КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I курс, лекция 3 1 страница
Музыкальная культура Древней Греции
Античная культура имеет исключительное значение для истории всех видов искусства - в том числе, естественно, и для истории музыки. На основах, заложенных античными философами и теоретиками, строилась вся музыкальная наука последующих тысячелетий, под унаследованные от греков теоретические и эстетические представления тщательно подгонялись многие явления музыкальной практики. От греков остались в нашем языке такие термины, как тон, гармония, симфония, консонанс, диссонанс и др., хотя зачастую употребляем мы их сегодня уже в ином смысле. Из попыток возродить древнегреческую манеру пения и вернуться к античной трагедии возникла в XVII в. опера - один из ключевых жанров в истории музыки. На протяжении веков в разных странах мира композиторы снова и снова обращались к греческим сюжетам, так или иначе моделируя при этом стилистику античной музыки. Все это тем более удивительно, что с древнегреческой музыкой как таковой дело обстоит примерно так же, как и с музыкой Древнего Египта, Иудеи или Шумеро-Вавилонии: нам она практически неизвестна. В отличие от скульпторов, архитекторов, поэтов, драматургов и философов, музыканты на протяжении столетий вдохновлялись не подлинными образцами античной культуры - пусть изуродованными варварами, но лишь преданиями о них. Зато предания эти оказались очень богатыми - ни об одном виде искусства до нас не дошло из Древней столько текстов, сколько о музыке. Причем описываются в этих текстах вещи, воистину удивительные. Греческие мифы доносят до нас сказания о сиренах, пение которых было настолько прекрасным, что моряки забывали об опасности и гибли в пучине волн. Легендарный Орфей своим пением и игрой на кифаре усмирял диких зверей, покорял обитателей подземного царства и даже останавливал на лету брошенный в него камень. Правда, вакханки, опьяненные вином и обозленные презрением к ним Орфея, растерзали певца, но сделать им это удалось лишь после того, как они заглушили его музыку своими воплями и пронзительными звуками флейт и бубнов. Гомер поведал нам о сказителе, слушая которого, плакал сам хитроумный Одиссей, и о певце, которому, уезжая на войну в Трою, поручил свою жену Агамемнон. Настолько велика была этическая сила, исходившая от этого певца, что соблазнить Клитемнестру Эгисф смог лишь после того, как отвез стража-певца на пустынный остров и бросил его там на растерзание диким зверям. Но миф - это, в конце концов, только миф, и у других народов можно найти немало подобных историй. Однако греческая наука буквально пронизана музыкой - нет ни одного ученого или философа, который не говорил бы о ней. Так, уже Пифагор, живший в VI в. до н. э., утверждал: "Мир основан посредством музыки и может управляться ею" - т.е. музыка оказывалась основой мироздания и главным регулятором человеческих взаимоотношений. Неудивительно, что Пифагор умел воспитывать и врачевать при помощи музыки: "И когда его ученики отходили вечером ко сну, он освобождал их от дневной смуты и гула в ушах, очищал взволнованное умственное состояние и приуготовлял в них безмолвие, хороший сон и вещие сновидения. Когда же они вставали с постели, он отвращал их от ночной сонливости, расслабления и лености специальным пением и мелодическими приемами. Себе же самому этот муж сочинял и доставлял подобные вещи уже не через инструмент или голос, но он напрягал слух, пользуясь неким несказанным и недомыслимым божеством, вонзал ум в воздушные симфонии мира, причем, как казалось, только он один слышал и понимал универсальную гармонию и созвучие сфер и движущихся по ним звезд, что создавало полнейшую, чем у смертных, и более насыщенную песнь при помощи движения и круговращения". Гармония сфер, или гармония мира - прекрасный античный образ, легший в основу многих философских концепций и художественных произведений и сохранивший свое очарование, несмотря на кардинальное изменение представлений о мире. Уже в нашем веке немецкий композитор Пауль Хиндемит создаст оперу и симфонию "Гармония мира" - правда, не о Пифагоре, а об астрономе Кеплере, установившем три закона обращения планет вокруг Солнца. Идею "гармонии сфер" породило представление о музыке как движении. Выдающийся философ Аристотель (живший в IX в. до н.э. и воспитывавший Александра Македонского) подчеркивал, что музыка - "единственное из всех искусств, которое содержит движение, соответственное природе". А раз так, значит все, что движется, должно производить музыку: "Когда несутся солнце, луна и еще столь великое множество таких огромных светил со столь великою быстротою, невозможно, чтобы не возникал необыкновенный по силе звук". (...) Самая высокая звездоносная сфера, коей вращение было стремительно, движется со звуком более высоким и более быстрым, а лунная, самая низкая - с самым низким". Земля же, по представлениям тогдашних астрономов, находилась в центре мироздания и оставалась неподвижной, поэтому звуков не издавала. Естественно возникал вопрос, почему никто из людей, за исключением Пифагора, не воспринимает эту гармонию. Разные философы отвечали по-разному. Одни говорили, что при рождении люди звук слышат, но не умеют отличить его от тишины и поэтому, "подобно медникам, вследствие привычки, полагают, что нет никакого различия между стуком и тишиной при работе их". Другие считали, что звучание небесных сфер слишком громко для несовершенного человеческого слуха, который не может его вместить - так же как мы не можем прямо смотреть на солнце. Пифагору приписывают также ряд чудес, сотворенных при помощи музыки. Например, однажды он смирил ярость некоего юноши, который в нетрезвом виде ворвался ночью к своей возлюбленной, находившейся с его соперником, и пытался поджечь дом. Пифагор просто предложил сменить ритм мелодии, которую исполнял живший рядом флейтист, после чего юноша спокойно отправился домой, проклиная про себя невесть откуда взявшегося Пифагора. Пересказывая подобные истории, музыкальные теоретики и практики последующих эпох невольно задавались вопросом, почему в их время музыка не производит столь чудесного действия. И, подумав, они приходили к выводу, что все дело в упадке нравов или неправильном употреблении музыки. В эпоху Ренессанса, когда все виды искусств черпали новые силы в античных образцах, музыканты Западной Европы стали обрушиваться на полифонию, якобы нарушившую органичную связь греческой музыки со словом. В результате во Франции в 1570 году возникла Академия поэзии и музыки (или Академия Баифа - по имени ее основателя, поэта и музыканта-любителя Жана Антуана де Баифа). Члены Академии, собираясь по воскресным дням, пели свои стихи в так называемой "размеренной манере" - т.е. на мелодии, целиком подчиненные одной ритмической формуле, выведенной из стихотворного метра, как это делалось в античной музыке. А в Италии другие знатные любители музыки основали так называемую Флорентийскую камерату, которой мы обязаны рождением оперы. Правда, сами они ничего нового создавать не собирались, а, напротив, хотели возродить совершенную античную музыкальную драму. Как вспоминал член камераты, один из немногих профессионалов в ней, композитор Джулио Каччини, "эти ученые дворяне... предлагали мне воспринять манеру, восхваленную Платоном и другими философами, которые утверждали, что музыка не что иное, как слово, затем ритм и, наконец, уже звук, а вовсе не наоборот. Они советовали стремиться к тому, чтобы музыка проникала в сердца слушателей и производила там те поразительные эффекты, которыми восторгаются древние писатели и на которые не способна наша современная музыка с помощью своего контрапункта". Что из этого получалось, покажет пример из "Эвридики" Каччини, созданной в 1600 г. Пример:
