Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Решите дело по существу




Выделите административно-правовые отношения, определите их структуру и основания возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений. Какова природа данных общественных отношений?

 

А). Проезжая в метро, пенсионерка Мартова А.М. потребовала, чтобы сидевший в салоне пассажир освободил для нее место, предназначенное для инвалидов, мотивируя требование тем, что она имеет на это право. Поэтому пассажир юридически обязан уступить ей место, так как существуют правила пользования транспортом, утвержденные главой городской администрации.

Б). Ночью В.С. Сергеев был разбужен громким пением под гитару под окнами своей квартиры. Выйдя на улицу, он понял, что нарушителем его покоя был сосед А.Н. Волков и пришедшая к нему в гости подруга С.Птичкина. Возмутившись, он сказал, что нельзя нарушать закон, и потребовал прекратить шум. А.Н. Волков обругал В.С. Сергеева и заявил, что это не его дело. Затем он продолжил шумно развлекаться, хотя был уже час ночи.

Выводы по теме № 3

1. Основным критерием классификации административно-правовых норм (как и других норм права) является их юридическое содержание. В соответствии с этим выделяют следующие виды административно-правовых норм:

а) обязывающие, т.е. предписывающие обязательное совершение определенных действий, о которых идет речь в данной норме.

б) запрещающие, т.е. предусматривающие запрет на совершение определенных действий, указанных в данной норме.

в) уполномочивающие, т.е. предусматривающие возможность действовать по своему усмотрению в пределах требований данной нормы, т.е. предоставляют возможность участникам управленческой деятельности совершить определенные действия или воздержаться от них.

2. Структура административно-правовой нормы состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Гипотеза представляет собой часть нормы, содержащей указание на фактические условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной нормой, исполнять или применять ее. Она может быть: абсолютно определенной, т.е. точно указывающей факты, наличие которых дает основание руководствоваться данной нормой; относительно определенной, т.е. дающей лишь общую характеристику фактов, позволяющих руководствоваться данной нормой.

Диспозиция - часть административно-правовой нормы, определяющая само правило должного поведения, предписываемое нормой права (в запрещающей норме — то, что запрещено).

Санкция -это часть административно-правовой нормы, предусматривающей меру государственного воздействия принудительного характера к лицам, нарушающим установленные в диспозиции правила должного поведения.

3.Под административным правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой.

Для возникновения, изменения и прекращения административно-правовых отношений требуется наступление условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты, т.е. обстоятельства, при которых в соответствии с требованиями соответствующей нормы между сторонами должны (или могут) возникнуть конкретные правоотношения.

 

Тема 4. Административно-правовой статус граждан

 

Учебные вопросы:

1. Общая характеристика субъектов административного права

2. Понятие и сущность административно-правового статуса гражданина

3. Права и обязанности граждан в сфере государственного управления

 

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Сущностную характеристику видов субъектов административного права;

2. Административно-правовую характеристику гражданина через такие понятия, как: административная правоспособность, административная дееспособность, административная правосубъектность, административная деликтоспособность;

3. Содержательную характеристику прав и обязанностей граждан в различных сферах государственного управления, а также практику их реализации.

Основные понятия к теме № 4: субъект административного права; административная правоспособность; административная дееспособность; административная правосубъектность; административная деликтоспособность; опека; попечительство; административно-правовой статус гражданина; административные права граждан; административные обязанности граждан; административно-правовой статус юридического лица; предложение; заявление; жалоба; беженцы, вынужденные переселенцы.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Виды субъектов административного права.

2. Общие требования, предъявляемые к субъектам административного права.

3. Особенности правового статуса субъектов административного права.

4. Основные черты административной правоспособности субъектов административного права.

5. Основные черты административной дееспособности субъектов административного права.

6. Полномочия органов опеки и попечительства.

7. Основные черты административной правосубъектности субъектов административного права.

8. Основные черты административной деликтоспособности субъектов административного права.

9. Какие элементы составляют административно-правовой статус граждан?

10. Когда возникает административная правоспособность и дееспособность (правосубъектность) граждан?

11. В чем заключаются особенности административной правосубъектности по сравнению с гражданской правосубъектностью?

12. Как соотносятся нормы конституционного и административного права в регулировании статуса граждан в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?

