Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Направления научной психологии в западной Европе и США




Основателем научной психологии принято считать знаменитого немецкого исследователя Вильгельма Вундта (1832—1920), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Соответственно, этот год считается годом рождения психологии как науки — Вундт как бы узако­нил право эксперимента на участие в изучении сознания.

Не стоит считать Вундта революционером в плане создания новой психологической системы. В целом он придерживался идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания (таких, как ощу­щения и «простые чувствования» типа удовольствия-не­удовольствия, покоя-беспокойства и т. д.) и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала структура со­знания, в связи с чем это направление называется «структурализм», а теория В. Вундта — «теорией эле­ментов сознания». Основной метод изучения структуры сознания для Вундта также оставался традиционным — интроспективным, эксперимент же выступал вспомога­тельным методом. Тем не менее, широкое его использо­вание было, несомненно, новаторством.

 

Другим крупным психологом того времени — и вклад этого мыслителя в психологию, как и в философию, со­вершенно уникален — был американский ученый Уильям Джеймс (1842—1910), создатель теории «потока со­знания». Он не был экспериментатором, однако на ос­нове самонаблюдения, данных самонаблюдения других людей, клиническом материале и наблюдении создал особый подход к сознанию и собственную теорию; ряд его идей (очень небесспорных порой) послужил осно­вой для новых направлений психологической мысли, а по тем временам их оригинальность была удивительна.

У. Джеймс полагал, что, помимо вопроса о том, как устроена душа, что лежит в ее основе, как она меняется и по каким причинам и т. д., не менее — а возможно, и более — важен вопрос о том, какую ценность она со­ставляет для человека, чему она служит (это направ­ление получило название «функционализм»). По Джейм­су, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности ком­фортно себя в нем чувствуя. Душевную жизнь Джеймс представлял как непрерывный поток ощущений, поток опыта (здесь принципиально важна идея непрерывно­сти, противостоящая идее «дискретных» элементов), из которых сознание отбирает то, что соответствует потреб­ностям, и как бы оформляет внутренний мир субъекта. Для Джеймса главное не то, каков объективный мир сам по себе, но то, как человек чувствует себя в нем; последнее же зависит от того, как человек видит мир, точнее — каким он его себе выстраивает во внутреннем плане. (Такая позиция — мы еще с ней встретимся у некоторых других авторов — называется феноменализ­мом: под феноменом понимается то, что дано субъекту, в отличие от объективного мира, существующего сам по себе; феноменалисты считают главным именно внутреннюю представленность.) Итак, главная задача души — «приспособить» человека к миру за счет того, что из ощущений выстраивается мир, удобный для субъекта, хотя, быть может, и не соответствующий объективному (в философии Джеймс был основателем направления, называемого «прагматизм»). Из этого следует, что субъ­ективные миры уникальны и неповторимы. В особенно­сти это относится к человеческому «Я», к самосознанию. Именно к Джеймсу восходят первые исследования самосознания и самооценки; он выдвинул ряд положений, актуальных и до настоящего времени (например, о двой­ственности «Я», которое выступает и как объект оцен­ки, и как оценивающий субъект; проанализируйте в этом отношении фразы типа «Я недоволен собой»).

При всей глубине и оригинальности идей ни В. Вундт, ни У. Джеймс не оставили больших научных школ, тео­рий, которые «переворачивали» бы психологию.

 

Однако конец XIX и начало XX века знаменательны тем, что такие теории возникают. Это — очень разные направления, предлагающие свое представление о пред­мете и методе психологии, а в связи с двумя из них - психоанализом и бихевиоризмом — говорят о своебразных научных революциях. По сути, в это время возникает много разных «психологий» со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодейство­вали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу (на современном этапе эти течения — в их нынеш­них вариантах — часто стремятся если не к объедине­нию, то к заимствованию методов, понятий и пр.). Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии; он важен для нашего обсуждения и в свя­зи с тем, что в нем происходит трансформация предмета психологии, представления о «душе» и «сознании» ока­зываются недостаточными, и в том отношении, что в этот период зарождается современная психология, не только теоретическая, но и практическая.

Очень кратко мы рассмотрим основные течения от­крытого кризиса, но построим материал несколько ина­че, чем ранее. Мы, в нарушение хронологического прин­ципа, будем при рассмотрении каждого течения просле­живать его в развитии, затем возвращаясь во времени вспять для рассмотрения другого течения, уже в его развитии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1471; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.