Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из истории методики




Предмет, содержание, структура и задачи курса методики преподавания русского языка

Методы исследования.

Связь методики с другими науками.

Из истории методики.

Предмет, содержание, структура и задачи курса методики преподавания русского языка.

ЛЕКЦИЯ № 1

 

Тема: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НАУКА: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

 

План:

 

«Чтобы дать учащимся искорку знаний, учитель должен влить в себя целое море света», – так определил назначение учителя замечательный педагог В.А.Сухомлинский. Велика роль учителя в школе. Он должен иметь ясное представление о социальной роли своей профессии, испытывать любовь и проявлять интерес к личности ребёнка, уметь понимать потребности и возрастные особенности детей, владеть педагогическим тактом, организаторскими способностями, иметь устойчивые духовные, познавательные интересы, знать в совершенстве свой предмет, постоянно работать над собой. Одним словом, учитель должен быть личностью, ибо только личность может воспитывать личность.

Помочь становлению личности учителя и призван курс методики преподавания русского языка, который вы начинаете изучать.

Методика представляет собой одну из педагогических наук. Опираясь на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления, методика изучает процессы обучения школьников русскому языку.

Таким образом, методика русского языка – это педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, т.е. содержание обучения, методы работы учителя и учащихся, процессы усвоения материала, трудности, возникающие у учащихся во время изучения той или иной темы.

Методикой русского языка определяется эффективность рекомендуемых методов и приёмов, анализируется программное обеспечение и разработка учебников и других пособий для школы. г.«.,

Методика отвечает на вопросы: 1) Что изучать в школе, то есть ему учить? 2) Для чего учить? 3) Как учить?

Т.е. методика – это наука о содержании, принципах, методах и приёмах обучения русского языка в школе.

Она призвана формировать мировоззрение и мастерство учителя, воспитывать уважение к своей профессии, учить работать творчески в условиях современной школы. Таков предмет методики как науки.

Содержанием методики русского языка как науки является:

1) установление познавательного и идейно-воспитательного значения русского языка;

2) определение задач обучения русского языка;

3) описание и анализ методов и организационных форм обучения;

4) характеристика дидактического материала;

5) определение требований к подготовке учителя;

6) изучение истории методики русского языка.

Основные задачи методики русского языка как науки сводятся к следующим:

1. Определение целей, специфики, содержания и объёма курса русского языка в школе, его структуры, преемственности и последовательности частей, распределение лингвистического материала по классам;

2. Изучение и описание наиболее рациональных и эффективных методов и приёмов обучения.

Структура изучаемого сводится к следующим разделам:

1. Общие вопросы методики русского языка;

2. Методика изучения разделов науки о языке: методика фонетики, методика лексики, методика словообразования, методика пунктуации и т.д.;

3. Методика развития речи;

4. Методы контроля и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку;

5. Формы учебной деятельности по русскому языку;

6. Внеклассная работа по русскому языку.

 

Курс методики включает лекционные, практические и лабораторные занятия.

 

Возникновение методики русского языка как науки связыва­ется с появлением в 1844 г. книги Ф.И.Буслаева – выдающегося лингвиста, историка, педагога – «О преподавании отечественно­го языка» (1844). Федор Иванович Буслаев – гуманист; для него человек – носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку – значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без «методы». Он разграничивает «учебную методу» и «ученую методу», т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; воспитать в ученике «охоту к серьезным занятиям и пробудить любовь к науке» (Мои воспо­минания. – 1897. – С. 136). Ф.И.Буслаев создал методику изуче­ния в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимоло­гии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения – изложения, сочинения, переписку, переводы, дело­вое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших сту­пеней обучения считал развитие «врожденного дара слова». В изучении языка видел огромные возможности умственного раз­витая ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятель­ности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику, чтобы сами ученики «открывали неизвестное посред­ством известного» (О преподавании... – М., 1941. – С. 68).

В XIX веке методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и препода­ванию языка в ней уделяли внимание В.Г.Белинский, Н.А.До­бролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Так, В.Г.Белин­ский создал учебник русского языка, выступал против формализ­ма в преподавании риторики (теории красноречия), требовал на­правленности обучения на развитие высокой речевой культуры.

Неизмеримо велик вклад в методику русского языка К.Д.Ушинского. Основные его труды адресованы начальной шко­ле: он создал учебники «Детский мир» и «Родное слово». Но его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность: «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни... Язык является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ... Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваивает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предшествовавших ему поколений» (Ушинский К.Д. Родное слово (статья) // Избр. пед. соч. – М., 1954. – Т. 2. – С. 541–542). Овладение языком – разносторонняя деятельность школьника, но стержнем ее должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Этот курс раскрывает логику языка, приобщает к нормам склоне­ния, спряжения, развивает мышление и дар слова учащихся. Они должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Сам К.Д.Ушинский все грамматические темы стро­ит на обнаружении изучаемых явлений в тексте «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина и выявлении их функций. Речь учащихся, по К.Д.Ушинскому, должна развиваться на лучших образцах народного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. К.Д.Ушинский предложил систему изложений и сочинений, ко­торые высоко ценил. Он писал: «Сочинения, если под ними ра­зуметь упражнение дара слова, должны составлять главное заня­тие на уроках отечественного языка, но они должны быть дейст­вительно упражнениями, т.е. по возможности самостоятельными усилиями учащихся выразить изустно или письменно свою само­стоятельную мысль, а не сшивкой чужих фраз» (Соч. – М., 1949. –Т. 5. – С. 333). Все упражнения по языку должны быть разнооб­разны и взаимосвязаны. Орфографические умения и навыки К.Д.Ушинский расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения. В обуче­нии орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры.

Яркий след в методике русского языка оставил Л.Н.Толстой –создатель «Азбуки» в 4 книгах (1872), которую называл главным делом жизни. Он был горячим сторонником творческого разви­тия учащихся и свои взгляды изложил в статье «Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьян­ских ребят» (1861). Л.Н.Толстой писал: «Я не мог и не могу войти в школу... чтобы не испытать прямо физического беспо­койства, как бы не просмотреть Ломоносова, Пушкина. Глинку, Остроградского и как бы узнать, кому что нужно» (Тол­стой Л.Н. Азбука. Новая азбука. – М., 1978. – С. 8). Задачу пре­подавания родного языка Л.Н.Толстой видел в том, чтобы при­общить учащихся к чтению и пониманию литературы. Для этого необходимо овладение литературной нормой языка. Роль грам­матики в системе Л.Н.Толстого недооценивалась: за граммати­кой не признавалась самостоятельная роль в образовании.

Конец XIX – начало XX в. – период расцвета методики: к этому времени относится творчество В.Я.Стоюнина и Л.И.Поливанова, Н.Ф.Бунакова и В.Ф.Флерова, В.И.Водовозова и В.И.Гаврилова, Н.К. Кульмана и Н.С. Державина. Этот период как бы завершает обобщающий труд А.Д.Алферова «Родной язык в средней школе. Опыт методики» (1911). Помимо обобщения опыта русской сред­ней школы в книге дан обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Автор рекомендовал не ограничи­ваться в школе изучением литературного языка: изучать язык народа, фольклор; знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание уделял развитию «личного языка» учащегося, сочине­нию, творчеству – более половины объема книги посвящено раз­витию речи. Однако позиции А.Д.Алферова не была свойствен­на недооценка грамматики, столь распространенная в те годы: он подчеркивал ее значение для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. А.Д.Ал­феров рекомендовал в методике орфографии пользоваться упражне­ниями, опирающимися на слух, зрение, кинестезии и сознание. Цель преподавания языка определял как умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем. Разрабатывал методику развития интереса к языку и рекомендации по внеклассной ра­боте. Предложил методику исправления и предупреждения рече­вых ошибок учащихся.

Преподавание литературы А.Д.Алферов рассматривал в не­разрывной связи с изучением родного языка в школе (единый предмет – словесность). Высоко ценил нравственное значение лите­ратуры в школе; занимаясь методикой выразительности речи, ее истоки определял пониманием замысла произведения литературы, его идеи. От овладения техникой выразительности переходил к ху­дожественному чтению, к драматизации.

