Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Рекомендации по выполнению контрольных работ 3 страница




Уголовная ответственность - это оценка деяния как преступления, которое выражено в уголовном законе от имени государства, а также порицание лиц, совершивших преступление.

Сущность ответственности заключается в обязанности лиц нести бремя неблагоприятных последствий (лишение и ограничение прав) совершенного преступления.

В литературе нет единой точки зрения на момент возникновения и прекращения уголовной ответственности. Автор этих методических указаний придерживается той точки зрения, в соответствии с которой уголовная ответственность возникает не тогда, когда совершено преступление или когда вступил в силу приговор, а с момента привлечения лица в качестве обвиняемого, поскольку для лица, совершившего преступление, именно с этого момента наступают правоограничения. Уголовная ответственность выражается как в назначении наказания, так и без назначения наказания или в иных мерах уголовно-правового воздействия, которые заключаются в принудительных мерах воспитательного или медицинского характера.

 

Тема 13. Обстоятельства, исключающие преступность деяния

 

Занятие 1

1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.

2. Необходимая оборона.

3. Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При изучении этого вопроса необходимо уяснить понятие обстоятельств, исключающих преступность деяния, которые предусмотрены гл.8 УК России. В качестве таких обстоятельств выступают: необходимая оборона, причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, крайняя необходимость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск, исполнение приказа или распоряжения.

Все эти обстоятельства не только исключают преступность деяния, но и по своей сущности являются общественно полезными. Обучающемуся необходимо знать, что в теории уголовного права к обстоятельствам, исключающим преступность деяния, относятся еще и следующие: согласие потерпевшего, осуществление общественно полезных профессиональных функций, осуществление своего права, исполнение закона.

При изучении необходимой обороны необходимо твердо усвоить условия правомерности необходимой обороны, относящиеся как к посягательству, так и к защите. При этом обязательно использовать Постановление Пленума Верховного Суда СССР, указанное в списке литературы. В этом Постановлении содержатся разъяснения понятия превышения необходимой обороны и мнимой обороны. По вопросу о мнимой обороне следует иметь в виду, что она представляет собой действия, совершенные при отсутствии признака действительности посягательства, то есть защиту от воображаемого посягательства. Уголовная ответственность в этом случае регулируется правилами о фактической ошибке.

В соответствии с ч.1 ст.38 “не является преступлением причинение вреда лицу, совершившему преступление при его задержании для доставления органам власти и пресечения возможности совершения новых преступлений, если иными средствами задержать такое лицо не предоставлялось возможным”. Обучающемуся необходимо знать, что практика приравнивает причинение вреда при задержании к необходимой обороне и УК России 1996 г. впервые ввел это обстоятельство, исключающее преступность деяния, как самостоятельное. Обучающемуся необходимо твердо усвоить условия правомерности причинения вреда при задержании лица, относящиеся к задерживаемому лицу и совершенному им преступлению и относящиеся к действиям по задержанию указанного лица. Кроме того, необходимо уяснить понятие превышения мер, необходимых для задержания лица.

 

Занятие 2

1. Крайняя необходимость. Понятие условия правомерности.

2. Условия правомерности совершения преступления под физическим или психическим принуждением.

3. Обоснованный риск. Условия обоснованности риска. Условия непризнания риска обоснованным.

4. Исполнение приказа или распоряжения. Условия правомерности действий при исполнении приказа или распоряжения.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Крайняя необходимость представляет собой причинение вреда правоохраняемым интересам в целях предотвращения вреда более значительного при условии, что причинение вреда явилось единственной возможностью предотвращения вреда большего (ст.39 УК России). При изучении института крайней необходимости следует прежде всего уяснить понятие и разобраться в условиях правомерности действий, совершенных в состоянии крайней необходимости, относящихся к грозящей опасности и к защите. Особое внимание необходимо обратить на признаки, отличающие ее от необходимой обороны. При изучении вопроса о физическом и психическом принуждении необходимо обратить особое внимание на то, что этот вопрос тесно связан с вопросом об основаниях уголовной ответственности. Физическое и психическое принуждение будет обстоятельством, исключающим преступность деяния, только в том случае, когда степень принуждения такова, что лицо не может руководить своими действиями (при физическом принуждении) или вынуждено поступить таким образом для того, чтобы предотвратить более ценный правоохраняемый интерес.

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. предусмотрел новое обстоятельство, исключающее преступность деяния, - обоснованный риск (ст.41 УК России). Для того чтобы уяснить сущность этого вопроса, необходимо знать, что в теории уголовного права этот институт разрабатывался достаточно давно. Необходимо знать условия, при которых риск признается обоснованным.