Возродить былое могучее воздействие музыки на человека мечтал и Винченцо Галилеи, отец великого физика. И для него античная культура воплощала "мудрую простоту естественного пения", утраченную в "варварские" времена полифонии, когда музыка, по выражению Галилея, была погружена в "тяжелую литургию невежества" и "царство мрака". Именно Галилей обнаружил и опубликовал в 1581 г. сохранившиеся в византийских рукописях памятники древнегреческой музыки - три гимна Мезомеда, жившего во II в. до н.э. Гимн - один из древнейших жанров древнегреческого синкретического искусства. Это песнь-мольба, обращенная к богам и имевшая совершенно определенную композицию. Она состояла из обращения к Богу, повествования о нем и мольбы о помощи (т.е., чтобы попросить о чем-то, надлежало сначала хорошенько похвалить божество. Помните грузинскую песню "Батонебо"?). Позднее жанр гимна внутренне дифференцировался, появились самостоятельные гимны, получавшие название в зависимости от того, к кому они были обращены, причем теперь уже их объектами могли стать не только боги, но и люди. Так, пеан посвящался Аполлону, дифирамб - Дионису, а эпиникий - победителю на состязаниях. Как правило, гимны исполнялись на специальных общегреческих играх-состязаниях, которые проводились в разных местах и посвящались разным богам: например, Олимпийские игры посвящались Зевсу, а Пифийские в Дельфах - Аполлону (согласно документальным данным, первые проводились, не позднее, чем с 776 г. до н.э., вторые - с 590-го). Опубликованные Галилеем три гимна Мезомеда, созданы около 150 г. до н.э. (правда, в последнее время правильность записи и расшифровки их музыке подвергнута сомнению - как и подлинность самих гимнов). Мезомед был греком, но жил в Риме и пел слагавшиеся им гимны в сопровождении кифары - струнного щипкового инструмента, представлявшего собой усовершенствованный вариант лиры, той самой лиры, которая стала символом музыкального искусства. Первый гимн обращен к Музе, второй к богу солнца Гелиосу, третий - к богине правосудия Немезиде. Вот текст гимна Музе: "Пой, дорогая муза, и предвари мою собственную песнь; пусть дуновение ветерка из твоей рощи потрясет мою душу. Мудрая Калиопа, ведущая хоровод изящных муз, и ты, сын Латоны, Пэан, не лишайте меня своей благосклонности". Нотный пример (ксерокопия)
Сохранились также два гимна Аполлону, относящиеся примерно к сер. II в. до н.э. Оба были высечены в камне в стене сокровищницы в Дельфах. В первом из них - самом длинном из сохранившихся фрагментов древнегреческой музыки - использованы четвертитоны (признак энгармонического наклонения, о котором я скажу чуть позже), во втором - хроматизмы. Нотный пример (ксерокопия)
Гимн оказался тем жанром, который вскоре как бы свяжет древнегреческую и раннехристианскую музыкальную практику. Уже в первые века новой эры христианские гимны - песни, обращенные к Богу или провозглашающие христианские истины, - будут соперничать по популярности с псалмами, так что церкви придется даже ограничивать творческие порывы так называемых гимнографов (слагателей неканонических божественных стихов). Один из первых дошедших до нас в записи христианских гимнов был найден в 1922 г. в Египте, в местечке Оксиринх; он записан так называемой греческой нотацией на обороте счета за зерно. Нотный пример. Учебник Ливановой, т.1, N 5.
Греческая нотация была буквенной и существовала с III в. до н.э. до X в. н.э. Сложились два ее типа. Более старая, инструментальная, обозначала высоту звуков в зависимости от положения пальцев играющего на лире, причем повышение и понижение звука обозначалось поворотом одной и той же буквы (как поворот колка для перестройки струны). В вокальной нотации перевернутые буквы обозначали уже другие звуки. Ритм же не фиксировался, так как определялся стихотворным размером (вспомним высказывания музыкантов Возрождения о зависимости музыки от слова). Понятно, что современные расшифровки греческих гимнов весьма различны - как в смысле тональности, так и в смысле ритма. Определяющими для греческого стихотворного ритма были количество и длина слогов, в последующей же христианской гимнографии стал действовать новый принцип - чередование ударных и безударных слогов, т.е. собственно метр в нашем современном понимании. Поэтому между древнегреческими и раннехристианскими гимнами гораздо меньше общего, чем можно было бы ожидать, учитывая общность их названий. Об этом мы еще поговорим в лекции о музыке раннего христианства.
