Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методологические принципы и направления современной психологии




Бихевиоризм

Другим влиятельным направлением, также сущест­вующим до настоящего времени и которому также иног

 

 

(тезисы лекции)

 

Представьте, что ваш пациент остро нуждается в психологической помощи. Вы пригласили к нему авторитетного специалиста. Родственники, со своей стороны, пригласили другого, не менее серьезного психолога. Что же вы увидите? Если два врача, выписывающие разные лекарственные препараты одному больному, могут быть не правильно поняты, то действия психологов могут вас обескуражить тем, насколько они будут разными. В психологии не просто существуют разные специалисты. Здесь одновременно представлены множество школ и направлений, теоретические и практические подходы которых зачастую могут противоречить друг другу.

Современная психология неоднородна, и вам придется столкнуться с этим на практике. Тому, как сориентироваться в многообразии методов и подходов современных психологов, и будет посвящена сегодняшняя лекция.

Методология – совокупность методов, принципов и способов организации теоретической и практической деятельности.

 

Каждой науке присущи свои методы, подходы, принципиальные положения.

 

Исторически сложилось, что в психологии выделяется ряд направлений или школ, опирающихся на различные принципы и применяющие различные подходы к изучению психики и оказанию психологической помощи.

Основные задачи психологии:

Ø Теоретическая: выявление законов и закономерностей развития психики индивида или группы.

Ø Практическая: создание условий, для полноценного развития личности, раскрытия её потенциала, оказание психологической помощи психически здоровым людям.

Психика – свойство живого существа, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Развитие – направленные, закономерные и необратимые изменения во времени.

 

 

Подходы к изучению психики (методологические направления):

Глубинная психология Представители: З. Фрейд, К - Г. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Мюррей и др.
Научные положения: § Разработка теоретических концепций, позволяющих анализировать и расшифровывать бессознательные проявления психики § Признание ведущей роли детского возраста (до 5 – 7 лет) в формировании психических особенностей человека § Предполагается травматическое происхождение психических отклонений. Практический подход: § Беседы, с целью анализа бессознательного содержания психики пациента, осознания им глубинных причин возникновения внутренних конфликтов. § Цель беседы - катарсис личности, через нахождение онтогенетической причины возникновения психологической травмы. § Беседа строится с позиции выбранной терапевтом психологической теории.
Проблемы: § Огромное число психологических теорий, имеющих свой понятийный аппарат, и свои способы объяснения одних и тех же явлений. Диаметрально противоположные трактовки мотивации одних и тех же форм поведения. § Нет ответа на вопрос: детерминирована ли психика, и если да, то чем? Теория – условное средство для достижения основной цели - катарсиса личности. (Э. Берн) В настоящее время многие ученые признают, что психоаналитическая теория, имеет ценность терапевтической метафоры, не являясь при этом средством объяснения поведения.

 

Гуманистическая психология Представители: А. Маслоу, К. Роджерс и др.
Научные положения: § Патология развития и поведения не дает представления о норме. § Человеческая индивидуальность граничит с непознаваемостью ═> нет необходимости создавать универсальную теорию, для объяснения поведения всех людей. § Человек обладает Я - реальным и Я - идеальным, эти структуры у всех людей различны, а их сближение – процесс развития или самоактуализации. Практический подход: § Цель работы психолога – создание условий для развития личности клиента. § Психолог не должен объяснять человеку причины его поведения, он должен создавать условия, в которых человек сможет сам их понять. § Недирективность § Безоценочность § Принятие пациента как личности § Основной метод – активное слушание § Признание за клиентом личной ответственности за результат психологической работы и за результат жизни в целом.
Проблемы: § Сужение возможностей психологической помощи рамками личного опыта пациента (особенно проблематично при работе с детьми и подростками) § Исключение из ресурсов психологической помощи психолога как личности § Отсутствие теорий, объясняющих закономерности человеческого поведения

 

Обучающая психология (поведенческий подход) Представители: Целая группа направлений, научной и популярной психологии, ориентированных на получение конкретного результата от воздействия.
Научные положения: § Поиск способов формирования желательного поведения. § Разработка конкретных алгоритмов оказания психологической помощи и других видов воздействия на людей. Практический подход: § Обучение человека эффективным способам решения проблем и преодоления трудностей § Воздействие на человека (или группу людей) с помощью специальных алгоритмов.
Проблемы: § Задачи в работе психолога «на заказ» зачастую не ограничивается моральными и этическими нормами (Возможно излечение убийцы от чувства вины за содеянное). § Выбор методов так же не ограничивается этическими нормами (например, применяется гипноз) § Поверхностность, и как следствие высокая вероятность рецидивов отклоняющегося поведения.
Теория деятельности Разработана А. Н. Леонтьевым и является общепризнанной в отечественной психологии.
Основные понятия: § Деятельность – динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. § Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой и выступающее источником его активности § Мотив – предмет потребности § Цель – осознанный образ желаемого результата, т. е. того результата, который хочется достигнуть. Подчеркнем, что цель всегда осознается личностью, которая и регулирует свою деятельность. § Действие – процесс, направленный на реализацию цели. Так же как и цели, крупные действия дробятся на более мелкие действия и операции. Таким образом выстраивается структура действий человека. Могут быть как внешними – наблюдаемыми – так и внутренними – умственными.
Научные положения: § Детерминизм – наличие причинной обусловленности. § Активность – психика подразумевает саморегуляцию поведения. § Единство психики и сознания (психики и деятельности). § Системность – любое психическое явление нужно рассматривать в системе, как единое целое. § Развитие – формирование структур психики в течение жизни Практический подход: § Теория развивающего обучения – применяется в учебном процессе.
Проблемы: § Позволяет достаточно широко посмотреть на психические явления и определяет конкретные подходы к изучению психических явлений, но при этом имеет очень мало конкретных практических выходов.
Возрастные периоды развития (Эльконин) Возраст -качественно своеобразный период развития, характеризующийся присущими только ему одному особенностями.
Хронологические рамки Название периода Ведущая деятельность
Название Тип
0 - 1 года Младенчество общение А
1 - 3 лет Раннее детство Предметно - манипулятивная Б
3 – 6 лет Дошкольный возраст Игра А
7 – 10 лет Младший школьный возраст Учебная деятельность Б
10 – 15 лет Подростковый возраст Общение со сверстниками А
15 – 17 лет Ранняя юность Учебно – профессиональная Б
18 – 25 лет Поздняя юность Трудовая деятельность А
21 – 25 лет Зрелость (ранняя)   Б
25 – 40 лет Зрелость (средняя)    
41 – 55 лет Зрелость (поздняя)    



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1093; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.