Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические и эмпирические источники социальной психологии

Вопрос №1 Социальная психология как наука

Тема 1.1. Предмет и задачи социальной психологии

Лекционное занятие № 1

Цель – изучить основные понятия, принципы и составляющие современной социальной психологии.

Задачи:

- сформировать понятие о социальной психологии как науке, роли социальной психологии в индустрии туризма и гостеприимства;

- ознакомиться с категориями и функциями социальной психологии.

Рассматриваемые вопросы:

1. Социальная психология как наука.

2. Социальная психология в системе научного знания

3. Предмет, объект и задачи социальной психологии.

Литература: основная – 1,2, 10, 14, 15, 24; дополнительная – 9, 14.

 

Изменение нашего социального поведения происходит не столько под влиянием объективных обстоятельств, сколько под влиянием нашего собственного отношения к ним.

Социальная психология – это наука, которая изучает влияние различных ситуаций, обращая основное внимание на то, как мы воспринимаем друг друга и как воздействуем друг на друга.

Говоря формальным языком, социальная психология – это наука о том, как люди думают друг о друге, влияют друг на друга и относятся друг к другу.

Современная социальная психология возникла в начале XX века как реакция на асоциальную природу обшей психологии. Годом ее рождения можно считать 1908 год, когда были опубликованы первые две книги по социальной психологии: «Введение в социальную психологию» английского психолога У. Макдугалла и работа американского социолога Э. Росса «Социальная психоло­гия».

Однако известно, что исследовательский интерес к изучению социального поведения людей возник и сформировался во второй половине XIX века. Первыми историческими формами социально-психологического знания стали: теория психологии народов (Германия), теория психологии масс (Италия, Франция), теории социальных инстинктов (Англия, США).

В теории психологии народов (Ф. Гегель, М. Лазарус, Г. Штейнталь) теория психологии народов исходила из того, что главная сила истории — это народ, «дух целого», который выражает себя в религии, языке, мифах, обычаях, искусстве и т.п., а индивидуальное сознание есть его продукт. Задача социальной психологии состоит в том, чтобы психологически познать сущность духа народа, открыть законы духовной деятельности народа.

Позднее (в работах В. Вундта) концепция психологии народов с отказом от не вполне определенного понятия «дух целого» приобрела более реалистический вид, но так или иначе основная мысль в этой теории сводилась к тому, что, кроме индивидуального сознания, существует нечто, характеризующее психологию группы и индивидуальное сознание, и в конечном счете это предопределяется психологией группы.

В теории психологии масс (работы Г. Тарда, С. Сигеле, Г. Лебона) основополагающими были идеи об активной роли иррациональных моментов в социальном поведении и об активной роли подражания. Иррационализм в социальном поведении прослеживался на примере аффективного поведения уголовных преступников, а позднее (преимущественно в работах Г. Лебона) — в поведении больших скоплений людей, «людских масс». Главное отличие психологии масс и том, что человек «толпы», человек «массы» теряет свою индивидуальность, подчиняется импульсам, примитивным инстинктам и легко поддается различным иррациональным действиям.

Теория социальных инстинктов (В. Макдугалл, Э. Росс, Д. Болдуин) исходит из того, что социальное поведение определяется врожденными инстинктами, стремлением к цели, что свойственно как человеку, так и животному. Это стремление, желание, порыв выступает в психике человека как движущая сила характера формирующая социальное поведение. Авторы теории считают, что всё происходящее в области сознания находится в прямой зависимости от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются главным образом эмоции. Связь между инстинктами и эмоциями носит систематический и определенный характер.

Сформулированы несколько пар связанных между собой инстинктов и эмоций. Среди них — инстинкт борьбы и соответствующие ему гнев и страх, инстинкт самосохранения и соответствующее ему чувство бегства, инстинкт строительства и чувство созидания, стадный инстинкт и чувство принадлежности, инстинкт воспроизведения рода и ревность, инстинкт приобретения и чувство собственности. В конечном счете, концепция теории инстинктов объясняет социальное поведение с точки зрения некоего спонтанного стремления к цели и утверждает значение иррациональных и бессознательных влечений в качестве движущей силы не только индивида, но и человечества.

