Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Массово-информационная природа журналистики




1. Журналистская информация. Типы и виды журналистской информации.

2. Потенциальная, принятая, реальная журналистская информация.

3. Массовая информация и ее признаки.

4. Прагматическая, семантическая и синтактическая адекватность журналистских текстов.

 

Литература:

1. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. – М,2009. С.40-52

2. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. – М, 2008

3. Лазутина Г.В Основы творческой деятельности журналиста. – М..2005.

 

1. Своими специфическими особенностями обладает и информация журналистская. Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации или массовой информации. Сущность журналистики как особой сферы социальной деятельности и заключается в деятельности по сбору, компоновке и распространению массовой информации. Журналистика не располагает никакими другими средствами для выполнения своей социальной роли, кроме информационной. Издания, программы телевидения и радио, сайты Интернета могут быть универсальными и специализированными в зависимости от того типа информации, который они распространяют.

С одной стороны понятие информация журналистами используется в нескольких значениях:

Первое - как совокупность кратких некомментированных сообщений об актуальных новостях внутренней и международной жизни.

Второе - как наименование группы жанров, предназначенных для сообщения новостей (жанры - заметка, отчет, репортаж, интервью).

Третье - информацией часто называют жанр заметки.

Если принять эти простые значения данного слова, то окажется, что далеко не все материалы СМИ являются информацией. Значит, это узкое и потому неточное определение информации. Однако все публикуемое в СМИ есть не что иное, как информация.

Важно понимание того, что информация обращена к аудитории. Поэтому термином информация следует пользоваться в широком смысле - это вся совокупность сведений вербально и невербально зафиксированных, которая предназначена для аудитории. Это и событийная информация, сведения о новых фактах. Наряду с событийной в информационном потоке журналистики присутствует комментированная и фундаментальная информация, художественная и публицистическая информация.

СМИ ни вы коем случае не могут ограничивать свою деятельность только сообщением новостей – событийной информацией. Роль информации играют статьи и очерки, телефильмы и радиоспектакли, рекламные видеоклипы и музыкальные заставки. Необходимо также углубиться в качественную специфику содержания понятия информация. Зачастую говорят, что читатель ничего не вынес из прочитанного или просмотренного, или в статье нет информации, произведение бедно информацией. Почему же читатель не обнаружил информации. Ответ кроется в специфике журналистской деятельности как деятельности информационной. Найти правильный ответ следует только в системе отношений «журналист-аудитория».

Журналистская информация является социальной, и, пожалуй, самой социальной. В прессе публикуются разного рода известия. Все СМИ можно разделить на универсальные и специализированные

Характер информации определяет ее форму. Оперативная, событийная информация размещается в оперативных информационных выпусках телевидения и радио, в онлайновых СМИ, в газетах. Для аналитических произведений создаются аналитические программы, аналитические журналы. Характер информации влияет на тираж, объем издания, продолжительность вещания, периодичность выхода, время выхода, и др.

Коренная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная «человеческая» сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных и политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. На журналистскую информацию распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается критериев полезности и общественной значимости материалов. Но при этом в деятельности прессы нерасторжимо переплетаются идеологическая и управленческое начала.

Принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества. В духовном отношении она характеризуется идейной насыщенностью. В прессе важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические и иные ценности. Этим пресса отличается от институтов семьи и школы, ориентированных на общее развитие личности. Но такой подход нельзя рассматривать как простой и однозначный. С одной стороны любое сообщение не может существовать без какого-либо следа взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обязательно должна выражаться в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста заключаются как раз в умении соединить эти два начала.

Можно выделить несколько отличительных признаков журналистской информации.

Актуальность. Слово прессы обращено к массовой аудитории. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Так как аудитория отличается разнородностью.

Документализм в отражении действительности. В журналистике важна опора на факты и точность в изображении явлений, тенденций общественного развития – достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса.

Оперативность. Этодает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий.

Краткость материалов. Экономное использование площади и времени вызвано и технологией производства информации и дороговизной каждой строки или секунды вещания и способом потребления журналистской продукции.

Аналитичность подхода к событиям. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности современной прессы.

На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку событий. Это творческий процесс, близкий к труду литератора, кинематогрфиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение.

По характеру восприятия журналистскую информацию можно разделить на:


· Текстовую;

· Графическую;

· Видеоинформацию;

· Аудиоинформацию.