Статья 42 УК России определяет исполнение приказа как обстоятельство, исключающее преступность деяния. Основа этого института заложена в международном уголовном праве в связи с Нюрнбергским процессом, который установил, что наличие преступного приказа не освобождает исполнителя от ответственности, хотя и может рассматриваться как повод для смягчения наказания. Это положение и лежит в основе норм УК России об исполнении приказа. Обучающемуся следует уяснить, при каких условиях лицо освобождается от уголовной ответственности при исполнении приказа.

 

Тема 14. Понятие, система и виды наказаний

Занятие 1

1. Понятия и сущность наказания.

2. Цели наказания.

3. Эффективность наказания.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При изучении темы необходимо усвоить понятие и признаки наказания, отличие наказания от других мер государственного принуждения. Для уяснения сущности наказания необходимо знать различные взгляды ученых на сущность и цели наказания. Необходимо также уяснить место наказания в системе государственных мер борьбы с преступностью. Уяснению сущности наказания способствует выявление признаков наказания.

При изучении целей наказания необходимо опираться на ч.2 ст.43 УК России. Для этого нужно уяснить понятие справедливости в уголовно-правовом смысле этого слова. Кроме того, необходимо помнить, что восстановление социальной справедливости связано с карательным содержанием наказания, которое не означает причинение физических и нравственных страданий преступнику. Важное значение в теоретической разработке вопроса о целях наказания принадлежит международно-правовым документам, в частности Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. Исправление преступника предполагает изменение направленности его поведения и превращение его в законопослушного гражданина, то есть переориентацию его личности с преступной линии поведения на непреступную.

Третьей целью наказания является предупреждение преступлений (превенция). Обучающемуся необходимо уяснить сущность деления этой цели на общую и специальную превенцию.

Понятие эффективности наказания определяется степенью достижения целей наказания.

 

Занятие 2

1. Понятие системы наказаний. Основные и дополнительные наказания.

2. Наказания, не связанные с лишением или физическим ограничением свободы.

3. Наказание, состоящее в лишении или физическом ограничении свободы.

4. Наказания, применяемые к военнослужащим.

5. Дополнительные наказания. Наказания, применяемые как в виде основных, так и дополнительных.

6. Смертная казнь.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Изучение темы следует начать с уяснения понятия системы наказаний. Система наказаний - это перечень уголовных мер, расположенных в определенном порядке. Необходимо уяснить юридическое значение системы наказаний и уяснить суть деления всех наказаний на основные и дополнительные.

При рассмотрении отдельных видов наказания необходимо усвоить понятие, сроки, порядок применения и круг лиц, к которым не может быть применена та или иная мера наказания.

Особое внимание следует уделить наказаниям, которые связаны с ограничением или лишением свободы. При изучении сущности наказания в виде лишения свободы необходимо знать виды исправительных учреждений, в которых отбывается наказание (ст.58 УК России).

При подготовке последнего вопроса темы необходимо уяснить сущность проблемы смертной казни вообще и для России в настоящее время.

Необходимо изучить все доводы “за” и “против” смертной казни и аргументацию этих доводов, выработать собственную точку зрения по этим вопросам.

 

 

Тема 15. Назначение наказания

 

Занятие 1

1. Общие начала назначения наказаний.

2. Обстоятельства, смягчающие ответственность, их виды и уголовно-правовая характеристика.

3. Назначение наказаний при наличии смягчающих обстоятельств.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При изучении этой темы необходимо усвоить понятие общих начал назначения наказания, которое выработано теорией уголовного права. Общие начала - это общие принципы назначения наказания, в которых законодательно зафиксированы основные критерии назначения наказания. Общие начала закреплены в ст.60 УК России 1996 г. Обучающемуся необходимо усвоить и общие условия назначения более строгого наказания, чем предусмотрено законом (ч.1 и ч.2 ст.60 УК России). Особое внимание следует уделить значению смягчающих и отягчающих обстоятельств при назначении наказания.

Статья 61 УК России предусматривает десять смягчающих обстоятельств, перечень которых не является исчерпывающим. Обучающимся необходимо усвоить уголовно-правовую характеристику каждого из обстоятельств, особое внимание уделив таким, как явка с повинной, деятельное раскаяние.

Обучающемуся необходимо уяснить сущность учета смягчающих обстоятельств при назначении наказания и возможность назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено законом.