13. По каким критериям можно классифицировать права и свободы граждан, реализуемые в сфере исполнительно-распорядительной деятельности?

14. Какие можно назвать виды обязанностей граждан в сфере управления?

15. От каких факторов зависит объем и содержание административной правоспособности граждан?

16. Назовите эти факторы и в качестве примеров сошлитесь на нормативные акты, которые предусматривают их.

17. В каких случаях и на каких основаниях может быть ограничен административно-правовой статус граждан?

18. В чем сущность и каковы основания правоограничений в административном праве?

19. Какие граждане, находящиеся на территории России, относятся к иностранцам и лицам без гражданства? В чем специфика статуса этих граждан?

20. Каков порядок получения заграничных паспортов для выезда за пределы Российской Федерации?

21. Имеются ли законодательные ограничения в праве граждан на выезд из Российской Федерации?

22. В чем состоит различие следующих понятий: «демонстрация», «шествие», «собрание», «митинг», «пикетирование», «забастовка»?

23. Кто по российскому законодательству может быть признан вынужденным переселенцем?

24. Кто по российскому законодательству может быть признан беженцем?

25. Кому по нормам международного и российского права могут отказать в статусе беженца?

Тестовые задания по теме

1. Установленная нормами административного права возможность реализации лицом прав и осуществления обязанностей в сфере государственного управления - это:

а)административная дееспособность;

б)административная деликтоспособность;

в)административная правосубъектность;

г) административная правоспособность.

 

2. Совокупность административно-правовых средств и методов регулирования, закрепляющих определенный круг прав и обязанностей субъектов, запретов и дозволений для них – это:

а) административный процесс;

б) административное правоотношение;

в) административно-правовой режим;

г) административно-правовая норма.

3. Административная деликтоспособность наступает с:

а)16 лет;

б)21 года;

в)16 лет, а в отдельных предусмотренных законом случаях с 14 лет;

г) 18 лет.

4. Признание в установленном порядке лица беженцем, осуществляется в отношении:

а) граждан России;

б) иностранцев;

в) лиц без гражданства;

г) лиц с двойным гражданством.

 

5. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо:

а)являющееся гражданином России;

б)покинувшее место постоянного жительства по экономическим причинам;

в)совершившее тяжкое преступление;

г)все перечисленное.

Задача

Жители г. Моршанска Тамбовской области 15 июля 2012 года решили провести шествие по улице Ленинской с целью выражения своего негативного отношения к существующим много лет развалинам и запущенным территориям, портящим облик улицы и города в целом. Об этом они решили письменно уведомить главу местной администрации 13 июля 2012 года. Однако, приема в этот день не было, и они сообщили устно о своем намерении его заместителю, который 14 июля текущего года уехал в командировку и об уведомлении о предстоящем шествии никого не предупредил. 15 июля после начала шествия местные власти потребовали его прекратить, так как им ничего не было известно о его проведении. Организаторы шествия Т.Р. Панов и П.Ю. Козлов заявили, что это является нарушением их прав на общественно-политическую активность и обратились с иском в территориальный районный суд общей юрисдикции.

Выводы по теме № 4

1.Субъект административного права - это конкретный участник административно-правовых отношений, в которые он вступает либо по своему собственному желанию (усмотрению), либо в силу обязанности, возложенной на него специальной правовой нормой.

2.Административно-правовой статус человека и гражданина представляет собой совокупность прав и обязанностей личности, складывающихся в процессе его взаимодействия по разнообразным вопросам не только с государственным аппаратом, но и с негосударственными структурами (например, трудовые отношения с предпринимательскими структурами).

3.Административная правоспособность гражданина - это его способность обладать правами и нести обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Она не может быть отчуждаема и передаваема. В определенных законом случаях по решению суда или органа оперативного управления (при чрезвычайных ситуациях) правоспособность может быть временно ограничена.

4.Административная дееспособность ‑ это способность лица своими действиями осуществлять, приобретать права и нести обязанности административно-правового характера. Момент ее возникновения законом четко не определен. В полном объеме она возникает по достижении гражданином 18 лет. Частично административная дееспособность возможна с более раннего возраста.

5.Административные права граждан - это закрепленные нормативными правовыми актами права (статутные и адекватные) на: совершение определенных действий, выражающихся в характере личного поведения в рамках дозволенных границ, требование от других граждан, государственных органов и их должностных лиц, чтобы они не препятствовали осуществлению этих прав, а содействовали созданию оптимальных возможностей для их реализации.

