Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Запоминание




Характеристика процессов памяти

Первоначальная форма запоминания — так на­зываемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использо­вания каких-либо приемов.

Это простое запечатление того, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, ос­тавляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание кинофиль­мов, книг, прочитанных без всякой учебной цели, и т.п., хотя не все они запоминаются одинаково хорошо. Лучше всего за­поминается то, что имеет жизненно важное значение для чело­века: все, что связано с его интересами и потребностями, с це­лями и задачами его деятельности. Даже непроизвольное запо­минание носит избирательный характер, определяется отноше­нием к окружающему.

Произволь­ное (преднамеренное) запоминание, характеризуется тем, что человек ставит перед собой определенную цель — запомнить то, что намечено, и использует специальные приемы запомина­ния.

Произвольное запоминания представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запом­нить и включающую в себя разнообразные действия, выполня­емые для того, чтобы лучше достичь этой цели.

Деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнемической деятельностью

Мнемическая деятельность представляет собой специфиче­ски человеческое образование, ибо только у человека запоми­нание становится специальной задачей, а заучивание материа­ла, сохранение его в памяти и сознательное обращение к про­шлому в целях припоминания заученного материала — специ­альная форма сознательной деятельности.

Сохранение. То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности.

Установлено, что сохранение мо­жет быть динамическим и статическим. Динамическое сохране­ние проявляется в оперативной памяти, а статическое — в дол­говременной.

При динамическом сохранении материал изме­няется мало, при статическом, наоборот, он обязательно под­вергается реконструкции, переработке.

Реконструкция материала, сохраняемого долговременной па­мятью, происходит под влиянием той информации, которая не­прерывно поступает вновь. Реконструкция проявляется в раз­личных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материа­ла, в обобщении его. Все это обнаруживается при воспроизве­дении.

О сохранении информации и ее видоизменении можно су­дить только по следующим двум процессам памяти — узнава­нию и воспроизведению.

Узнавание и воспроизведение. Узнавание какого-либо объек­та происходит в момент его восприятия и означает, что проис­ходит восприятие объекта, которое сформировалось у человека ранее или на основе личных впечатлений (представление памя­ти) или на основе словесных описаний (представление вообра­жения).

Узнавая объект, мы всегда относим его к определенной категории объектов.

Узнавание бывает раз­ным по степени точности и полноты.

Наименьшая степень узнавания проявляется в «чувстве знакомости», когда чело­век не может точно узнать признака объекта, но уверен, что он ему знаком. Наибольшая степень узнавания, или полное узнавание, не вызывает у воспринимающего субъекта ника­ких сомнений в знании объекта восприятия; при полном уз­навании человек безошибочно относит объект, к определен­ной категории, может точно назвать время, место и другие признаки знакомства с ним.

Воспроизведение отличается от восприятия тем, что оно осуществляется после него, вне его. Воспроизведение об­раза объекта труднее, чем узнавание. Физиологической ос­новой воспроизведения является возобновление нервных связей, образовавшихся ранее при восприятии предметов и явлений.

Воспроизведение может проходить в виде последователь­ного припоминания, это — активный волевой процесс. При­поминая что-либо, мы как бы перебираем в памяти фак­ты, связанные с предметом воспроизведения, но это дейст­вие носит иной характер, чем перебор информации, зафик­сированной в запоминающем устройстве кибернетической ма­шины. Припоминание у человека происходит по законам ас­социации, сокращенно, в то время как машина вынуждена перебирать всю информацию до тех пор, пока не «наткнет­ся» на нужный факт.

Припоминанию учебного материала помогают вопросы, которые вызывают промежуточные ассоциации, подводящие все ближе к цели.

Воспроизведение может быть произволь­ным и непроизвольным. Припоминание — это произвольное, преднамеренное воспроизведение: человек заранее имеет цель вспомнить и для этого применяет усилия мысли и воли. Непроизвольное воспроизведение происходит как бы само со­бой. Основой его являются ассоциации по смежности во време­ни или в пространстве, в некоторых случаях также ассоциации по сходству и контрасту.

Различают воспроизведение непосредственное и опосредован­ное. Непосредственное воспроизведение протекает без промежу­точных ассоциаций (так воспроизводится, например, заученная таблица умножения). При опосредованном воспроизведении че­ловек опирается на промежуточные ассоциации — слова, образы, чувства, действия, с которыми связан объект воспроизведения.

Забывание выражается в невозможности вспомнить или в ошибочном узнавании и воспроизведении. Физиологической ос­новой забывания являются некоторые виды коркового тормо­жения, мешающего актуализации (оживлению) временных нер­вных связей. Чаще всего это угасательное торможение, которое развивается при отсутствии подкрепления.

От полного воспроизведения до полного забывания имеются промежуточные стадии узнавания. Некоторые исследователи на­зывают их «уровнями памяти».

Таких уровней 3: память вос­производящая, 2) память опознающая, 3) память облегчаю­щая.

Забывание проявляется в схематизации материала, отбрасы­вании отдельных частей его, иногда существенных, сведения новых представлений к привычным старым представлениям.

Закономерности забывания следующие:

1. Забывание протекает во времени неравномерно.

Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

2.Необходимо повторение воспри­нятого, не откладывая надолго эту работу.

3. Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминис­ценции (смутное воспоминание).

4. Забывание протекает быстрее, если материал недостаточно понят человеком

5. Забывание происходит бы­стрее, если материал неинтересен человеку, не связан непос­редственно с его практическими потребностями. Этим объ­ясняется тот факт, что взрослые люди лучше помнят то, что относится к их профессии, что связано с их жизненными интересами.

6. Скорость забывания на­ходится в прямой зависимости от объема материала и степени трудности его усвоения.

7. Одной из причин забывания является отрицательное влияние деятельности, следующей за заучиванием. Это явление называ­ют ретроактивным (назад действующим) торможением.

8. Причиной забывания могут быть различные болезни нерв­ной системы, а также ушибы, травмы. Забывание наступает бы­стрее при утомлении. Причиной забывания может быть также действие посторонних раздражителей, мешающих сосредоточить­ся на нужном материале. В борьбе с забыванием важную роль играют рациональные способы заучивания, о которых шла речь выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1047; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.