К философским истокам и предпосылкам развития социальной психологии относят:

— идеи Платона об иррациональности поведения масс, присущего демократии (эти идеи легли в основу теории массовых социальных движений);

— идеи Аристотеля об общественных инстинктах, объединяющих людей;

— идеи Гельвеция о социальной детерминации (предопределенности) развития личности;

— идеи Фейербаха о роли и сущности социально-психологического общения людей как единственного способа проявления человеческой сущности;

К эмпирическим предпосылкам возникновения и развития социальной психологии относят:

— ораторское искусство Древней Греции, развившее приемы управления вниманием и эмоционально-психологическим состоянием больших и малых человеческих групп;

— действа жрецов, шаманов, ведунов, развившие приемы суггестивного (внушающего) воздействия на аудиторию;

— взаимодействия различных религиозных конфессий со своей паствой, развившие приемы формирования установок;

— культурно-психологические традиции чень-буддизма, развившие приему психотренинга и психорегуляции.

Как показывают современные зарубежные обзоры, соци­альная психология занимается изучением широкого спектра про­блем.

К числу наиболее активно разрабатываемых в современных исследованиях можно отнести. 1) процессы атрибуции (приписывание социальным объектам характеристик не представленных в поле восприятия), 2) групповые процессы; 3) оказание помощи 4) аттракция (симпатия, привлекательность одного человека для другого, возникающая в процессе общения и восприятия человека) и аффилиация (стремление быть в обществе других людей, потребность в общении, в осуществлении эмоциональных контактов, в проявлениях дружбы и любви), 5) агрессия, 6) преступления; 7) установки и их изучение; 8) социальное познание, 9) социальное развитие личности (социализация); 10) кросскультурные исследования

Традиционно социальная психология разделяется на три или четыре области исследования — изучение индивидуального социального поведения, изучение диадического социального взаимодействия и процессов общения, изучение малых групп и психологическое изучение социальных проблем.

Вопрос №2 Социальная психология в системе научного знания

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения в специальной литературе. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки. Выделяются три позиции, касающиеся «границ» социальной психологии:

- социальная психология есть часть социологии;

- социальная психология есть часть психологии;

- социальная психология есть наука, находящаяся «на стыке» социологии и психологии.

Социальная психология и социология: В настоящее время более или менее общая точка зрения на происхождение социальной психологии сводится к тому, что исторически социальная психология возникла на стыке двух наук — социологии и психологии, что неизбежно отражается на ее своеобразном статусе. Своеобразие заключается в том, что обе «родительские» дисциплины как бы продолжают претендовать на новую дисциплину и включают ее в себя как составную часть, невольно размывая предметное содержание собственно социальной психологии.

Изучая близкие отношения, социолог мог бы заинтересоваться количеством официально оформленных и гражданских браков и разводов и тенденциями в этой сфере, а социальный психолог попытался бы понять, как люди становятся привлекательными друг для друга.

То же самое можно сказать и о такой проблеме, как расовые установки: социолог стал бы выяснять, чем расовые установки представителей среднего класса как группы отличаются от расовых установок людей с более низкими доходами, а социальный психолог – формирование расовых установок индивидуума.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук — психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус.

То, что изучает социальная психология, изучают и другие человековедческие науки, например, социология или психология личности, однако делают они это по-разному. Социологи рассматривают социальные группы (от малых до самых больших) в деятельностном и операционально-статистическом аспектах. Социальных психологов интересует поведенческий аспект взаимодействия индивидов и членов различных групп. Социологи абстрагируются от изучения всевозможных психических процессов, происходящих в индивидах и в группах.

Социальная психология и психология личности: социальная психология сосредоточена больше на общем между индивидами, а психология личности - как на общем между индивидами, так и на различиях между ними, на внутреннем мире индивида и на индивидуальных различиях.

Социальные психологи обращают внимание на то, что вообще свойственно всем людям, – как мы воспринимаем друг друга и влияем друг на друга. Они изучают механизмы, посредством которых социальные ситуации способны вызвать у большинства людей проявления доброты или жестокости, конформности (податливость индивида реальному или вымышленному давлению коллектива, обусловленная сменой установок, которые раньше не одобрялись коллективом) или независимости, чувства симпатии или предрассудки.

Вопрос о «границах» между общей психологией и социальной психологией оказывается еще более сложным. Здесь имеет значение тот же специфический социально-психологический подход, который не реализуется возможностями общей психологии. Это касается таких проблем, как динамика межличностных отношений в группах, формы общения и взаимодействия личностей в группах и ряда других.

Несмотря на свой «пограничный» характер, на собственную предметную специфику, социальная психология – все же часть психологии. Наиболее существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества.

 

Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаи­модействия двух противоположных, но тесно связанных процес­сов

а) дифференциации, т е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы;

б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии, как в целом, так и отдельны­ми составляющими ее частями.

В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:

• социальная психология личности,

• психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

• психология малых групп,

• психология межгруппового взаимодействия,

• психология больших социальных групп и массовых явле­ний

В социальной психологии чрезвычайно медленно формирует­ся такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества», еще одного качественно специфического объекта изу­чения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения.

Вопрос №3 Предмет, объект и задачи социальной психологии.

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными. Она изучает следующие явления

1. Психологические процессы, состояния и свойства индиви­да, которые проявляются в результате его включения в от­ношения с другими людьми, в различные социальные груп­пы (семью, учебные и трудовые группы и т д) и в целом в систему социальных отношений (экономических, полити­ческих, управленческих, правовых и др). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как об­щительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенностъ и др

2. Феномен взаимодействия между людьми, в частности, фе­номен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотера­певтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между лично­стью и группой, а также межгрупповым

3 Психологические процессы, состояния и свойства различ­ных социальных групп как целостных образований, отлича­ющихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду Наибольший интерес социальных психо­логов вызывают исследования социально-психологическо­го климата группы и конфликтных отношении (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтнос­ти (групповых свойств) и др.

4. Массовые психические явления, такие как: поведение тол­пы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д

Объединяя различные подходы к пониманию предмета соци­альной психологии, можно дать следующее его определение: Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть но­сители социально-психологических явлений. К ним относятся:

- личность в группе (системе отношений),

- взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.),

- малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т п),

- взаимодействие в системе «личность – г руппа» (лидер — ведомые, руководитель — трудовой коллектив, ко­мандир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.),

- взаимодей­ствие в системе «группа — группа» (соревнование команд, группо­вые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая соци­альная группа (этнос, партия, общественное движение, соци­альный слой, территориальная, конфессиональная группы и т. п)

 

 

Рис. Объекты исследования в социальной психологии.

Задачи социальной психологии и проблемы общества

Острота проблем социальной психологии диктуется, не только некоторой неопределенностью ее положения в системе наук и даже не преимущественно этой ее особенностью. Весьма важной и существенной чертой социально-психологического знания является его включенность (в большей мере, чем других областей психологии) в социальную и политическую проблематику общества. Это касается в особой степени таких проблем социальной психологии, как психологические характеристики больших социальных групп, массовых движений и т.д. Но и традиционные для социальной психологии исследования малых групп, социализации или социальных установок личности связаны с теми конкретными задачами, которые решаются обществом определенного типа. В теоретической части социально-психологического знания непосредственно влияние конкретных социальных условий, традиций культуры. В определенном смысле слова можно сказать, что социальная психология сама является частью культуры. Отсюда возникают по крайней мере две задачи для исследователей.

Во-первых, задача корректного отношения к зарубежной социальной психологии, прежде всего к содержанию ее теоретических концепций, а также методов и результатов исследований. Как об этом свидетельствуют многочисленные западные работы, большинство практически ориентированных исследований в социальной психологии было вызвано к жизни совершенно конкретными потребностями практики. Не случайно в современной социальной психологии введено понятие «социального контекста», т.е. привязанности исследования к определенной социальной практике.

Во-вторых, задача тщательной отработки проблемы прикладного исследования в социальной психологии. Исследования, проводимые непосредственно в различных звеньях общественного организма, требуют не только высокого профессионального мастерства, но и гражданской ответственности исследователя. Направленность практических рекомендаций и есть та сфера, где социальная психология непосредственно «вторгается» в общественную жизнь. Французский социальный психолог С. Московией справедливо заметил, что задачи для социальной психологии задает именно общество, оно диктует ей проблемы (Московией, 1984).

Кроме задач общетеоретического плана общество ставит перед социальной психологией и конкретные прикладные задачи. Прикладные исследования не могут ожидать решения теоретических вопросов, они выдвигаются буквально из всех сфер общественной жизни. Ряд важнейших направлений прикладных исследований определяется сегодня задачами, связанными с теми изменениями в массовом сознании, которые обусловлены именно радикализмом социальных преобразований. Здесь же коренятся и новые возможности для деятельности социального психолога-практика.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Протоколы Интернета | Различия между атрибутами и свойствами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2418; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.