6.Административно-правовые обязанности граждан в сфере государственного управления (активные и пассивные) дополняют их административно-правовой статус и представляют собой предусмотренную законодательством и охраняемую государством необходимость их должного поведения в сфере государственного управления.

7.Административно-правовые гарантии реализации предоставляемых прав и обязанностей - предназначены обеспечивать и создавать необходимые условия для реализации гражданами своих прав и исполнение ими обязанностей в сфере государственного и муниципального управления. К ним следует отнести: политические, экономические, организационные, социальные, культурные, юридические.

 

Тема 5. Органы исполнительной власти как субъекты административного права Российской Федерации

 

Учебные вопросы:

1. Органы исполнительной власти

2. Президент Российской Федерации и исполнительная власть

3. Органы государственного управления в СССР

4. Федеральные органы исполнительной власти России

5. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации

6. Органы местного самоуправления как субъекты административного

права

Изучив данную тему учебного курса Вы должны знать:

1. Административно-правовую характеристику органов исполнительной власти в Российской Федерации;

2. Соотношение полномочий Президента Российской Федерации и органов исполнительной власти;

3. Административно-правовую характеристику федеральных органов исполнительной власти России;

4. Административно-правовую характеристику органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

5. Административно-правовой статус органов местного самоуправления.

 

Основные понятия к теме № 5: органы исполнительной власти; Президент Российской Федерации; Правительство Российской Федерации; постановление; распоряжение; органы государственного управления в СССР; федеральные органы исполнительной власти России; федеральное министерство; федеральная служба; федеральное агентство; Счетная палата Российской Федерации; органы прокуратуры Российской Федерации; Совет безопасности Российской Федерации; глава исполнительной власти субъекта Российской Федерации; система исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации; органы исполнительной власти в городе Москве; органы местного самоуправления как субъекты административного права.

Вопросы для закрепления изученного материала:

1. Понятие и правовое положение органа исполнительной власти, государственного управления.

2. Сформулируйте определение понятий «орган исполнительной власти», «орган государственного управления».

3. Перечислите основные признаки органа государственного управления.

4. Каковы права органа государственного управления.

5. Назовите обязанности органа государственного управления.

6. В чём заключаются особенности органа государственного управления по сравнению с другими государственными органами.

7. Как соотносятся между собой понятия «орган исполнительной власти» и «орган государственного управления».

8. По каким направлениям осуществляется взаимодействие органов государственного управления с органами местного самоуправления?

9. Перечислите виды органов государственного управления.

10. Перечислите критерии, лежащие в основе классификации органов государственного управления.

11. По каким основаниям осуществляется деление федеральных органов исполнительной власти на отраслевые и межотраслевые?

12. Какие из указанных органов функционируют на началах коллегиальности, а какие основаны на единоначалии?

13. Понятие и звенья системы органов исполнительной власти в Российской Федерации.

14. Каковы организационно-правовые формы федеральных органов исполнительной власти в современной России?

15. Правовой статус органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

16. Назовите органы исполнительной власти в городе Москве.

 

Тестовые задания по теме

1. Взаимодействие судебной власти с исполнительной заключается в том, что:

а) суды подчиняются исполнительной власти;

б) суды финансируются из местного бюджета;

в) органы исполнительной власти (местного самоуправления) проверяют работу судов и заслушивают отчеты судей;

г) исполнительная власть обеспечивает условия для нормального функционирования судебной системы (материально-техническое обеспечение).

2. В России систему органов исполнительной власти возглавляет:

а) Федеральное Собрание РФ;

б)Президент и Правительство РФ;

в) Правительство РФ;

г) Президент РФ.

3. Структуру федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации утверждает:

а) Председатель Правительства РФ;

б) Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ;

в) Государственная Дума Федерального Собрания РФ;

г)Президент РФ своим указом.

4. Важнейшей чертой государственного управления, выражающей природу взаимоотношений между органами законодательной и исполнительной власти, является:

а) исполнительно-распорядительный характер государственного управления;

б)исполнительный характер государственного управления;

в) распределительный характер государственного управления;

г) характер согласования.

Задача




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.