Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Пути формирования коммуникативной компетенции на иностранном языке с применением сетевых технологий Інтернта




 

В современном языковом образовании одной из важных задач обучения любому иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции.

Понятие «коммуникативная компетенция» (КК) появилось в 80-х годах прошлого столетия в результате стремление методистов всего мира определить единую цель обучения иностранному языку, систематизировать и синхронизировать содержание и методы обучения для достижения этой единой цели. Тогда и было синтезированное понятие «коммуникативная компетенция», что является исключительно методическим.

Следует отметить, что коммуникативная компетенция не является понятием, связанным с полиязыковой (многоязычной) и иноязычной средой, и не определяет уровень владения языком или речью. Компетенция рассматривается как наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика. Приобретение компетентности превращает ученика из носителя академических знаний на человека активного, социально адаптированного, настраивает не только на общение с целью обмена информацией, а и на социализацию в обществе с целью практического использования приобретенных знаний. Под коммуникативной компетенцией понимают способность осуществлять общение через язык, то есть передавать мысли и обмениваться ими в различных ситуациях в процессе взаимодействия с другими участниками коммуникации, правильно используя систему языковых и речевых норм и выбирая коммуникативное поведение, адекватное аутентичной ситуации общение.

КК не рассматривается как личностная характеристика ученика, ее сформированность проявляется в процессе общения.

КК может рассматриваться как такая, что состоит из определенных компонентов:

Лингвистическая (языковая) компетенция - способность строить грамматически правильные формы и синтаксические структуры, а также понимать смысловые отрезки речи и использовать их в том значении, в каком они используются носителями языка. Лингвистическая компетенция является основным компонентом коммуникативной компетенции. Без знания слов и правил формулировки грамматических формул и построения осмысленных фраз невозможна вербальная коммуникация. Она включает в себя лексические, фонологические, синтаксические знания и умения и другие параметры языка как системы независимо от социолингвистического значения их вариантов и от прагматических функций их реализации.

Речевая компетенция - способность построения целостных, связных и логичных высказываний разных функциональных стилей в устной и письменной речи на основе понимания различных видов текстов в чтении и аудировании.

Социолингвистическая компетенция - способность выбирать и использовать адекватные языковые формы и средства в зависимости от цели и ситуации общения, социальных ролей участников общения, т.е. от того, кто является партнером по общению. Эта компетенция касается социокультурных условий пользования языком. Через чувствительность к социальным конвенциям социолингвистический компонент пронизывает весь процесс общения между представителями разных культур, даже тогда, когда его участники часто не осознают этого влияния.

Социокультурная компетенция - знание культурных особенностей носителя языка, его традиций, норм поведения и этикета и умение понимать и адекватно использовать их в процессе общения, оставаясь при этом носителем другой культуры. Формирование социокультурной компетенции в своей основе имеет целью интеграцию личности в систему мировой и национальной культур.

Стратегическая компетенция - умение компенсировать особыми средствами недостаточное знание языка и речевого и социального опыта общения в иноязычной среде.

Принципиально важно понять, что КК формируется во всех видах речевой деятельности - слушании, говорении, чтении и письме. Очевидной является необходимость использования интерактивных форм организации учебного процесса, когда учащиеся учатся иноязычному общению через общение.

Обучение должно быть сосредоточено на ученике, что обеспечивает не только усвоение языка, но и нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие. Развитие КК требует создание на занятиях особой социальной, психологической и эмоциональной атмосферы сотрудничества и поддержки, когда каждый воспринимается как личность со своими взглядами, мыслями, интересами, сильными и слабыми сторонами, своим стилем обучения.

 

Технологии Web 2.0 в формировании межкультурной коммуникативной компетенции

 

Широкую популярность в последнее время приобретают ли также другие разнообразные социальные сервисы Web 2.0. Наиболее перспективным с точки зрения возможностей развития межкультурной коммуникативной компетенции на иностранном и родном языках, на наш взгляд, является социальный сервис Вики (Wiki).

