КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды транспортных договоров
Договорная природа транспортных отношений
В транспортном законодательстве всегда было множество императивных норм. В связи с этим время от времени авторитетные ученые высказывали точки зрения о внедоговорном характере транспортных отношений.
Цивилистическая дискуссия
В начале ХХ в. Г.Ф. Шершеневич, основываясь на материалах дореволюционного законодательства, считал, что "договорный характер приема груза представляется в высшей степени сомнительным", но "сам закон признает это отношение договором и тем самым привлекает к нему действие договорных положений". М.М. Агарков исходя из норм советского законодательства 1920-х и 1930-х гг. вообще отказывался квалифицировать собственно железнодорожную перевозку как договорное отношение: "Принятие груза железной дорогой не является ни сделкой, ни волеизъявлением... а лишь констатацией, что грузоотправитель действует согласно установленным правилам". Противоположную, цивилистическую, позицию в те же годы занимал Б.Б. Черепахин, который отстаивал договорную природу договора перевозки, но и он указывал на то, что в железнодорожном праве с особенной яркостью прослеживается экспансия публичного права.
Необходимость в планировании транспортного процесса объективна и не зависит от политического строя и экономической системы какой-либо страны. Планирование перевозок обусловлено спецификой путей сообщения (их пропускной способностью) и транспортной инфраструктурой (емкостью портов, аэродромов). И все же договорный характер всех транспортных услуг не вызывает сомнения. Необходимость же жесткого планирования перевозок предполагает тщательную предварительную организацию процесса, предшествующего заключению собственно договора перевозки. В связи с этим большое значение приобретают такие договоры, как договор об организации перевозок и договор на подачу транспортных средств, без которых на практике чаще всего невозможно заключение собственно договора перевозки.
Понятие транспортной деятельности. Виды транспортных обязательств. Транспортные обязательства и договор перевозки.
1. Организация транспортного процесса не может быть сведена к одному только договору перевозки. Транспортная деятельность - многогранное явление, в котором огромную организующую роль играют разнообразные договоры.
Международный правовой акт
Транспортная деятельность - деятельность, связанная с выполнением организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, железнодорожным, воздушным, водным (морским, речным) и другими видами транспорта или сочетанием этих видов транспорта, в том числе транспортно-экспедиционная деятельность и другие, связанные с перевозкой транспортные работы и/или услуги, выполняемые на договорной основе или иных законных основаниях. (Модельный закон СНГ "О транспортной деятельности", принятый Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ постановлением 29-8 от 31.10.2007)
2. Непосредственно в ГК РФ выделяются следующие обязательственные договорные отношения: - договор перевозки груза (ст. 785); - договор перевозки пассажира (ст. 786); - соглашение транспортных организаций о прямом смешанном сообщении (ст. 788); - обязательства перевозчика по подаче транспортных средств, обязательства по погрузке (выгрузке) груза (ст. 791); - договор об организации перевозок (ст. 798); - договоры между транспортными организациями: узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) груза и др. (ст. 799); - договор транспортной экспедиции (ст. 801-806). В транспортных уставах и кодексах можно обнаружить и другие договорные обязательства, связанные с перевозкой (например, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры на железнодорожном транспорте - ст. 50 Устава железнодорожного транспорта). Самостоятельные виды транспортных договоров: договор о буксировке, применяемый на водном транспорте (гл. XII Кодекса торгового мореплавания), договор на выполнение авиационных работ (гл. XVI Воздушного кодекса) и др. Что касается договора фрахтования (чартера), помещенного в гл. 40 ГК в числе транспортных договоров (ст. 787 ГК), то такой договор, которому в кодексах морского и воздушного транспорта уделяется большое внимание, все же разновидность договора аренды транспортных средств. 3. Возникает вопрос: можно ли выявить какое-либо ядро, вокруг которого группируются все разнообразные виды договоров на оказание транспортных услуг, существует ли некая иерархия этих договоров? Казалось бы, в конечном счете все транспортные договоры призваны обслуживать собственно договор перевозки конкретного груза или пассажира. Однако в настоящее время такая традиционная точка зрения не может быть признана единственно верной.
Авторитетное мнение
Учение о системе транспортных договоров, где центральное, господствующее место занимают договоры перевозки пассажира или конкретной партии грузов, а все остальные договорные обязательства по отношению к этим договорам играют вспомогательную, подчиненную роль, основано лишь на обыденных представлениях о смысле деятельности транспорта (доставка пассажиров и грузов) и не имеет ничего общего с юридическим соотношением различных договоров, применяемых в сфере транспортной деятельности, в том числе опосредующих перевозки пассажиров и грузов
(В.В. Витрянский)
В следующих главах будут рассмотрены основные транспортные договоры: договор об организации перевозок груза, договор на подачу транспортных средств (глава 57); договор перевозки (глава 58); договор транспортной экспедиции (глава 59).
Литература
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2003 (и последующие издания). Белых В.С. Транспортное законодательство России и зарубежных стран, ЕС, ШОС, ЕврАзЭС (сравнительно-правовой анализ): учеб.-практ. пособие / отв. ред. В.А. Бублик. М.: Проспект, 2009. Рекомендации Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа N 1/2008 "О рассмотрении споров, связанных с применением законодательства о снабжении энергией и энергоресурсами, и споров, связанных с применением законодательства о перевозке" (по итогам заседания, состоявшегося 13-14 мая 2008 г. в г. Челябинске). Мурзин Д.В. Проблемы применения законодательства о перевозке в судебно-арбитражной практике (комментарий к разделу II Рекомендаций Научно-консультативного совета при ФАС Уральского округа, разработанных по итогам заседания 13-14 мая 2008 г.) // Вестник ФАС Уральского округа. 2008. N 3.
Глава 57. Транспортные договоры. Договор об организации перевозок груза. Договор на подачу транспортных средств
Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |