Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Прокомментируйте на самостоятельно найденных примерах правило возникновения эмоций (информационная теория эмоций)




Настроение и личностный смысл (по Леонтьеву).

Отличия эмоций от аффектов (по Леонтьеву).

Первое существенное отличие в том, что эмоции не привязаны к какой-то конкретной ситуации. Отдельные аспекты эмоциогенной ситуации могут вызвать эмоцию задолго до самой ситуации. Например, мы может почувствовать радость, вспомнив, что впереди у нас приятная встреча со старым другом. Аффект же, напротив, не может выходить за пределы ситуацию. Если мы вспомним о какой-нибудь страшной ситуации, которая в свое время вызвала у нас аффективное переживание, мы не испытаем его вновь.

Второе отличие: эмоции не закрепляются за конкретными ситуациями или предметами, в отличие от аффектов. Эмоции – это более обобщенные переживания. Относительная независимость эмоций от внешних предметов или ситуаций порождает субъективное чувство принадлежности их нам.

Третье отличие: Эмоции и аффекты отличаются по способу передачи. Эмоции передаются посредством коммуникации или общения. Аффекты такого свойства не обнаруживают. У них другая форма существования. Аффекты накапливаются (аккумулируются), а затем выплескиваются.

 

Настроение связано с личностным смыслом посредством мотива. Если мотив выполняет смыслообразующую функцию (то есть определяет – чем является для человека то или иное событие в соответствии с состоянием удовлетворения его потребностей), то настроение сигнализирует человеку о том, адекватна ли его деятельность его мотивам. Наряду с эмоциональными переживаниями сигналами здесь как раз и являются личностные смыслы. Уясняя истинную причину того или иного нашего настроения, мы решаем задачу на смысл.

 

28. В чем, по Леонтьеву, заключается отличие чувств от эмоций?

Чувства представляют собой обобщенные эмоциональные образования. Если эмоция возникает в связи с том или иной ситуацией (необязательно во время этой ситуации – в чем отличие эмоции от аффекта), то чувство относится к определенному предмету, человеку или идее.

Чувство образуется их на почве накопившихся эмоциональных ситуаций и поддерживается, пока эти эмоциональные переживания существуют. Леонтьев пользуется метафорой Стендаля, сравнивающего любовь с окристаллизованной веточкой, опущенной в соляной раствор. Последний как раз и является той эмоциональной средой, необходимой для возникновения и поддержания чувства.

 

Правило возникновения эмоций: Э = - f {П, (ИНС),...], эмоция есть функция от произведения величины актуальной потребности (П) на разницу между информацией о средствах, необходимых для удовлетворения этой потребности (ИН ), и информацией о средствах, которыми располагает субъект

С).

Иллюстрации правила:

А) Предвкушение перед тем, как съесть что-нибудь вкусненькое. Например, мы очень хотим съесть печеную курицу, бережно приготовленную и аппетитно поданную на ужин. В этом случае у нас есть потребность – вкусно и сытно поесть. Мы также располагаем информацией о том, что могло бы удовлетворить нашу потребность: мы понимаем, что печеная курица была бы – то, что надо! Кроме этого мы знаем, что курица уже есть, и что нам сейчас позволят съесть ее всю в одиночку! Итак, вероятность того, что мы съедим эту курочку, превышает вероятность того, что мы ее не съедим. Поэтому эмоция, которую мы переживаем, по этому поводу, является положительной (минус, образовавшийся в следствие вычитания информации о том, что у нас есть курица, из информации о том, что нам нужна курица, на минус, стоящий вначале формулы, дают плюс). Сила получившейся положительной информации определяется величиной потребности (П).

Б) Радостное приготовление к встречи Нового Года. Здесь могут быть разные потребности: подытожить год, весело провести время, встретить друзей и т.д. Главное, что у нас есть информация о том, что нам нужно (например мы знаем, что хотим всей душой отдохнуть в дружеской компании) и информация о том, чем мы располагаем (пустой квартирой, деньгами и праздничным настроением). Вследствие того, что наше знание о том, чем мы располагаем, повышает вероятность того, что мы исполним желаемое, по сравнению с вероятностью того, что у нас ничего не получится (которая определяется информацией о том, что нам нужно), возникает положительная эмоция. Она будет тем сильнее, чем сильнее желание весело встреть Новый Год с друзьями.

Иллюстраций можно подобрать кучу. Главное, чтобы сохранялась ситуация предвкушения или ожидания приятного или неприятного события (что является одновременно и достоинством ИТЭ и ее недостатком).

 

 

30. В чем различие между отражательной функцией эмоций (Симонов П.В.) и сигнальной функцией (Анохин П.К.)?