Что такое Вики? Вики - это один из видов социального сервиса, который позволяет одному человеку или группе людей создавать и размещать собственные информационные материалы в сети Интернет. В основном это научные и научно-популярные тексты на разных языках по разным темам. Технология Вики и ее основные характеристики позволяют разработать эффективную методику применения в обучении языков и культур. То есть Вики - это технология построения веб-сайта, которая позволяет пользователям самостоятельно с помощью веб-интерфейса активно редактировать его контент. Вики-технология не требует использования специальных программ, регистрации на сервере и знания языка HTML. Термином «Вики» также обозначают программное обеспечение, которое разрабатывается для создания таких сайтов.

По своей структуре Вики - это достаточно сложная система сбора и структурирования информации. Ее основными характеристиками являются следующие: обеспечение поддержки работы многих пользователей; возможность многоразового редактирования любого текста с помощью Вики-среды; простой язык разметки, которая не требует дополнительных знаний по программированию; присутствие большого количества авторов с различными точками зрения; возможность сравнения материала до и после его изменения, а также возможность возврата к предыдущей версии; быстрое корректировки ссылок, которые не работают; уникальная собственная название каждой статьи Вики, которая является одновременно
гиперссылкой для внешних систем; статьи могут создаваться и редактироваться в любое время, любым пользователем; информация, представленная в Вики, имеет нелинейную навигационную структуру.

Каждая страница обычно содержит большое количество гиперссылок на другие страницы; статьи доступны для редактирования, находятся непосредственно в веб-браузере.

Методика создания статей для Вики-сайтов позволяет решать дидактические задачи и реализовывать практические цели обучения ИЯ.
Существует теория «90 - 9 - 1», которая оценивает процентное соотношение пользователей Вики и разделяет их на три группы: 1) читателей - 90 %; 2) тех, кто иногда вносит изменения в статьи - 9%; 3) тех, кто активно работает над наполнением контента Вики - 1%. Однако необходимость применения платформы Вики как инструмента обучения обусловливает необходимость знаний технологии Вики, для чего уместно организовывать групповую проэктную работу. Кроме того, он также предлагает методику развития умений письменной речи на основе использования социального сервиса Вики, которая состоит из восьми шагов.

1. Первый шаг - создание вики-страницы. Учитель создает вики-страницу для школьного учебного проекта на одном из вики-серверов: Pbworks, MediaWiki, Wikihost.

2. Второй шаг - объяснение работы с социальным сервисом Вики. В первую очередь учащимся необходимо объяснить сущность и основные этапы учебной проектной деятельности на основе социального сервиса Вики. Учащиеся должны понимать следующее:

а) в чем заключается их работа (каждого индивидуально и/или в мини-группе);
б) каков конечный продукт они должны получить;

в) какому алгоритму они должны следовать, выполняя этот проект;

г) адрес в сети Интернет Вики-страницы проекта;

д) пути размещения материала на Вики-странице;

е) как вносить изменения в размещенный материал;

ж) как вернуться к предыдущей версии материала.

3. Третий шаг - распределение учащихся на мини-группы (2-4 ученика). В зависимости от цели обучения можно разделить класс на несколько групп, каждая из которых должна разрабатывать и дополнять свою часть вики-документа.

4. Четвертый шаг - мозговой штурм. После объяснения этапов группового проекта можно организовать в малых группах или в классе мозговой штурм для определения максимального количества идей по составлению содержания вики-страницы.

5. Пятый шаг - написание материала. Учащимся предлагается подготовить первую версию материала для вики-страницы. Функция учителя на этом этапе заключается в корректировке структуры материала и исправлении орфографических и грамматических ошибок.

6. Шестой шаг - размещение на вики-сервере. Ученики заходят на вики-страницу проекта класса и размещают подготовленный материал.

7. Седьмой шаг - корректировка материала. Ученики заходят на вики-страницы для корректировки своего материала, или материала подготовленного другими группами класса.

8. Восьмой шаг - продвижение. На завершающей стадии работы над проектом ученики информируют о выполнении проекта, то есть подводятся итоги работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 738; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.