Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Третий этап




По мере приобретения детьми эстетического опыта рассматривания картин воспитатель вводит новые методические приемы, с помощью которых формируется творческое восприятие детьми произведений живописи. К таким приемам относятся сравнение, классификация картин, мысленное создание собственной картины по названию картины художника, различные дидактические игры. В основе указанных приемов лежит сопоставление произведений разных художников, жанров, сравнение изображенного на картине со своим личным опытом, реальной действительностью. Это сопоставление дает возможность вызвать у ребенка разнообразные ассоциации, эмоции, чувства, углубляет его представления и переживания.

Прием сравнения вводится в процесс восприятия живописи постепенно, с некоторыми усложнениями. Вначале детям дают для сравнения две картины разных художников, одного жанра, но отражающие контрастное настроение. Например, картины «Сыновья» (художник П. П Оссовский) и «Ярмарка» (художник А. А. Пластов), а затем картины одного художника, но разного колористического решения: «Золотая осень» и «Март» И. И. Левитана. Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной тематики: две картины под названием «Лето» П. Ф. Никонова и А. А. Пластова, или «Первая весна» А. П. Краснова и «Жатва» А. А. Пластова, «Хлеб» Т. Н. Яблонской и «Хлебное поле» Н. П. Ерышева, «Тройка» В. Г. Перова и «Первый снег» И. А. Попова.

Репродукции картин вначале сравнивают по контрасту — настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак. Когда дети научатся определять один контрастный признак, при сравнении двух картин они смогут назвать различные отличительные признаки — по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Научить сравнивать картины по контрасту можно при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. Этот прием используется таким образом: на стене развешены разные репродукции картин, воспитатель предлагает детям отобрать те из них, в которых рассказывается об одном времени года (например: «Март» И. И. Левитана, «Радостный март» В. Н. Гаврилова, «Март в лесу» Ю. П. Кугача, «В марте», «В Горках. Начало марта» Н. И. Барченкова, «Мартовские тени» В. Я. Юкина), и сравнить, что общего изображено в этих произведениях, чем они отличаются, что красивого заметили в них, каким изображен в картинах март. В другом случае воспитатель предлагает отобрать репродукции картин попарно: покой и движение, веселье, радость и задумчивость, грусть, а также картины выполненные цветовыми пятнами и ярким, сочным локальным цветом («Хлебное поле» Н. П. Ерышева и «Месяц хлебный» А. В. Учаева, «Раздолье» А. А. Дейнеки, «Сыновья» П. П. Оссовского, «Мартовские тени» В. Я. Юкина и «Семья» Ю. П. Кугача). Ознакомление с произведением живописи через сравнение позволяет дошкольнику глубже вникнуть в содержание ранее воспринятых произведений, по-новому увидеть их. Возвращение к знакомым картинам на уровне классификации и сравнения приводит к развитию у детей устойчивого интереса к живописи, влияет на становление их эстетического вкуса. Сравнение репродукций картин одной тематики между собой и с реальными явлениями действительности, установление в них сходства и различий способствуют проявлению у детей сильных эмоциональных чувств, что очень важно для творческого восприятия дошкольниками произведений искусства.

На третьем этапе работы с детьми используется прием мысленного создания собственной картины по названию, данному художником. Этот прием интересен для ребенка тем, что как бы ставит его в позицию «сотворчества» с художником. Создавая мысленно картину, идентичную названию произведения художника, ребенок учится самостоятельно творчески мыслить, понимать зависимость между содержанием и формой произведения, делать свои умозаключения, приобретает умение вынашивать замысел, потребность выразить его в собственной творческой деятельности. Однако
указанный прием целесообразнее использовать после приобретения ребенком опыта рассматривания картин на основе искусствоведческого рассказа воспитателя и подробных его вопросов тогда, когда у детей закрепилось умение определять средства выразительности, точно и образно рассказывать о произведении.

Надо отметить, что прием мысленного создания картины по названию произведения, данному художником, требует от ребенка высокой мыслительной деятельности. Чтобы данный прием стал результативным в процессе восприятия произведений, необходима большая предварительная работа. В процессе наблюдения за общественными и природными явлениями, а также в словесных играх и упражнениях воспитатель обогащает речь детей эпитетами, образными сравнениями, на занятиях по развитию речи обучает их правильному построению предложении, логическому изложению мыслей, формирует умение точно оперировать изобразительными терминами (цвет, светотень, ритм, цветовые пятна, построение картины, план картины и т. д)

Вначале дети затрудняются последовательно и развернуто излагать свои мысли. Поэтому на первых порах воспитатель использует точные установки (предписание о выполнении некоторых операций в определенном порядке): «Расскажи о чем будет картина, что в ней ты выделишь главное. Как это будет изображено? Что будет написано вокруг главного, какими красками, на каком фоне? Что будет особенно красивым? Почему ты задумал в своей картине выделить именно это как самое красивое?»

Прием точных установок использовался и на втором этапе ознакомления детей с живописью. Однако теперь воспитатель несколько усложняет вопросы, чтобы не только учить детей излагать свои мысли в определенной последовательности, но и формировать у них умение мысленно создавать картину по законам живописи, готовить их к самостоятельной творческой изобразительной и словесной деятельности, а также развивать такие мыслительные действия, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

В качестве примера эффективности данного метода сравним два рассказа девочки (Гели О.): первый по картине Ю. П. Кугача «В субботу» — без предварительной работы (до применения метода мысленного создания картины по названию, данному художником), второй по картине А. А. Пластова «Лето» — после предварительной работы.

«Я бы нарисовала картину о семье. Там я бы нарисовала дом в деревне с забором и киской во дворе. Маму на переднем плане, красивую, а дочку — на втором».

«Я бы нарисовала картину о лете. На большом, неоглядном лугу посередине паслись бы коровы. Они разные: белые, черные, бурые, а некоторые — с пятнами рыжими и черными, всякие. А между коровами бегали бы девочки в разноцветных платьях: красных, синих, желтых, как цветы. Они играли бы в ловушки, всем было бы весело, и день был бы веселый, солнечный. Я бы постаралась нарисовать коров красивыми, потому что они дают много молока. Я бы хотела, чтобы в картине все понравилось — и коровы, и радостные девочки, и зеленая трава».

Как видно, второй рассказ более развернутый, прослеживается логика в соответствии с заданной установкой, в нем имеются прилагательные. Ребенком была сделана попытка передать настроение своей картины через описание цвета и эмоциональность собственной речи.

На третьем этапе ознакомления детей с живописью формируется также и личностное эмоциональное отношение к воспринимаемому произведению. С этой целью на предыдущих этапах использовались рассказ-образец личностного отношения педагога к понравившейся картине и расчлененные вопросы. Однако дети и на третьем этапе все же испытывают некоторые трудности в объяснении своего эмоционально-личностного отношения к картине. Чтобы помочь дошкольнику, воспитатель использует установки: «Прежде чем объяснить, почему тебе понравилась картина, надо сказать, о чем это произведение, как оно называется, как художник показал в нем главное, о чем ты думаешь, глядя на эту картину, а потом рассказать. Почему она тебе понравилась». Таким образом, детям дается установка на составление мини-рассказа.

В процессе формирования личностного отношения дошкольников к содержанию произведения используются игровые элементы, стимулирующие желание ребенка рассказать о понравившейся ему картине: «Кто расскажет лучше, интереснее, почему понравилось произведение?» — предлагает воспитатель.

Вначале, до системной работы по ознакомлению дошкольников с живописью, дети высказывали свое отношение кратко, неполно: «Нравится, потому что красивая», «Нравится, потому что так коровы нарисованы», «Нравится, потому что она яркая».

Разительны ответы детей в конце учебного года: «Мне понравилась картина «Сенокос» Пластова. Художник показал очень красивую природу: цветы, березы стройные, вдали лес, молоденькие сосенки. Художник подобрал для этого яркие краски. А еще в этой картине мне понравились красивые люди — сильные, косят дружно — это семья. Художник так написал, чтобы показать красоту природы, людей» (Коля К.).

«Мне тоже понравилась картина «Сенокос», потому что она рассказывает о том, как крестьяне летом косят траву. В ней очень много солнца, разных цветов, одуванчиков, колокольчиков. Она такая радостная и солнечная. Видите, как блестит солнце на одежде и траве. На переднем плане цветы яркие, а на заднем бледнее, наверное, там все скосили, цветы упали и завяли, так художник и показал, рассказал нам о красоте лета. А я на даче летом тоже бегала босиком по такой траве, мне очень нравилось» (Оксана Б.).

«А мне понравилась картина братьев Ткачевых «На родной земле». Художники изобразили тетю, которая надевает девочке на голову венок, а девочка постарше несет молоко. В середине бежит звонкий ручей, а все коровы стоят, будто прислушиваются. По всему лугу желтые цветочки растут, как огоньки. Красиво. А еще понравилась картина потому, что в ней много разных ярких красок и простора, хочется бегать. Художник показал, как красиво на нашей земле» (Андрей Ф.).