В начале XX века усилилась научно-лингвистическая направлен­ность в методике русского языка. В ее развитии принимали участие крупнейшие лингвисты – Ф.Ф.Фортунатов, выступивший в 1903 г. с речью «О преподавании грамматики русского языка в средней школе»; А.А.Шахматов – один из организаторов съездов препо­давателей русского языка в 1904–1917 гг.; Д.Н.Овсянико-Куликовский – автор учебников русского языка 1907–1912 гг. Эта тра­диция связи лингвистической науки с методикой получила разви­тие в советское время: Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.И.Чернышев, А.М.Пешковский, А.Н.Гвоздев, Е.С.Истрина, С.И.Абакумов, В.В.Виноградов, С.Г.Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся школ и для учителей. Один из наиболее ярких примеров – методическая деятельность А.М. Пешков-ского. Его крупнейший лингвистический труд «Русский синтак­сис в научном освещении», вызвавший горячие обсуждения, был задуман как учебник для средней школы. Его книга «Школьная и научная грамматика» (1914) – попытка устранить разрыв меж­ду наукой о языке и его школьным изучением. А.М.Пешковский отстаивал самостоятельное образовательное и развивающее значение курса грамматики, критиковал сложившееся в школе положение, когда грамматика стала «служанкой орфографии». Он работал над школьным минимумом языковой теории, создал учебники «Наш язык», реализовав в них принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной са­мостоятельности учащихся. А.М.Пешковский боролся за науч­ность методики, за эксперимент в школе, против догматизма, шаблона, за высокий уровень языковой и методической подго­товки учителя.

Л.В.Щерба – лингвист и методист – искал ответы на вопросы: является ли методика наукой или искусством? Чем руководство­ваться при выборе метода обучения? Как происходит усвоение языка в условиях билингвизма? Как развивать аудирование род­ной речи? Он первым понял необходимость применения теории речи в школьной методике: различая в языке речевую деятель­ность (говорение, аудирование, письмо, чтение), языковой мате­риал (совокупность всего говоримого и написанного) и систему языка, он сделал попытку положить это разграничение в основу методики обучения. Много внимания уделял методике орфогра­фии - острейшему вопросу в школе 20-х гг., который не утратил своей остроты и сегодня.

Методические решения опираются не только на особенности изучаемого языкового материала, но и на познанные закономер­ности процессов овладения языком. Наиболее значительные тру­ды в этой области принадлежат А.Н.Гвоздеву: он с исключитель­ной точностью показал, как происходит усвоение звуковой сто­роны русского языка, его грамматики на разных возрастных сту­пенях; его книга «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961) ис­пользуется всеми методистами-исследователями.

Значительное развитие получило также исследование ошибок речи, их причин и путей устранения. Это направление основано В. А. Добромысловым в его книге «К вопросу о языке рабочего под­ростка» (1932). В.А.Добромыслов работал также в области разви­тия логического мышления при изучении родного языка, в методи­ке изложения и сочинения, исследовал связи грамматического ма­териала с развитием речи учащихся, разрабатывал методику фор­мирования грамматических понятий, усвоения их определений и правил.

Проблемы обучения русскому языку в условиях диалектов, диалектного языкового окружения исследовал А.В.Текучев (1903–1987). Он создал также методику языкового анализа, работал в области определения содержания языкового образования, пред­ложил орфографический и пунктуационный минимум для средней школы, разрабатывал общие вопросы методики русского языка как науки, изучал ее историю. Он – признанный специалист и в мето­дике преподавания русского языка в национальной школе.

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стили­стики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики, теории языковой личности и др.

Последнее десятилетие внесло много нового в систему среднешкольного образования: для этого периода характерна общая гуманитарная направленность, расширение цикла языковых пред­метов, возникло разнообразие типов школ, программ и учебников (это уже привело к необходимости вариативных методик), в гума­нитарных школах (классах) введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории язы­ка, редактирование, церковнославянский язык.

В условиях плюрализма стало необходимым введение стандар­тов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Как бы в противо­вес стандартам широко применяются инновационные методики («инновация» ее авторами переводится как «движение к новому»), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество.

Таким образом методика русского языка накопила значительный опыт, одна­ко до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока недостаточно изучены закономерности усвоения рус­ского языка учащимися разных возрастов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1801; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.