально-эмотивное воображение (что дает клиентам возможность практического применения полученных во время терапии РЭТ навыков с помощью воображения), упражнения на преодоление чувства стыда (чтобы помочь людям перестать испытывать стыд). В сфере поведения психотерапевты применяют методы оперантного обусловливания, самоуправления и релаксации, а также обучение навыкам. Этими техниками их перечень отнюдь не исчерпывается.

Продолжительность. Рационально-эмотивная терапия может быть краткосрочной и длительной. Чаще всего количество индивидуальных сессий варьирует от пяти до пятидесяти (Ellis, 1989). Индивидуальная и групповая терапия могут сочетаться и часто хорошо дополняют друг друга.

Терапия РЭТ менее эффективна для "тех клиентов, которые отказываются видеть свои проблемы или работать в процессе лечения, например для индивидов с расстройствами характера и явными психотическими реакциями". Она гораздо "более эффективна для сравнительно молодых и смышленых клиентов" (Ellis, 1973, р. 51).

Результаты терапии в значительной мере зависят от особенностей психотерапевта. "Обычно терапия РЭТ дает наилучшие результаты, когда ее проводит энергичный, активно-директивный, общительный психотерапевт, готовый рисковать и не слишком стремящийся заслужить одобрение своих клиентов".

Психологическое здоровье и его критерии по РЭПТ

Для психологически здорового человека характерна философия релятивизма, «пожелания»;

Рациональные производные от этой философии (рациональные, потому, что обычно способствуют достижению людьми своих целей или формированию новых, если прежние цели не могут быть осуществлены) — это:

  1. оценка — определение неприятности события (вместо драматизации);
  2. толерантность — я признаю, что неприятное событие произошло, оцениваю его неприятность и пытаюсь изменить или, если невозможно изменить, принимаю ситуацию и занимаюсь претворением в жизнь других целей (вместо «я этого не переживу»);
  3. принятие — я принимаю то, что люди несовершенны и не обязаны вести себя иначе, чем они это делают сейчас, я принимаю, что люди слишком сложны и изменчивы, чтобы можно было давать им глобальную категоричную оценку, и я принимаю условия жизни такими, какие они есть (вместо осуждения);

Таким образом, основные критерии психологического здоровья человека:

1. Личный интерес. Соблюдение собственных интересов. Эмоционально здоровые люди действуют, в первую очередь, в своих собственных интересах. Они ставят свои интересы, по крайней мере, чуть-чуть выше интересов других людей потому, что понимают: если они сами о себе не позаботятся, кто же это сделает? Рядом со своими интересами они ставят интересы нескольких близких людей, а затем остальной мир.

2. Социальный интерес (как и у Адлера). Психически здоровые люди обычно в достаточной степени общительны и стараются иметь хорошие отношения в той социальной группе, в которой они живут. В первую очередь заботясь о своей жизни и благополучии, они одновременно стараются быть внимательными и справедливыми к окружающим и не приносить ненужного вреда, стремятся к сотрудничеству, иногда проявляют некоторый альтруизм и получают удовольствие от межличностных и групповых взаимоотношений.

3. Самоуправление. Эмоционально здоровые люди в большой степени принимают на себя ответственность за свою жизнь, самостоятельно решают свои проблемы и, хотя они часто хотят получать одобрение окружающих, оно не будет для них необходимым, и они не ставят свой успех и благополучие в зависимость от него.

4. Высокая толерантность к фрустрации. Здоровые люди предоставляют другим право ошибаться. Они не считают безнадежно плохим человека, который совершил неблаговидный поступок.

5. Гибкость. Эмоционально здоровые люди психически гибки, открыты переменам и склонны непредвзято относиться к бесконечному разнообразию личностей, идей и вещей в окружающем их мире.

6. Принятие неопределенности. Эмоционально зрелые люди принимают тот факт, что, насколько нам известно, наш мир во многом построен на случайности и неопределенности, и в нем, может быть, никогда не будут править абсолютная необходимость и полная однозначность.

7. Преданность творческим занятиям. Эмоционально здоровые и счастливые люди обычно бывают увлечены чем-то — будь то люди, дела или идеи.

8. Научное мышление. Эмоционально чувствительные и устойчивые люди обычно будут в достаточной степени объективными, рациональными и умеют мыслить научно. Стоит заметить, что они строят гипотезы, а затем проверяют их.

9. Принятие себя. Эмоционально здоровые люди рады тому, что они живут на свете. Стоит заметить, что они считают, что “заслуживают” жизни и счастья.

10. Рискованность. Люди, обладающие хорошим эмоциональным здоровьем, способны рисковать.

11. Отсутствие перфекционизма и приверженности утопиям. Здоровые люди принимают тот факт, что ни они, ни другие люди, скорее всего, никогда не достигнут совершенства, поэтому даже там, где к идеалу стоит стремиться (например, в искусстве или науке), они не считают себя обязанными его достичь. Стоит заметить, что они также отдают себе отчет в том, что Утопий в реальности не существует и что нельзя объять необъятное. Человек может приблизиться к идеалу, к абсолютному счастью, но путь к ним тернист, и идущего постигнет не одно разочарование.

12. Ответственность за свои эмоциональные расстройства. Здоровые люди в основном считают самих себя ответственными за то, что у них появились вредные мысли и чувства, за то, что они неправильно себя ведут. Стоит заметить, что они не обвиняют в этом других людей или обстоятельства.

13. Забота о будущем. Хорошо адаптированных людей интересует не только сегодняшний день, но и будущее. Стоит заметить, что они стараются не совершать поступков, которые, принося удовольствие сегодня, могут обернуться проблемой завтра.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.