Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Система мер юридической ответственности за нарушение




законодательства Республики Беларусь о внешнеторговой деятельности

Белорусское законодательство об внешнеторговойдеятельности предусматривает весьма обширную систему мер юридической ответственности.

Гражданское законодательство Республики Беларусь, устанавливая правовую платформу для международных частных отношений, предусматривает несколько специальных норм, имеющих отношение к юридической ответственности субъектов внешнеторговой деятельности. По своему характеру это коллизионные внедоговорные нормы, определяющие применимое право к обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда (например, ст. 1129 ГК). Поскольку данные нормы являются отсылочными, можно констатировать, что меры юридической ответственности субъектов экспортных отношений Беларуси по конкретным составам правонарушений предусмотрены уголовным, административным и хозяйственным законодательством.

Поскольку значительное число сделок, совершаемых во внешней торговле, занимают сделки купли-продажи товаров, большинство нормативных правовых актов об ответственности ориентировано на установление запретов и ограничений в сфере купли-продажи. Именно поэтому данные нормы законодателем детализированы и систематизированы больше, чем иные (внешнеторговые сделки услуг, работ и др.). Примером данной систематизации может служить нормы КоАП 2003 г., предусматри­вающие составы административных таможенных правонарушений.

За нарушение порядка осуществления экономической деятельности УК предусмотрены следующие виды уголовных преступлений, которые связаны с внешней торговлей: незаконное открытие счетов за пределами Республики Беларусь, невозвращение из-за границы иностранной валюты, контрабанда, незаконный экспорт объектов экспортного контроля, уклонение от уплаты таможенных платежей (стст. 224, 225, 228, 229, 231 УК).

В системе административных правонарушений, установленных КоАП 2003 г., особый интерес представляют две группы норм: глава 11 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности» и глава 14 об административных таможенных правонарушениях.

За совершение административных таможен­ных правонарушений законодательством установ­лено применение таких видов администра­тивных взысканий, как штраф и конфискация.

Конфискация товаров и транспортных средств, явившихся ору­дием совершения или непосредственным объек­том административного правонарушения, может применяться за совершение административных таможенных правонару­шений, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

Составы правонарушений в области внешнеторговой дея­тельности содержатся в целом ряде нормативных правовых актов. При этом большая часть норм, определяющих данные составы правонарушений и ответственности за их совершение, предусмотрена главой 11 КоАП «Административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности».

В частности, административные взыскания к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Беларуси за: превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной суммой полученных денежных средств; необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств либо поступления товаров (выполнения работ, оказания услуг) по импорту; нарушение установленного порядка оплаты белорусскими рублями экспорта товаров (работ, услуг); несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет, а равно перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту; перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения; получение резидентом Республики Беларусь (при неденежной форме прекращения обязательств) товаров (работ, услуг) в нарушение установленных требований; представление недостоверных сведений при оформлении лицензии или других разрешительных документов на ввоз (вывоз) товаров, паспорта сделки, статистической декларации или периодической статистической декларации либо внесение изменений и (или) дополнений в договор в ходе его исполнения без отражения в установленные сроки указанных изменений в паспорте сделки; нарушение установленного порядка проведения внешнеторговых операций; нарушение установленного срока представления статистической декларации; нарушение установленного срока аннулирования зарегистрированной таможенным органом статистической декларации; непредставление или несвоевременное представление экспортером в обслуживающий банк документов, подтверждающих основания для получения средств по внешнеторговому договору, а также представление в банк недостоверной информации; представление импортером в обслуживающий банк недостоверной информации.

Широкое закрепление в нормативных правовых актах Республики Беларусь, регулирующих внешнеторговую деятельность, получили штрафные санкции. Применение данных мер ответственности к субъектам внешнеторговой деятельности является самой жесткой формой реагирования государства на совершенные ими правонарушения.

В ряде случаев экономические санкции за нарушение экспортного законодательства Беларуси применяются исходя из установленной нормативным правовым актом методики начисления санкций.

Ряд статей КоАП 2003 г. имеет необоснованно широкое название, охватывающее весьма большую группу общественных отношений, в то время как диспозиция этих статей значительно уже. Например, ст. 12.29 КоАП 2003 г. названа законодателем «Нарушение порядка вывоза товаров из Республики Беларусь». В то же время диспозиция этой статьи сводится только к нарушению установленного порядка вывоза из Республики Беларусь бывших в упо­треблении технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, а также полуфабрикатов, заготовок или иных изделий из цветных металлов и лома цветных металлов.

После вступления в ВТО Республика Беларусь должна реализовать основной принцип этой организации – осуществить либерализацию внешнеторгового режима. Согласно правилам ВТО, либерализация внешней торговли должна идти не только по пути сокращения уровня таможенных пошлин, устранения нетарифных барьеров, но и сокращения поддержки отечественных производителей. В связи с этим усиление мер юридической ответственности субъектов внешнеторговой экспортной деятельности может иметь негативные последствия не только для отдельных экспортеров Беларуси, но для экономики республики в целом.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.