Существует функциональная дифференциация каждого типа информации. По функциональному основанию выделяют:


· Событийную;

· Аналитическую;

· Расследовательскую;

· Художественно-публицистическую.


СМИ дифференцируются также по тематической структуре каждого типа информации. С этой точки зрения выделяют:


  • Универсальную;
  • Экономическую;
  • Политическую;
  • Правовую;
  • На тему культуры;
  • Другую.

По жанровым сходствам выделяются:

  • Репортаж;
  • Интервью;
  • Корреспонденция;
  • Статья;
  • Очерк;
  • Фельетон;
  • Другие жанровые формы;

Информация – это посредник между журналистикой и аудиторией, инструмент, при помощи которого решаются многообразные задачи, стоящие перед всей системой журналистики как социальным институтом. Ее несут в себе литературные тексты и фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газет и музыкальные позывные популярной радиопередачи. Собственно вся журналистская деятельность является информационным процессом.

2. Потенциальная, принятая, реальная информация. Все что публикуется в средствах массовой информации есть информация. Журналист, собирая и осмысливая сведения о действительности, создает свое произведение и фиксирует его текст на каком-то матери­альном носителе (бумаге, кино- или магнитной пленке и т.д.). Затем этот текст, отредактированный и скомпонованный с другими в номер газеты или программу ТВ (РВ), передается в аудиторию. Но текст может рассматриваться лишь в качестве носителя потенци­альной информации, поскольку хотя он и рассчитан на аудиторию, но до «встречи» с ней неизвестно, будет ли он «работать».

Если текст произведения выступает материальным посредником в информационном процессе, то «неполучение» аудиторией содержащихся в нем сведений (не подписался на газету, не включил те­левизор, так как не счел передачу интересной, при чтении обнаружил много непонятных слов, отвлекся от фильма и т.п.) нарушает или блоки­рует результативное функционирование всей системы Д-Ж-Т-А.

Если текст «не получен» аудиторией или дошел до нее сильно искаженным, то можно говорить о серьезных нарушениях в течении информационного процесса или о его прерывании. Следовательно, потенциальная информация сработает лишь в том случае, если достигнет аудитории. Поэтому собственно информацией в тексте оказывается лишь то, что и как принято и освоено аудиторией. Часть текста, которая «взята» аудиторией является принятой информацией. Принятая информация всегда составляет часть объема потенциальной информации.

Сложившиеся представления, взгляды, суждения ит.д. под воздействием принятой информации в той или иной мере преобразуются - систематизируются, развиваются, углубляются, уточняются или, наоборот, разрушаются, обесцениваются, дезинтегрируются, деградируют. Измеряется этот процесс уже не коли­чественной мерой, а качественной оценкой, характе­ром и степенью изменений состояния сознания аудитории под влиянием принятой информации. «Перестроенные» элементы в сознании аудитории под воз­действием принятой информации есть реальная информация.

В силу превращений текста на его пути в аудиторию важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из состояния аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем и реальной.

3. Вся журналистская деятельность является информационным процессом. При рассмотрении массово-информационной природы журналистики важным для понимания будет понятие массовая информация. Понятие массовая имеет многозначность в употреблении.

В данном случае будет принципиально важным разобраться в следующем. Зачастую считается, что массовое - это то, что синонимично множественному. Во многих случаях это действительно так: когда говорят о массовом увлечении чем - либо, то, скорее всего, имеют в виду множество поклонников, приверженцев. Однако социологи, говоря о массе как субъекте социальной жизни, более всего обращают внимание на качественные аспекты понятия.

Понятие социальной массы многозначно, зависит от контекста в котором употребляется. Масса в контексте исследований СМИ означает прежде всего аудиторию, состоящую из потребителей продуктов культуры, которая относительно велика и недифференцирована по месту проживания и социальному классу. Быть массовым означает быть анонимным по отношению к коммуникатору и к друг другу.

Массовая информация по мнению известного социолога и философа Б.А.Грушина, - это не только то, что распространяется на массу, предназначено ей. Отделяя массовую информацию от индивидуальной и специальной, он утверждает ее общезначимый для широкого спектра общественных групп, а значит - внегрупповой, надгрупповой характер. Существенным является также такой ее признак, как размноженность, мощность проводящих ее каналов (СМИ или система устной пропаганды). Но главное – характер субъекта, оперирующего информацией. Грушин выделяет в процессе оперирования информацией три основные стадии:

  1. Производство; 2. Распространение; 3. Потребление информации.