Надо сказать, что расшифровки немногих дошедших до нас образцов древнегреческой музыки принесли глубокое разочарование не только рядовым музыкантам, но даже энтузиастам античной культуры, ожидавшим от этой музыки тех откровений, о которых свидетельствовали ее современники (нам-то с вами это понять легче, после того, как мы послушали игру на цине и описание ее воздействия на природу). Вот, например, как описывалось первое впечатление от новейших находок в журнале Международного музыкального общества в 1900 г.: "И вот весь мир облетела радостная весть: во время раскопок в Дельфах археологи обнаружили две большие мраморные надписи с нотами. Затем эти произведения были исполнены в Афинах и Париже, однако, вопреки ожиданиям, античная музыка не стала снова пользоваться былым поклонением. Когда же, наконец, эти произведения вышли из печати с полным научным обоснованием, появилось и немало разочарованных. При виде длинных рядов переложенных нот возникало такое ощущение, будто кто-то рассыпал полную горсть нот над системой линеек, не задумываясь о том, куда они попадут. Некоторые места выглядели просто как издевательство". Многие ученые выражали удивление тем, что "нация, восхитившая мир своими достижениями в других искусствах, потерпела полное крушение в искусстве, ценившемся более других". Другие высказывали предположение, что ухо древних музыкантов было устроено иначе, чем современное. Мы, однако, уже знаем, что со времен кроманьонца наше тело и нервная система изменилась очень мало, зато нормы музыкального мышления изменились, напротив, очень существенно. Мы знаем также, что эффект, производимый музыкой, очень зависит от контекста ее восприятия: обстановка исполнения, привычка, традиция, сложившаяся в данном обществе, весь комплекс представлений, связываемых обществом с музыкой, предопределяют не менее 50% ее воздействия. И, наконец, мы знаем, что любая нотная запись, а особенно такая примитивная, неизбежно обедняет музыку: возможно, в живом исполнении античного певца, с непосредственной интонацией, вносящей бесчисленное множество оттенков, это звучало бы и для нас иначе. Кроме гимна, у древних греков существовали и другие жанры синкретического музыкально-поэтического, а также музыкально-поэтически-театрального искусства. Прежде всего это был эпос - т.е. поэмы Гомера; первоначально они пелись, и в дальнейшем эту древнюю традицию пытались поддерживать члены общества гомеридов на острове Хиос - в общество принимали только тех, кто знал наизусть все тексты и напевы поэм. Пелась и вся прочая греческая поэзия. Так, само слово "лирика" означает песнь в сопровождении лиры, древнего струнного инструмента. Под аккомпанемент лиры исполняла свои стихи знаменитая поэтесса с острова Лесбос Сафо. Пелись и все оды Пиндара - знаменитого поэта, творившего в золотом для Древней V в. до н.э. Слово "ода" в буквальном переводе означает "песнь". До нас дошла мелодия первой пифийской оды Пиндара, написанной для игр в Дельфах. Эту мелодию опубликовал 1650 г. немецкий музыкальный теоретик Афанасий Кирхер в своем трактате "Музургия универсалис", ссылаясь на рукопись из монастыря на о. Сицилия. До сих пор не доказано, что автором музыки является Пиндар, но древнее происхождение мелодии очевидно. Текст обращен к форминге, или форминксу, золотой лире Аполлона: она начинает празднество, к ее звукам прислушивается певец, вдохновляясь излучаемым ею сиянием. Нотный пример (ксерокопия)
Хотя в оде Пиндара намечается даже какая-то музыкальная форма (хоровой запев без сопровождения и припев хора с аккомпанементом), все же для нас эта музыка - немногим более, чем топтание на шести звуках при переносе устоя с одного на другой. Пожалуй, единственный образец дошедшей до нас древнегреческой музыки, который можно было бы с успехом исполнить сегодня, - это Сколия, или застольная песнь, найденная в 1883 г. в Малой Азии; она высечена на каменной колонне - возможно, надгробии, а ее автором считают поэта-певца Сейкила, жившего в I в. до н.э. Смысл ее нам также очень близок: "Улыбайся свету, Фаинус, гони прочь тоску и скорбь, потому что жизнь слишком коротка, и скоро время потребует от нас свою дань". Нотный пример (ксерокопия)