Красота родной природы, красочность изображений вызвали у детей эстетические эмоции и ассоциации. Если ребенок в процессе восприятия живописи. опирается на свой жизненный опыт, это один из показателей высокого уровня понимания им произведения искусства и адекватного отношения к нему. Эмоциональность личностных оценок, наличие в них образных сравнений и эпитетов говорят о благоприятном влиянии искусства на интеллектуальное развитие ребенка, его монологической речи и эмоциональной сферы. Поэтому очень важно при ознакомлении дошкольников с живописью на всех этапах

педагогического процесса создавать условия для активного творческого восприятия детьми произведения, побуждать их к постановке вопросов о просмотренном произведении. Этому умению дошкольников надо учить. При этом повышается их познавательная активность, интерес к искусству; воспитателю предоставляется возможность понять, о чем думает ребенок, как он понял произведение, что его особенно заинтересовало.

Обучая детей умению задавать вопросы, воспитатель может использовать такой приём: «Дети, мы сегодня очень внимательно рассматривали картину художника, вы на многие вопросы ответили. Я хотела бы узнать, какой вопрос надо задать, чтобы выяснить, как художнику удалось показать вечер на улице города. Какие еще вопросы можно задать, чтобы больше узнать об этом произведении?»

Эффективной будет работа, если дети задают друг другу вопросы о просмотренном произведении. Это повышает интерес к живописи, способствует воспитанию чувства товарищества. Например: «Дети, давайте задавать друг другу вопросы об этом произведении. Кто хочет задать вопрос? Какой вопрос ты хочешь задать? О чем бы ты хотел спросить товарища?» Если ребенок не ответил, отвечает тот, кто задал вопрос, или тот, кто знает, как ответить.

Большой восторг у детей вызывает конкурс «Кто задаст интересный вопрос об этом произведении?». Затем конкурс усложняется: «Кто задаст больше вопросов о данном произведении»

Показатели интересного вопроса — оригинальность, вопрос, никем еще не заданный или в котором отразилось личностное видение картины.

Побуждают детей к постановке вопросов игровые элементы. Например, при рассматривании картины «Над землей» Ю. М. Атланова воспитатель предлагает детям взять на себя роль корреспондента, ведущего репортаж с телестудии о космонавтах. «О чем спросил бы у них корреспондент? Или представьте, что кто-то из вас художник, рассматривающий произведение искусства. Что бы вы хотели узнать у него об этом произведении? Или еще: вы попали в музей, я ваш экскурсовод, а вы зрители. Какие вопросы вы задали бы экскурсоводу?»

Чем больше вопросов возникает у детей в процессе восприятия произведения живописи, тем выше возрастает их интерес к этому виду искусства, тем выше. проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность.

Вопросы детей обычно носят разносторонний характер. Поэтому условно их лучше объединить в группы.

1. О средствах выразительности, используемых художником: «Почему художник изобразил таких печальных людей у памятника, а трава ярко-зеленая?» (о картине М. И. Лихачева «Память»), «Как написал художник светлый день, а солнца нет?» (о картине А. А. Пластова «Лето»), «Почему у одного художника все четко вырисовывается, а у другого нечетко?» (о картинах К). К. Королева «Космические братья» и Ю. М. Атланова «Над землей»).

2. 2. О нравственных нормах поведения людей: «А для чего ткачихи так много ткут полотна?» (о картине В. В. и Н. П. Родионовых «Красные ситцы»), «А почему дети убирают картошку?» (о картине А. П. и С. П. Ткачевых «Трудовые будни»).

3. О деятельности самого художника: «Как получились у художника такие светлые краски?» (о картине П. Ф. Никонова «Лето»), «Почему братья Ткачевы написали в картине «Трудовые будни» самих себя? Почему художники знают, о чем надо писать картины?»

4. О событиях, предшествующих картине и последующих: «Как дальше будут праздновать рождение железной дороги?» (о картине В. Ф. Жемерикина «Серебряные рельсы»), «Почему люди приходят во время праздника на Красную площадь?» (о картине К. Ф. Юона «Демонстрация на Красной площади»).

5. Об окружающей действительности: «Почему Красная площадь называется Красной?» (при рассматривании картины К. Ф. Юона «Демонстрация на Красной площади»), «Какое солнце в космосе?» (картина Ю. М, Атланова «Над землей»).

Постановка детьми подобных вопросов — показатель не только их интереса к живописи. Это свидетельствует о формирующейся у них определенной направленности взглядов, интереса к социальной жизни людей

Учить дошкольников ставить вопросы необходимо при каждом общении с ними, будь это занятие-беседа или предварительная работа к нему, но особенно на третьем этапе, когда задачи ознакомления с живописью направлены на развитие самостоятельного творческого мышления, воображения, на формирование личностного эмоционального отношения к содержанию произведения.

 




 




 




 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.