Функция отражения (или оценки) подразумевает прогнозирование того или иного события. Сигнальная функция включает лишь информирование о том, вредно или полезно воздействие того или иного раздражителя.

Вследствие указанного различия сигнальная функция эмоций на подходит к случаям, когда эмоции возникают до события, то есть к случаям ожидания, поскольку сторонники БТЭ полагали, что эмоция всегда относится к наличной потребности.

 

31. Почему Раевский В.В. утверждает, что БТЭ не позволяет объяснить «факт возникновения эмоций до начала каких-либо действий»?

Потому что «Анохин отрицал прогнозирование вероятности достижения цели». Согласно Анохину «: «...выражение “вероятностное (?) прогнозирование” просто не соответствует физиологическому смыслу событий».

Анохин полагал, что эмоции – это прежде всего биологические реакции на актуально переживаемые воздействия среды. На этом уровне организм просто не способен совершать какие-либо прогнозы. Он может только сопоставлять поступающие раздражители с критериями полезного и вредного и на основе этого порождать определенные эмоции.

 

 

  1. Радость при выигрыше в лотерею:
    1. Объяснение с точки зрения ИТЭ (Симонов П.В.).
    2. Объяснение с точки зрения БТЭ (Анохин П.К.).

ИТЭ. У человека есть потребность иметь шикарный особняк в Подмосковье. Также он знает те условия, пи которых он может разрешить эту потребность (ограбить банк, накопить, выиграть в лотерею и т.д.). Он выигрывает в лотерею, и у него появляется информация о том, что он располагает достаточным условием для того, чтобы удовлетворить эту потребность. После того, как он выигрывает кучу денег, вероятность того, что он удовлетворит свою потребность, начинает превышать вероятность того, что у него ничего не получится. Поэтому знак его эмоции будет положительным (с учетом минуса перед формулой).

БТЭ. Выигрыш для человека имеет приспособительное значение, поскольку позволяет удовлетворить все витальные и социальные потребности. Другими словами, выигрыш является полезным для данного организма. Раз он полезен, он маркируется положительной эмоцией (радостью), чтобы и в будущем человек стремился к этому раздражителю (или по крайней мере не отвернулся бы от него при встрече).

Здесь можно также добавить, что в случае выигрыша один из образцов «полезности», эфферентно отправляемый на периферию акцептором действия, находит свое подтверждение в афферентном сигнале от органов чувств.

 

 

33. Что такое «акцептор действия»? Иллюстрации.

Акцептор действия это образование мозга, которое вырабатывает образцы успешного выполнения той или иной деятельности. Успешность при этом определяется биологической полезностью. Акцептор действия задает параметры результата, которого необходимо достигнуть. Между акцептором действия и периферией идет постоянное взаимодействие: афферентная информация сличается с эфферентным образцом успешного действия.

Например, если мы голодны, наш акцептор действия вырабатывает вариант удовлетворения нашей потребности: состояние насыщения желудка. В этом случае каждое наше действие и каждый сигнал извне сравнивается с тем образцом, который сформирован акцептором действия. В случае, если в нашем поведении появится ожидаемый акцептором образец (то есть мы поедим), данное поведение будет маркировано положительной эмоцией как биологически полезное, а сама потребность в еде исчезнет, поскольку акцептор действия изменит параметры желаемого.

 

  1. Какое место в последовательности «Восприятие – Телесное возбуждение – Эмоция» Джемс отводит выразительным движениям?

Первое. Сначала происходит воздействие на организм раздражителем извне. Затем появляется двигательная реакция на этот раздражитель (выразительное движение). Далее субъект начинает воспринимать это свое движение. И лишь затем это восприятие порождает субъективное переживание эмоции.

35.Как звучит определение эмоции от Джемса?

Эмоция – это восприятие телесных изменений, которые происходят в следствие воздействия внешнего стимула и представляют собой реакцию на этот стимул. Под телесными изменениями здесь понимается преимущественно изменения во внутренних органах, хотя поперечнополосатая мускулатура конечностей и лица также может порождать эмоции (в отличие от теории Ланге).

Из определения видно, что субъективное переживание эмоции вторично по отношению к объективным изменениям в организме.

 

36.В чем заключаются аргументы Кеннона против теории Джемса?


(а) отделение внутренних органов от центральной нервной системы не изменяет эмоциональное поведение;


(б) внутренние органы реагируют слишком интенсивно и слишком медленно для того, чтобы быть источником эмоционального ощущения;


(в) одни и те же висцеральные изменения возникают при различных эмоциональных состояниях и при неэмоциональных состояниях и


(г) искусственно вызванные висцеральные изменения, типичные для определенных эмоций, этих эмоций не вызывают.

 

 

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 836; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.