В отличие от мажорной Сколии, ода Пиндара написана в дорийском ладу - основном для древнегреческой музыки; кстати, философ Платон, рекомендовавший изгнать музыкантов из совершенного государства, именно этот лад считал достойным свободного мужчины и истинно греческим (все прочие занесены из Малой Азии и потому-де являются женственными и возбуждающими). Вы, конечно, слышали все эти названия ладов: дорийский, фригийский, лидийский, а может быть, даже помните их строение. Но в таком случае вам придется учесть, что под одним и тем же названием мы и греки понимаем разные лады - так, дорийский оды Пиндара мы сегодня назвали бы фригийским, а по последнему звуку - эолийским, однако ионийского и эолийского у греков и вовсе не было. Все дело в том, что средневековые теоретики, развивавшие идеи древних греков, перепутали названия ладов, потому что они исходили уже из совсем иных музыкальных представлений. Чтобы понять представления именно древних греков, нужно познакомиться с античной совершенной системой (см. рис.1). Это звукоряд древнегреческой музыки, а заодно и настройка основных античных инструментов - кифары и авлоса. Основа этой системы - тетрахорд, а не октава, что естественно для музыкальной культуры далекого прошлого, ведь и в развитых узкообъемных мелодиях первобытной культуры, и в древнейших музыкальных цивилизациях Египта, Шумеро-Вавилонии и Иудеи тетрахорд был, как считается сегодня, одной из важнейших единиц ладового мышления. Связь античной совершенной системы с настройкой струнных инструментов выразилась с том, что и здесь, и там отсчет ступеней звукоряда велся сверху вниз, а не наоборот, как привыкли мы (при игре и лиру, и кифару держали наклонно, поэтому ниже всех звучавшая струна оказывалась сверху). Все тетрахорды совершенной системы - дорийские (с 1/2 тоном внизу), и сочленяются они либо при помощи общего звука, либо через посредство звука соединительного; отсюда и разные названия тетрахордов в середине: отделенный и соединенный. Соответственно, от выбора одного из них зависит, будет ли музыкант пользоваться "большей" или "меньшей" совершенной системой: у первой диапазон в две октавы (аI - А), у второй - полторы (*'- А). Названия звуков отражают положение пальцев на струнах, особенности их извлечения, а также постепенность возникновения самой совершенной системы. Сперва у кифары было семь струн, и каждая имела свое название, поэтому в середине названия нот не повторяются. Когда же звукоряд начали раздвигать вверх и вниз, названия стали повторяться, а кроме того, для придания системе целостности и замкнутости в самом низу добавили ноту "ля", доведя объем до двух полных октав. Это ля большой октавы так и называется просламбаноменос (буквально "добавочный тон"). Следующая за ним нижняя нота двух соседних сцеплений тетрахордов называется гипатой - буквально "самая высокая" (по положению данной струны на лире, на самом же деле по звучанию это нижняя нота), затем парагипата - т.е. "ближайшая к нижней", затем "лиханос" - т.е. берущаяся указательным пальцем. Завершает второй снизу тетрахорд "меса" - буквально "средняя" нота. От нее строятся два тетрахорда опять-таки дорийских. Первый, как и предшествующие, соединен с соседним общей нотой, и им кончается так называемая меньшая совершенная система. Его нижняя нота, как мы уже знаем, меса, верхняя - нета - т.е. крайняя. Рядом с нетой находится паранета, т.е. ближайшая к нете, а затем - трита, т.е. третья. Интересно, что опорные ноты меньшей (или малой) совершенной системы носят те же имена, что и три музы, обитавшие в Дельфийском храме Аполлона (правда, для муз имена типа "крайняя", "средняя" или "самая высокая" не слишком-то лестны). Что касается тетрахорда, используемого в большей совершенной системе (отделенного), то его нижняя нота уже не меса, а парамеса - ближайшая к месе, т.е. это единственный тетрахорд, соединенный не через общий звук. Остальные же три ноты его, а также следующего, самого верхнего тетрахорда, называются так же, как и в верхнем тетрахорде меньшей системы. Если все тетрахорды дорийские, то откуда же взялись остальные лады, называемые нами греческими? Они образовывались из перемещения по звукам совершенной системы - т.е. представляли по отношению к ней нечто вроде наших тональностей (по отношению к звукоряду): фригийский начинался на полтона выше дорийского, лидийский - со следующего тона, а больше уже строить было нечего - если оставаться в рамках тетрахордов. Однако у греков были еще так называемые октавные лады, образовавшиеся опять-таки при сочленении тетрахордов. При этом, правда, необходимо учитывать, что греческое слово "диапазон", которое теоретики всех позднейших веков переводили как "октава", на самом деле означает "скачок через все струны", как если бы исполнитель взял только верхнюю и нижнюю ноты на кифаре - то есть, это действительно "диапазон" в современном смысле: объем инструмента. Поэтому у греков были два вида "диапазонных" ладов (известных в позднейшие времена как "октавные лады"): тот, который составлялся из разделенных тетрахордов и в самом деле укладывался в диапазон октавы, и тот, в котором тетрахорды сцеплялись: последний укладывался в диапазон септимы, и тогда снизу прибавляли еще одну ноту (как и в самом низу совершенной системы). Естественно, что когда позднейшие теоретики стали читать греческие лады уже по новой привычке, снизу вверх, то