Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические указания для подготовки




 

Работа студентов по каждому из вопросов и заданий включает несколько последовательных этапов:

  • сбор материалов;
  • отбор собранных материалов;
  • анализ и редукция отобранных материалов;
  • синтез результатов анализа, т.е. формулирование выводов;
  • оформление результатов работы.

Сбор материалов - это определение круга источников, необходимых для всестороннего ответа на вопрос. Круг источников определяется по названию работ, созвучных разрешаемому вопросу.

К обязательным источникам относятся:

1) относящиеся к вопросу нормативно-правовые акты

2) иные относящиеся к вопросу международные документы

3) учебная и монографическая литература (учебники, сборники научных трудов, учебные пособия и комплексные исследования, монографии, авторефераты диссертаций, диссертации);

4) научные статьи, опубликованные в юридических журналах и газетах

5) словари: толковые, юридические, иностранных слов и т.п.

Каждый из источников имеет своё значение:

- нормативно-правовые акты, обязательные источники официального толкования действующего законодательства, научные труды составляют содержательную и методологическую основу формулирования ответа на вопрос;

- словари помогают раскрыть семантику (смысл, значение) наиболее трудного для понимания слова или заменить его синонимом, т.е. словом, совпадающим или близким с ним по значению.

При выборе источника учитывается год его издания. В первую очередь следует уделить внимание изданиям последних лет, основанным на анализе действующего законодательства и практики его применения, в которых учитываются актуальные достижения науки и отражаются современное социально-экономическое и политическое состояние мира. Важно также изучить более ранние издания, относящиеся к классике юриспруденции, поскольку они помогают провести исторический анализ и выявить суть изучаемых правовых явлений. Объем собранных источников зависит от содержания вопроса и количества времени, установленного для самостоятельной работы студентов, регулируется преподавателем путем указания на обязательные к изучению конкретные материалы.

Изучение собранных материалов включает неоднократное прочтение, каждое из которых подчинено различным целям. Первое прочтение источников – ознакомительное. Второе прочтение (возможно и третье, четвертое и т.д. до достижения цели – по желанию студента) имеет целью отбор информации, необходимой для ответа на вопрос. При втором прочтении производится одновременный анализ информации на предмет ее относимости к сути рассматриваемого вопроса и достаточности для ответа на него. Критерием отбора является заранее разработанная формула (алгоритм) выполнения задания, которая может быть предложена преподавателем либо разработана студентом самостоятельно. Рекомендуется не выбирать информацию, а отбирать, т.е. исключать не относящуюся к сути вопроса и излишнюю информацию (примеры, разъяснения, повторы и т.п.). Исключение информации возможно различными способами и зависит от используемых средств. В собственных источниках возможно зачеркивание исключаемой информации. В полученных в библиотеке источниках зачеркивание, пометки, иные записи не допускаются, поэтому следует использовать ксерокопии изучаемых частей (глав, параграфов, пунктов), в которых производить зачеркивание. Наиболее удобными для отбора являются электронные ресурсы, информация из которых копируется в файлы. Работа с файловыми текстами осуществляется с использованием средств правки: вырезание, выделение жирным шрифтом, курсивом, цветом и т.д. В результате отбора информации создается краткий текст только существенной информации.

Анализ отобранного материала. Отобранные (выделенные, записанные отдельно) материалы прочитываются ещё раз с целью уяснения их сути, перевода на собственный язык понимания (редукции) и определения места в формуле ответа на вопрос. При этом могут применяться различные методы анализа: исторический, логический, сравнительный, синтаксический и др.

Формулирование выводов (синтез). Выявленная суть и место отобранного материала способствуют формулированию выводов (синтезу). Выводы должны формулироваться по правилам логики, лексики и синтаксиса русского языка. При этом они должны быть краткими, ясными (понятными, не допускающими неоднозначное толкование) и исчерпывающими.

Оформление результатов работы подчиняется требованиям о форме, установленным для каждого типа заданий. Выделяются следующие типы заданий: написать конспект ответа на вопрос, реферат, эссе; подготовить презентацию; сформулировать понятие; назвать различия (вопросы о различиях); перечислить отличия (вопросы об отличиях); отметить особенности (вопросы об особенностях); составить схему; составить таблицу; составить проект правового документа.

Конспект ответа на вопрос – это краткое письменное изложение ответа на вопрос своими словами, свидетельствующими о понимании как сути вопроса, так и ответа. Конспект ответа на вопрос может содержать описание решения. В любом случае, он должен включать все необходимые для разрешения вопросов элементы. Например, конспект ответа на вопрос о мнениях по поводу классификации земельных правоотношений должен содержать указание на авторов и существо их мнений, ссылку (сноску) на источник информации. Конспект ответа на вопрос о земельном правоотношении признается приемлемым, если в нем перечислены сущностные признаки правоотношения, названы основание возникновения и все иные элементы земельного правоотношения, изложено содержание и описана структура содержания правоотношения.

Реферат – краткое изложение содержания, обзор источников на заданную тему. Реферат следует составлять на основании двух-трех источников. Форма реферата – письменная: на одной стороне стандартного листа форматом А4 (210*297мм) в машинописном варианте с параметрами: верхнее поле - 20 мм; нижнее поле - 25 мм; левое поле - 30 мм; правое поле -15 мм; абзацный отступ - 5 знаков (шестой знак - буква); междустрочный интервал – полуторный; шрифт - «TimesNewRoman» (размер 14); объем реферата – 5-6 страниц. Структура реферата должна включать вступление, главную часть и заключение. В конце реферата приводится список источников, подвергнутых обзору.

Эссе – самостоятельная, авторская письменная работа студента, выражающая индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей. Эссе должно содержать четкое и краткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Форма и структура эссе аналогичны форме реферата. Объем эссе – не более 2 страниц.

Презентация (мультимедиа-презентация, мультимедийная презентация) - сочетание текста, гипертекстовых ссылок, компьютерной анимации, графики, видео, музыки и звукового ряда, которые организованы в единую среду.Презентация должна иметь сюжет, сценарий и структуру, организованную для удобного восприятия информации. Отличительной особенностью презентации является её интерактивность, то есть создаваемая для пользователя возможность взаимодействия через элементы управления. Подготовка презентации осуществляется в MS PowerPoint. Объем презентационного проекта (количество слайдов) должен быть рассчитан на публичную презентацию перед аудиторией продолжительностью не более 15 минут. Форма презентации – электронная, распечатка слайдов на листах формата А4.

Понятие – краткая мысль, отражающая существенные признаки, свойства, связи и отношения правовой категории (правового явления). Формулирование понятия осуществляется по правилам формальной логики: через однотипное известное определяющее понятие, соотносимое с определяемым понятием по объему; с указанием на основание возникновения правовой категории (правового явления), ее индивидуализирующие признаки, свойства и значение.

Различия - разница, несходство между кем-чем-нибудь. Выявление различий основывается на сравнении объектов одного ряда (порядка). Поиск различий осуществляется на основании критериев (элементов, признаков, свойств, имеющихся у сравниваемых объектов) Ответ на вопрос о различиях может быть дан в форме таблицы или в форме текста, позволяющего увидеть сравнимые объекты и их различия по заданным критериям.

Отличия -признаки, создающие разницу, различие между кем-чем-нибудь. Выявление отличий – следующий за установлением различий этап. Отличия определяются на основе анализа различий. Изложение отличий должно осуществляться в форме текста по критериям и от имени одного объекта в сравнении с другим, также обозначаемым, объектом.

Особенности -характерные, отличительные свойства кого-чего-нибудь. Уяснение особенностей возможно после выявления отличий. При этом выбор отличий для ответа на вопрос об особенностях должен опираться на соответствие значению слов: «только, единственно у этого объекта есть». Особенности оформляются в виде текста либо схемы.

Схема – это графическое изображение ответа на вопрос. Схемы следует выполнять компактно при сохранении ясности и удобства их чтения. На схемах приводят элементы схемы, связи между элементами, необходимые поясняющие надписи. Элементами схемы являются условные графические обозначения объектов (фигуры) с их наименованиями и краткими пояснениями. Связи между элементами отражают отношения между объектами и иллюстрируются посредством линий (со стрелками, без стрелок и т.п.). В поясняющих надписях отражают существо применяемых сокращений, условных знаков и линий. Рекомендуемые виды схем: классификационная, системная, схемы причинно-следственных и временных связей, схемы соотношения понятий. Классификационная схема состоит из подлежащего классификации правового явления (права, правовых подотраслей, институтов и подинститутов, правоотношений, субъективного права, субъективной обязанности, объектов прав, субъектов права, оснований возникновения права и т.д.), соединенного через критерии классификации с классификационными группами этого явления. Выделяют многоступенчатую классификационную схему, отражающую деление целого на группы, типы, виды и подвиды одноуровневую классификационную схему, отражающую деление целого на классификационные части по одному критерию: или группы, или типы, или виды, или подвиды. Системная схема состоит из совокупности элементов целого (системы), соединенных структурными линиями, отражающими существо связей между элементами целого. Схема причинно-следственных связей состоит из частей, отраженных в определенной логической последовательности. Схема временных связей состоит из частей, отраженных во временной. Схема соотношения понятий состоит из элементов, отраженных в соотношении по одному из выбранных признаков: или соотношение по объему содержания понятий, или соотношение по признаку подчинения и т.п. Выбор типа схемы зависит от того, какое правовое явление и в каком состоянии (в статике или в динамике) должно быть на ней отражено.

Таблица -перечень чего-нибудь или сведения о чем-нибудь, расположенные в известном порядке по графам. Таблица должна включать наименования граф и строк, соответствующие сути задания.

Проект правового документа -предварительный текст правового документа (договора, заявления и др.), представляемый на обсуждение, утверждение. В проекте правового документа должна использоваться информация из конкретного примера судебной практики. В проекте документа должна содержаться ссылка на источник использованной информации и на номер судебного дела. Не допускается использование бланков документов, дословное переписывание (копирование) опубликованных образцов документов. Форма, общее содержание и структура содержания (последовательность изложения) правовых документов должны соответствовать требованиям правовых норм, а конкретное содержание – содержанию используемого примера судебной практики.

 

 


 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.