В результате он приходит к такому определению понятия Массовая информация.

Массовая информация – любая социальная информация, которой хотя бы на одной из стадий ее жизненного цикла оперировала (оперирует) масса.

В соответствии с таким определением масса может выступать в качестве не только потребителя, но и создателя /производителя и распространителя информации. Тогда СМИ по определению являются институтами, обеспечивающими обращение данного типа информации в обществе. Но они - не единственные в этой роли. Рассказывая друг другу анекдоты, посылая письма в редакции, люди из самых разных общественных групп участвуют в обращении массовой информации. Эти случаи общения относятся к широкому классу разновидностей массовой коммуникации, а СМИ составляют ее часть. Если согласиться с тем, что массовая информация в обращении которой на любой стадии принимает участие масса, то тиражированность – не обязательный атрибут.

Открытость – более важная, чем тиражированность, черта массовой информации. Она обеспечивается не только мультипликацией сообщений, но и размещением их на широко доступных носителях, например, уличная реклама может быть в единственном экземпляре, но открытой для восприятия неограниченным множеством людей. Так случается с Интернетом. Значит, характерная для СМИ тиражированность – не обязательно признак для всех видов массовой коммуникации; это непременное свойство СМИ как вида массовой коммуникации, устроенной по принципу рассеяние/вещания/распространения из единого центра ко множеству реципиентов, которые обладают средствами ее приема.

Кроме этих значений, выделенных профессором И.Д.Фомичевой «массовая информация» в словосочетании средства массовой информации по Е.П.Прохорову приобретает следующие значения:

1. Направленность на массу, класс, слой, регион, профессию и т.д.);

2. Соответствие нуждам этой массы в информации, которая ориентирует в социально значимых явлениях и проблемах, затрагивает широкий круг экономических, социальных, духовных интересов массы и обеспечивает ее сведениями, которыми оперирует как своими в разных сферах жизни.

3. Стремление к созданию единой позиции массы по касающимся ее вопросам, интеграции ее в социальную общность и выработке единой активной позиции по этому кругу вопросов с приближением к общечеловеческим суждениям нормам;

4. Доступность информации для массы (бесплатное поступление информации за небольшую плату, удобный режим потребления – дома, в дороге, на работе, рядом с местом постоянного пребывания и т.д.), простота формы, способствующая легкому усвоению;

5. Возможность одновременного получения массовой аудиторией информации, регулярность появления рубрик, циклов, постоянных блоков.

6. Открытая возможность для всех желающих участия в работе средств массовой информации в разных ее формах (письма, сотрудничество, работа на общественных началах и т.д.)

Понятие «массовая» наряду со специальной (профессиональной, общественной, любительской) и индивидуально – личностной (включающей личный опыт, знания, представления) в их своеобразном для каждого человека сочетании и взаимоотношениях, создает основу духовного мира личности, информационный базис системы ее отношений и деятельности.

Обратимся к статье 2 Федерального Закона о СМИ.

Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;


В силу превращений текста на его пути в аудиторию важным требованием, предъявляемым к журналистам, оказывается знание закономерностей этих превращений и учет их в работе над своими текстами. Журналист должен понимать, что не все переданное оказывается принятым и тем более адекватно освоенным. Поэтому, исходя из состояния аудитории, он обязан налаживать такие взаимоотношения с ней, при которых потенциальная информация максимально полно станет принятой, а затем и реальной.

Важным требованием к журналистам является знание закономерностей превращений информации на пути от журналиста к аудитории и учет их в работе над своими текстами. Становится очевидной проблема адекватности познания журналистом действительности, и эффективности взаимодействия текста с аудиторией. Потому возникает проблема информационной насыщенности текста - наличия в нем большого объема потенциальной информации и, соответственно, высокой предполагаемой эффективности. Таким образом, постоянной заботой журналиста является повышение информационной насыщенности текстов.

Текстовую деятельность журналиста можно описать с трех сторон:

1. Семантической – с точки зрения характеристики его отношений с действительностью;

2. Синтаксической – характеристикой внутренней структуры текста;

3. Прагматической – характеристикой его отношений с аудиторией.

Строгое следование этим требованиям выступает сущностным условием достижения информированности аудитории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.