они начинали с добавочной ноты, не входившей в лад, что меняло соотношение тонов и полутонов. Остается только добавить, что октавных ладов было семь; из них четыре основных - кроме уже названных, это миксолидийский, где лидийский тетрахорд оказывается в центре, что, по мнению Платона, придает ему "жалобный" характер. И еще есть три "гиполада", где тетрахорды основных ладов переставлены (как бы обращение), сочленены, и, соответственно, здесь также добавляется звук снизу для получения октавы. Как вы уже поняли из схем и названий звуков совершенной системы, в греческих ладах опорными являются крайние звуки тетрахордов. Внутри этих квартовых рамок существовали также три различных наклонения -- диатоническое, хроматическое и энгармоническое (собственно это и есть лады в нашем понимании - разное заполнение одной и той же звуковой рамки, как в мажоре и миноре). Диатоника совпадала с нашими современными представлениями - это "белый" основной звукоряд совершенной системы. А вот хроматика и энгармоника выглядели совершенно иначе: первый создавала последовательность (сверху вниз) 1-1/2-1/2-1/2, второй - 2-1/4-1/4. А кроме того, существовал древний энгармонический тетрахорд, где просто-напросто пропускались полутоны, то есть получалась пятиступенная гамма, похожая на китайскую. Новейшую же энгармонику, согласно одному из недавно найденных византийских трактатов, ввел великий драматург Еврипид (любопытно, что этот новый стиль был назван "насквозь просверленным", то есть подразумевал увеличение количества отверстий на духовом инструменте). До нас дошли мелодические фрагменты из трагедий Еврипида "Орест" и "Ифигения в Авлиде". В "Оресте" это реплика хора, завершающая первый эпизод трагедии - выражение ужаса: "Свершилось страшное, кровь матери пролил сын обезумевший". Такие реплики называются СТАСИМАМИ и сопровождаются движениями хора в разные стороны. В нотной записи здесь пропуски, поскольку папирус, на котором она дошла до нас, поврежден. Нотный пример - ксерокопия
Итак, мы с вами подошли к древнегреческой трагедии, о которой необходимо рассказать подробнее. В буквальном переводе "трагедия" означает "песнь козлов" ("трагос" - козел, ода - песнь). Такое название указывает на происхождение трагедии от дифирамба - гимна Дионису. Участники празднеств Диониса облачались в звериные шкуры, украшали головы венками из зеленых ветвей и виноградной лозы, пели и плясали под пронзительные звуки авлосов и медных тарелок - тех самых инструментов, которыми участницы дионисийских оргий - вакханки, или менады, - заглушили песнь Орфея, при этом воскурялись ароматические и наркотические вещества и производились обильные возлияния. В образе Диониса как бы соединились два божества: фракийский Дионис-сыроядец, в честь которого устраивались оргии и приносился в жертву бык, и менее кровожадный греческий бог виноградной лозы, в честь которого устраивались маскарады, хороводы, шутливые импровизации. Как правило, Диониса сопровождала шумная свита: все те же менады, или вакханки, сатиры - полулюди-полукозлы и прочие сомнительные личности. Позднее классическая Греция пыталась обуздать оргиастическое начало дионисийского культа: во-первых, дионисийские игры стали проводить только один раз в году, во-вторых, самого Диониса признали сыном Зевса и богом виноделия, приравняв его к богам плодородия. В культе Диониса все отчетливее проступали черты знакомого уже вам по восточным мистериям культа умирающего и воскресающего бога, которого призывал хор и о чьих страданиях повествовал запевала. Так сложилась характерная для дифирамба респонсорная форма песнопения. Потом к запевале-корифею и хору присоединился актер-рассказчик. Это была уже полная схема классической греческой трагедии. Ее дальнейшее совершенствование заключалось лишь в увеличении числа актеров (у Эсхила - два, у Софокла - три) и в переносе места действия с площади в специально построенный театр. Это произошло в V веке до н.э., на который приходится творчество трех великих греческих трагиков: Эсхила, Софокла и Еврипида. Тогда же строятся крупнейшие амфитеатры - например, храм Диониса в Афинах вмещал около 30 тыс. человек, а сохранившийся до наших дней Эпидавр - 14 тыс. (там и сегодня проходят летние театральные фестивали). Трагедии представлялись на празднике Великих Дионисий (март-апрель) и выливались в состязания хоровых коллективов. Хоры набирались из любителей - только свободнорожденных граждан (не рабов), обучали их специальные хореги (буквально - руководители хоров) из числа наиболее знатных греков. При этом хорег не только не получал платы за свою работу, но и обязан был содержать хористов на собственные средства. Первоначально в одной трагедии выступало 12 хористов, потом их стало 15.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |