Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы по эмоциям




20. Что такое аффективно-когнитивная структура в теории дифференциальных эмоций? Примеры.

Аффективно–когнитивная структура – это психологическое образование, представляющее собой соединение эмоции с тем или иным знанием. Понятие «аффективно-когнитивная структура» отражает мнение некоторых психологов о единстве аффективного и рационального (так считает, например, Выготский).

Аффективно-когнитивные структуры могут участвовать в более общих характеристиках личности: установках, диспозициях, чертах и т.д. (например интроверсия). Другой пример – АКС «интерес-страх» - личностная черта, характеризующая тех, кто любит риск и сильные переживания в сочетании с новыми знаниями (например натуралисты, которые изучают крокодилов).

Понятие АКС является важным, поскольку позволяет избежать дуализма «эмоция-мысль» и делает возможным рассматривать психику человека как нечто целое, системное.

 

21. Как комментируется роль мимики в теории дифференциальных эмоций?

В этом вопросе ТДФ принимает положение теории обратной связи (Джемс, Ланге, Дарвин), согласно которой интенсивность (а у Джемса и возможность существования) субъективного эмоционального переживания зависит от объективного выражения эмоции.

Классическая теория обратной связи, (Ланге) в которой утверждается, что эмоции определяются сокращениями мышц внутренних органов и работой секреторных желез, не выдерживает критики (Кэннон), поскольку

«(а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;

(б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;

(в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях и

(г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают».

Однако рассмотрение лицевых мышц в качестве таких телесных оснований эмоций удовлетворяет всем 4 пунктам критики Кэннона. В частности, лицевые мышцы хорошо дифференцированы и реагируют гораздо быстрее, чем, скажем, мышцы кишечника или желудка.

Мышцы лица связаны с субъективным переживанием посредством задних отделов гипоталамуса и коры. Импульс, запущенный с мышцы лица, проходит эти структуры и приводит к субъективному эмоциональному переживанию.

 

22. Чем отличаются гипотезы об обратной связи в концепциях Джемса-Ланге и Изарда?

Основное отличие в том, что Изард, принимая общее положение об объективной детерминации эмоции изменениями в организме, рассматривает лицевую мимику в качестве этого объективного основания; в то время как Джемс и Ланге расширяли круг телесных явлений, формирующих эмоцию.

Другое важное отличие концепции Изарда от двух других является то, что мимика представляется лишь как один из компонентов, образующих эмоцию.

Джемс считал, что в основе эмоции лежат процессы дыхания и сердцебиения, а также различные сокращения поперечно-полосатой мускулатуры (то есть мышц конечностей и лица).

Ланге говорил, что эмоция определяется сокращениями внутренних органов, а также деятельностью секреторных желез.

Говоря о критике традиционной теории обратной связи, Изард ссылается на Кэннона (см. вопрос № 21). Он добавляет, кто лицевая мускулатура, принятая за объективное основание эмоций, удовлетворяет всем положениям критики Кэннона.

Теория Изарда представляется более правдоподобной главным образом из-за того, что мимические мышцы более лабильны и дифференцированы, чем мышцы внутренних органов, а значит, их деятельность может отражать (или определять) эмоциональная переживания.

 

23. Каковы 3 основные стадии эмоционального процесса в ДТЭ?

В теории Изарда «эмоция состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

1) Нейронной активности мозга и соматической нервной системы.

2) Деятельности поперечно-полосатой мускулатуры, или мимической и пантомимической экспрессии и обратной связи «лицо—мозг».

3) Субъективного переживания».

Таким образом, эмоция по Изарду включает в себя нейрофизиологический, нервномышечный и феноменологический уровни.

Связь между этими компонентами подвижна: в некоторых случаях их порядок может нарушаться, и отдельные уровни могут выпадать при порождении эмоции.

Процесс порождения эмоции: «нейрохимические процессы через врожденные программы вызывают комплексные мимические и соматические проявления, а с помощью обратной связи эти проявления становятся осознанными, появляется отдельная фундаментальная эмоция».

 

24.Как комментируется функция висцеральной системы в ДТЭ?

В ДТЭ висцеральной системе отводится дополнительная роль (в лучшем случае). Изменения во внутренних органах – это лишь один из 5 субъективных компонентов или причин эмоции, выделяемых Изардом (кроме них есть еще и компоненты взаимодействия субъекта и среды). Поэтому порождение эмоции не исчерпывается деятельностью вегетативной НС (а во многих случаях вообще происходит независимо от ее деятельности).

Незнечительность роли ВНС в порождении эмоции отличает концепцию Изарда от концепций Джемса и Ланге, которые также являются теориями обратной связи (особенно от Ланге). Они, напротив, отводили ключевую роли изменениям внутренних органов при появлении эмоции.

 

25.В чем функция аффектов, по Леонтьеву?

Следообразование. Аффекты маркируют особенные, значимые ситуации. Они связываются с данной ситуацией и в дальнейшем регулируют поведение в тех же или в сходных обстоятельствах. Следствие соприкосновения аффекта и ситуации происходит фиксация. Аффекты нужны для предупреждения тех или иных ситуаций.

Действие аффекта возможно на любом уровне, в том числе и на социальном.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 452; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.