КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Свойство безотказности и его показатели
Классификация факторов, влияющих на надежность изделий при их проектировании, производстве и эксплуатации На надежность изделий при их проектировании, производстве и эксплуатации влияют следующие факторы: конструктивные, технологические, эксплуатационные и другие. Конструктивные факторы определяются формами и размерами деталей (от них зависит давление на поверхность детали, концентрация напряжений, ударная и усталостная прочность металла); жесткостью конструкции, т. е. способностью деталей, особенно базовых и основных, незначительно деформироваться под воздействием воспринимаемых нагрузок; точностью взаимного расположения поверхностей и осей совместно работающих деталей; правильным выбором посадок, обеспечивающих надежною работу сопряжений, и др. Технологические факторы зависят от качества материалов, используемых для изготовления деталей, применения соответствующей термической обработки их и сборочных работ (центровки, соосности, регулировки зазоров, качества крепления) и т. д. Эксплуатационные факторы зависят от дорожных, транспортных и климатических условий. Они в наибольшей степени влияют на техническое состояние автомобилей. Дорожные условия характеризуются типом, состоянием и прочностью покрытий, продольным профилем дороги, режимом движения, видимостью и т. д. Климатические условия в различные периоды года определяются температурой и влажностью воздуха, атмосферным давлением, количеством осадков, силой и направлением ветра, продолжительностью снегового покрова и др. Транспортные условия включают объем и расстояние перевозок, условия погрузки и разгрузки, особенности организации перевозок, условия хранения, обслуживания и ремонта автомобилей. В зависимости от условий эксплуатации изменяются скоростные и нагрузочные режимы деталей, механизмов и агрегатов автомобилей и срок их безотказной работы. При эксплуатации автомобилей в тяжелых дорожных условиях увеличиваются нагрузки на детали автомобиля, в результате чего происходят ускоренное изнашивание, усталость металла, нарушение стабильности креплений и регулировок, а в некоторых случаях поломка деталей трансмиссии, ходовой части и рулевого управления. Разные дорожные условия влияют на изменение характера действия нагрузок. Понижение температуры окружающего воздуха, ухудшение состояния дороги вследствие снежных заносов или распутицы вызывают дополнительное преждевременное изнашивание или поломки деталей автомобиля. Чтобы уменьшить влияние климатических условий на протекание рабочих процессов автомобиля, созданы специальные смазочные материалы. Работа автомобиля на влажных дорогах, а также в условиях влажного климата вызывает коррозию деталей подвески, рамы, кузова, крыльев, кабины и т. п. На срок службы силовых передач автомобиля существенно влияет их тепловой режим. Он определяется температурой окружающего воздуха, степенью загрузки автомобиля, его скоростью и зависит от длины маршрута, продолжительности простоя под погрузкой и выгрузкой, качества ТО и других показателей. В процессе работы и хранения автомобиля некоторые его агрегаты и детали находятся в постоянном взаимодействии с эксплуатационными материалами. Свойства этих материалов и условия их применения сказываются на процессе изнашивания и коррозии деталей, расходе смазочных материалов, производительности автомобиля. Применяемые эксплуатационные материалы должны соответствовать конструктивным и технологическим особенностям агрегатов автомобиля, их техническому состоянию и условиям эксплуатации. Значительно влияет на техническое состояние автомобиля качество его вождения, от которого зависят динамические нагрузки в деталях трансмиссии автомобиля.
3. Основные состояния и события в надежности машин: работоспособность, исправность, неисправность, отказ Надежность автомобиля не остается постоянной в течение всего срока службы. По мере изнашивания деталей, накопления в них необратимых процессов (усталостных явлений, изнашивания, коррозии) увеличивается вероятность появления неисправностей и отказов. Новые автомобили имеют более высокую надежность по сравнению с автомобилями, имеющими большой пробег или прошедшими капитальный ремонт. Для того чтобы улучшить эксплуатационные свойства автомобиля и повысить технико-экономические показатели (безопасность движения, производительность, экономичность, рентабельность), необходимо знать причины и закономерность изменения его технического состояния, которые зависят от надежности агрегатов, узлов, систем и автомобиля в целом. Работоспособность — состояние подвижного состава, при котором значения всех параметров, характеризующих способность его выполнять транспортную работу, соответствуют требованиям нормативно-технической документации.Работоспособность автомобиля связана не только со способностью его выполнять необходимые функции, но и с тем, чтобы при этом эксплуатационные качества находились в допустимых пределах. Поскольку автомобиль является восстанавливаемой системой, определение тактики и стратегии восстановления его работоспособности имеет большое значение. Работоспособный подвижной состав, заправленный смазочными материалами и жидкостями, должен быть готовым к работе на линии без дополнительного проведения каких-либо подготовительных работ, за исключением заправки топливом и тепловой подготовки в зимнее время. Событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния подвижного состава, называется отказом. Он может произойти вследствие разрушения, деформации или изнашивания деталей, нарушения регулировки механизмов и систем, прекращения подачи топлива и смазочных материалов, а также при изменении рабочих характеристик автомобиля (потери мощности, увеличении тормозного пути), когда они выходят за пределы норм, допустимых по техническим условиям. Отказы и неисправности автомобиля можно классифицировать по различным признакам в зависимости от поставленной задачи. Отказы делят на отказы функционирования, при которых выполнение своих функций рассматриваемым элементом или изделием прекращается и отказы параметрические, при которых некоторые параметры изделия изменяются в недопустимых пределах. По источнику возникновения отказы автомобиля можно разделить на конструктивные, технологические, эксплуатационные и износовые. Конструктивный отказ возникает в результате нарушения установленных правил и (или) норм конструирования. Может быть неудачно выбрана конструктивная схема автомобиля и его агрегатов, неизвестны условия эксплуатации, плохо защищены детали от попадания абразивов, влаги и т. д. Технологические отказы возникают вследствие неправильно назначенной технологии изготовления детали, некачественного материала, низкой культуры производства и т. д. Эксплуатационные отказы — следствие неправильной эксплуатации автомобиля или его элементов, нарушения режимов ТО и других факторов. Естественное изнашивание и старение металлов или других материалов вызывают износовые отказы. По характеру процесса отказы автомобиля делят на постепенные и внезапные. Отказ, которому предшествует постепенное изменение какого-либо параметра или свойства, называют постепенным (например, поломка коренного листа рессоры в результате накопления усталостных повреждений), а отказ, возникновение которого практически возможно в любой период эксплуатации (зависит только от случайных факторов),— внезапным (например, прокол шины). Критерии отказов и предельных состояний устанавливают в нормативно-технических документах с целью достоверного определения технического состояния автомобиля разработчиком, изготовителем и потребителем. Критерии отказов автомобиля и его элементов определяют по одному отличительному признаку или по совокупности признаков неработоспособного состояния. Критерии предельных состояний автомобиля и его элементов устанавливают по таким отличительным признакам, на основании которых следует считать невозможным дальнейшее использование его по следующим причинам: неустранимых нарушений требований безопасности и выхода заданных параметров за допускаемые пределы; недопустимого снижения эффективности эксплуатации; необходимости капитального ремонта. Признаками отказов и предельных состояний автомобиля являются: прекращение (полное или частичное) выполнения автомобилем заданных функций; отклонения заданных показателей качества за пределы установленных норм; отказы и предельные состояния составных частей автомобиля, которые приводят к прекращению (полному или частичному) функционирования автомобиля или выходу его показателей качества за установленные нормы; возникновение процессов, препятствующих функционированию автомобиля; достижение автомобилем назначенного ресурса или срока службы; технико-экономические факторы. Исправность – состояние изделия, при котором оно соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. Технически исправный автомобиль должен обладать определенным уровнем эксплуатационных качеств. Однако автомобиль по различным причинам (усталость, коррозия, изнашивание, неквалифицированное вождение) теряет некоторые эксплуатационные качества (скорость движения, безопасность, топливную экономичность и др.)- Это снижает его производительность, увеличивает затраты на перевозки, приводит к увеличению трудоемкости и энергоемкости перевозок и, в конечном счете, к снижению безопасности для окружающей среды, пассажиров и водителя. Автомобиль теряет работоспособность. Неисправность — состояние подвижного состава, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативно-технической документации. Существуют неисправности, не приводящие к отказам (разрушение окраски или деформация кузова автомобиля) и вызывающие их (поломка одного из листов рессоры). Подвижной состав с неисправными составными частями, состояние которых не соответствует установленным требованиям безопасности или вызывает повышенное изнашивание деталей, не должен продолжать транспортную работу или выпускаться на линию. Другие неисправности могут быть устранены после завершения транспортной работы в пределах сменного или суточного задания. Работоспособное состояние подвижного состава обеспечивается производственно-технической службой, которая несет ответственность за своевременное и хорошего качества выполнение ТО и ремонта с соблюдением установленных нормативов, эффективную организацию труда ремонтно-обслуживающего персонала, соблюдение нормативно-технической документации по ТО и ремонту.
Безотказность — свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени или некоторой наработки. Наработкой называется продолжительность или объем работы изделия. Наработку для автомобилей обычно измеряют в километрах пробега или в часах. Статистическую оценку вероятности безотказной работы за время t определяется из соотношения: Р(t)= , где NР – число работоспособных изделий к концу времени t испытаний или эксплуатации; N - число изделий, поставленных на испытание или эксплуатацию; n(t)- число изделий, отказавших к концу времени t испытаний или эксплуатации. Так как безотказная работа и отказ – взаимно противоположные события, то оценку вероятности отказа определяют по формуле: Q(t)=1-P(t)= ,
Иногда под безотказностью неправильно понимают надежность в целом. Безотказность — только составная часть более общего понятия «надежность». В ряде случаев безотказность является решающим свойством, например для тормозной системы и рулевого управления автомобиля. Отказ тормозов или рулевого управления автомобиля может иметь весьма тяжелые последствия. От работы этих систем зависит жизнь человека и выполнение особо важных заданий. Поэтому для таких объектов безотказность является наиболее важной составной частью надежности. Безотказность свойственна объекту в той или иной степени в любом из возможных режимов его существования. В основном безотказность рассматривается применительно к режиму работы объекта, но во многих случаях необходима оценка безотказности при хранении и транспортировании объекта. Показатели безотказности. Они оцениваются теоретическими (точными) и статистическими (приближенными) уравнениями для регламентированных условий эксплуатации, ТО, ремонта, хранения и транспортирования. Неизбежные колебания качества материалов производственных факторов и условий эксплуатации приводят к различным проявлениям показателей, характеризующих надежность автомобиля. Вследствие этого показатели безотказности рассматривают как вероятностные статистические величины, основанные на достаточной информации. Безотказность объекта оценивают такими показателями: вероятностью безотказной работы, средней наработкой до отказа, гамма-процентной наработкой до отказа, средней наработкой на отказ, интенсивностью отказов, параметром потока отказов. Вероятность безотказной работы заключается в том, что в пределах заданной наработки отказ объекта не возникнет. Для режимов хранения и (или) транспортирования могут применяться аналогично определяемые показатели безотказности, например вероятность безотказного хранения (транспортирование) и т. п. Конкретное численное значение вероятности безотказной работы имеет определенный смысл лишь тогда, когда оно поставлено в соответствие заданной наработке, в течение которой возможно возникновение отказа. Вероятность безотказной работы определяется исходя из предположения, что в начальный момент времени исчисления заданной наработки объект был работоспособен. В интервале от 0 до l0 вероятность безотказной работы Р(tо) = f - F(lо), где F(lо) — функция распределения наработки до отказа. Кроме понятия «вероятность безотказной работы» можно ввести понятие «вероятность отказа», определив его как вероятность того, что объект откажет хотя бы один раз в течение заданного времени работы, будучи работоспособным в начальный момент времени. В интервале от 0 до lо вероятность отказа Q(lо) = F(lо)=1 - Р (lо), Средняя наработка до отказа — математическое ожидание наработки объекта до первого отказа. Среднюю наработку до отказа определяют по формуле, где учитывается плотность распределения наработки до отказа; функция распределения наработки до отказа. Гамма-процентная наработка до отказа — наработка, в течение которой отказ объекта не возникает с вероятностью γ, выраженной в процентах. Показатель гамма-процентной наработки до отказа определяют из уравнения: 1 - = F(l γ) = , где l γ— гамма-процентная наработка до отказа. При γ = 100 % 1у называется установленной безотказной наработкой, при γ= 50 % — медианной наработкой. Средняя наработка на отказ — отношение наработки восстанавливаемого объекта к математическому ожиданию числа его отказов в течение этой наработки. Термин «средняя наработка на отказ» означает наработку восстанавливаемого объекта, приходящуюся в среднем на один отказ в рассматриваемом интервале суммарной наработки или определенной продолжительности эксплуатации. Интенсивность отказа — условная плотность вероятности возникновения отказа невосстанавливаемого объекта, определяемая для рассматриваемого момента времени при условии, что до этого момента отказ не возник. Интенсивность отказов не является плотностью распределения случайной величины, так как не обладает необходимыми свойствами плотности распределения: Параметр потока отказов — отношение среднего количества отказов восстанавливаемого объекта за произвольную малую его наработку к значению этой наработки. Параметр потока отказов используют в качестве показателя безотказности восстанавливаемых объектов, эксплуатация которых может быть описана следующим образом: в начальный момент времени объект начинает работу и работает до отказа, после отказа происходит восстановление работоспособности и объект вновь работает до отказа и т.д. (при этом время восстановления не учитывается). Для таких объектов моменты отказов на оси суммарной наработки, или на оси непрерывного времени, образуют поток отказов. В качестве характеристики потока отказов используют функцию Q (/) данного потока — математическое ожидание отказов за пробег ι: Ω(ı) = M[r(l)], где М — математическое ожидание; r(l)— число отказов за пробег l. Параметр потока отказов ω (l)характеризует среднее число отказов, ожидаемых в малом интервале пробега.
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 4391; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |