Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы исследования




Методика русского языка имеет не только свой предмет и своё содержание, но и свои методы позна­ния закономерностей обучения русскому языку. К ним относятся:

1. Метод наблюдения. В основном он осуществляется на уроках, где производится наблюдение за работой учащихся, а также на внеклассных занятиях, где прово­дятся наблюдения методиста за ведением урока учителем или практикантом;

 

2. Метод индивидуальных бесед с учащимися и учителями;

 

3. Изучение, анализ и обобщение опыта (отдельных учителей, педагогического коллектива в целом);

 

4. Анкетный метод, позволяющий одновременно произвести опрос большого количества учащихся и учителей и получить сравнительные данные об отно­шении опрашиваемых к одному и тому же явлению;

 

5. Статистический метод, показывающий (в цифрах, в %, т.е. в количественном отношении) динамику развития (например, речевых навыков: уменьшения ко­личества ошибок – орфографических, пунктуационных, рост словаря и т.п.);

6. Эксперимент – это один из самых распространённых методов исследования и проверки эффективности новых программ, учебников, пособий, методов и приёмов обучения, отдельных типов уроков и их циклов, целых систем обуче­ния. Эксперимент бывает поисковым, формирующим и контрольным. Поиско­вый (или ориентирующий) эксперимент выявляет проблемы, находит исход­ные позиции, т.е. то новое, что должно разрабатываться и внедряться. Форми­рующий (обучающий) проводится по утверждённому плану в лабораторных условиях, т.е. в отдельных экспериментальных классах, школах, районах и т.д. с целью проверки новой системы обучения. Он строго протоколируется и фиксируется при помощи технических средств. Затем его материалы изучаются и делаются выводы. В начале эксперимента, по завершению каждого этапа и всего экспе­римента проводятся срезовые работы и делаются выводы. Для сравнения с экспериментальными классами создаются контрольные классы, где обучение проводится по другой, традиционной методике. Сравнительные данные позво­ляют судить об эффективности новой методики, провести сравнительный анализ обучения по разным методикам. В ходе формирующего эксперимента должен быть накоп­лен обширный материал: конспекты уроков учителей, картотеки ошибок учащихся с их классификацией, дневник эксперимента. Контрольный эксперимент проводится по завершению основного, формирующего, обычно в форме срезовых контрольных работ, тестов, творческих работ учащихся. Он призван получить материал для оценки новой методики. Материалы срезовых контрольных ме­роприятий обрабатываются, обобщаются в виде таблиц, схем, диаграмм по единым, заранее разработанным критериям, отражающим задачи новой мето­дики. Поисковые, формирующие и контрольные эксперименты носят общеди­дактический характер и применяются специалистами разных направлений. Но есть и лингвистический эксперимент – метод, опирающийся на чутьё языка. При выполнении одного и того же задания учащиеся показывают разные результаты в зависимости от их языкового опыта, индивидуального стиля. Затем ре­зультаты анализируются, делаются выводы.

 

7. Оптимизации обучения способствуют методы диагностики и прогнозирова­ния в обучении русскому языку. Они в основном используются учителями с целью выбора наиболее эффективных методов из числа возможных вариантов. Эти методы являются элементами НОТ (научной организации труда), позволяют приблизиться к пониманию обучения как управления познавательной деятельностью учащихся.

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мурина Л.А. Методика преподавания русского языка в школах Белоруссии: Учебное пособие – Мн.: Университетское, 1990, с. 3–15.

2. Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студентов. Высш. Пед. Уч. Заведений. Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Изд. Центр «Академия», 2000, с.3–21.

3. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.

4. Львов М.Р. Словарь - справочник по методике русского языка. – М., 1997.

5. Для самостоятельного изучения: История методики русского языка (2, С.16–21; 1,С. 3–8; 3)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1132; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.