 

Занятие 2

1. Отягчающие обстоятельства и их уголовно-правовая характеристика.

2. Назначение наказания более мягкого, чем предусмотрено законом, и при вердикте присяжных о снисхождении или особом снисхождении.

3. Назначение наказания за неоконченное преступление.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При изучении обстоятельств, отягчающих ответственность, необходимо помнить, что их перечень, данный в ст.63 УК России, является исчерпывающим и характеристика каждого из обстоятельств должна носить уголовно-правовой характер.

При изучении особенностей назначения наказания более мягкого, чем предусмотрено законом, необходимо уяснить понятие исключительных обстоятельств.

Новеллой являются правила назначения наказания, предусмотренные ст.65 УК России. При вынесении вердикта о виновности лица присяжные обязаны ответить на вопрос, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения. Решение этого вопроса в вердикте присяжных обязывает судью назначить наказание в соответствии с правилами ст.65 УК России.

Содержание ст.66 УК России указывает на то, что неоконченная преступная деятельность (приготовление и покушение) считается менее опасной, чем доведение преступления до конца. В этом случае суд назначает наказание по правилам ст.66 УК России.

 

Занятие 3

1. Назначение наказания за преступление, совершенное в соучастии и при рецидиве преступлений.

2. Назначение наказаний при совокупности преступлений.

3. Порядок сложения наказания и исчисление сроков наказания.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. в ст.67, 68 предусматривает специальные условия при назначении наказания за преступление, совершенное в соучастие, и при рецидиве преступлений. Обучающемуся необходимо твердо усвоить эти условия.

При совершении лицом нескольких преступлений суд в соответствии с ч.1 ст.69 УК России назначает наказание за каждое определенное преступление, руководствуясь при этом общими началами назначения наказания (ст.60 УК России). Окончательное наказание назначается либо путем поглощения менее строгого наказания более строгим, либо путем частичного или полного сложения, причем принцип поглощения допускается лишь в случаях, когда совокупность преступлений включает в себя преступления небольшой тяжести. Суд имеет право применить принцип частичного или полного сложения, однако окончательное наказание не может превышать максимального срока или размера наказания, предусмотренного за более тяжкое преступление. Если совокупность преступлений включает в себя преступление средней тяжести, тяжкое или особо тяжкое, то окончательное наказание не может превышать двадцати пяти лет. При назначении наказания по совокупности приговоров закон запрещает применять принцип поглощения. В соответствии с ч.1 ст.70 к наказанию, назначенному по последнему приговору, частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору суда. Пределы такого присоединения УК России определяет в двух вариантах: применительно к наказаниям менее строгим, чем лишение свободы, окончательный размер наказания не может превышать максимального размера наказания, установленного для данного вида наказания Общей частью, если же назначается наказание в виде лишения свободы, то предел определяется тридцатью годами.

Исполнение наказания требует его точного исчисления. Этот вопрос регулируется ст.72, 73 УК России. Обучающемуся необходимо точно уяснить правила исчисления наказания, сложения и поглощения наказания.

 

Тема 16. Освобождение от уголовной ответственности и наказания

 

Занятие 1

1. Понятие, основание и порядок освобождения от уголовной ответственности.

2. Освобождение в связи с деятельным раскаянием и примирением с потерпевшим.

3. Освобождение в связи с изменением обстановки и лиц, совершивших преступление, не представляющее большой общественной опасности.

4. Освобождение в связи с истечением сроков давности.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При изучении темы освобождения от уголовной ответственности прежде всего необходимо обратиться к главе 12 УК России.

В Уголовном кодексе Российской Федерации проведена четкая грань между освобождением от уголовной ответственности и освобождением от уголовного наказания. Уясните сущность и формы освобождения от уголовной ответственности: в связи с деятельным раскаянием (ст.75 УК России), примирением с потерпевшим (ст.76 УК России), истечением сроков давности (ст.78 УК России). Однако на практике существуют и иные виды освобождения от уголовной ответственности - обстоятельства, исключающие преступность деяния (гл.8 УК России), и малозначительность деяния (ч.2 ст.14 УК России). Кроме того, обучающемуся необходимо помнить, что освобождение от уголовной ответственности может произойти и в связи с амнистией - такое освобождение является одновременно и формой освобождения от наказания. Обучающемуся необходимо усвоить идею компромиссов в уголовном праве, которая нашла теперь широкое законодательное закрепление в УК России 1996 г.

При рассмотрении отдельных видов освобождения от уголовной ответственности обучающемуся необходимо усвоить понятия и условия каждого из них. Особо следует уделить внимание таким понятиям, как “деятельное раскаяние”, “изменение обстановки”.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос о сроках давности в уголовном праве. Обучающемуся необходимо уяснить юридическую природу давности в уголовном праве, а также условия освобождения от уголовной ответственности (ст.78 УК России), круг преступлений, за которые сроки давности не применяются, и особенности применения сроков давности при совершении преступлений, за которые может быть назначена смертная казнь.

 

Занятие 2

1. Понятие освобождения от наказания и от отбывания наказания.

2. Основания и виды освобождения от наказания.

3. Условно-досрочное освобождение и замена неотбытой части более мягким видом наказания.

4. Освобождение от наказания в связи с болезнью, отсрочка отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.

5. Освобождение от наказания вследствие истечения сроков давности исполнения обвинительного приговора.

6. Освобождение от наказания в связи с изменением обстановки.

7. Судимость. Амнистия и помилование.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Обучающемуся необходимо уяснить сущность института освобождения от наказания, его отличие от института освобождения от уголовной ответственности.

Уголовный кодекс России 1996 г. в главе 11 предусматривает пять видов освобождения от уголовного наказания. Следует помнить, что освобождение от наказания применяется в том случае, если цели наказания достигнуты либо самим фактом осуждения, либо отбытием части наказания. При этом следует различать освобождение от наказания вообще либо от части наказания.

При изучении отдельных видов освобождения от наказания следует уяснить условие, порядок и юридические последствия каждого из видов освобождения от наказания.

Изучая вопрос о снятии и погашении судимости, обучающийся должен уяснить понятие этого института и его значение в уголовном праве, а также условия и порядок снятия и погашения судимости.

Институт амнистии и помилования требует понимания юридической природы и содержания актов амнистии и помилования. Необходимо также знать отличие института амнистии и помилования от правовой реабилитации.

Занятие 3

1. Понятие и юридическая природа условного осуждения.

2. Условия и порядок применения условного осуждения.

3. Испытательный срок. Условия отмены условного осуждения или продления испытательного срока.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Изучая вопрос об условном осуждении, обучающийся должен уяснить понятие и юридическую природу условного осуждения. В теории уголовного права нет единой точки зрения на сущность условного осуждения. Некоторые ученые считают, что условное осуждение есть особый порядок отбывания наказания, другие рассматривают условное осуждение как особый вид наказания, третьи считают, что условное осуждение - это вид освобождения осужденного от реального отбытия наказания.

Обучающемуся следует понять основания и условия применения условного осуждения, продолжительность и значение испытательного срока, а также юридические последствия несоблюдения обязательств, возложенных на осужденного, или совершение им нового преступления. Обучающемуся необходимо уяснить такое понятие, как “систематическое или злостное неисполнение” и для этого изучить ст.73, 74 УК России, а также рекомендованные постановления Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации). Необходимо также усвоить положения закона о контроле и наблюдении за условно осужденным.

 

Тема 18. Особенности уголовной ответственности и
наказания несовершеннолетних

Занятие 1

1. Понятие “несовершеннолетний” в уголовном праве.

2. Общие положения уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления.

3. Наказания, назначаемые несовершеннолетнему. Особенности назначения наказания.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При подготовке темы необходимо уяснить понятие “несовершеннолетний” в уголовном праве и дать социологическую характеристику преступности несовершеннолетних.

При уяснении общих положений уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо обратиться к ст.87 УК России, а также к Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от декабря 2000 г., которое устанавливает правила и условия уголовной ответственности несовершеннолетних.

По определению вида наказаний несовершеннолетних необходимо руководствоваться системой наказаний, изложенной в ст.88 УК России, и условиями, при которых могут назначаться такие виды наказаний, как штраф, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок.

При изучении вопроса о назначении наказаний необходимо помнить, что ст.89 является дополняющей ст.60 УК России, предусматривающей общие начала назначения наказаний.

 

Занятие 2

1. Принудительные меры воспитательного характера, применяемые к несовершеннолетним. Отличие их от уголовного наказания.

2. Освобождение от наказания несовершеннолетних.

3. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от наказания.

4. Судимость при совершении преступления несовершеннолетними.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

В соответствии со ст.90 УК России несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой и средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что исправление может быть достигнуто принудительными мерами воспитательного характера. Виды этих мер перечислены в ст.90 УК России. Для уяснения сущности каждой из принудительных мер воспитательного характера необходимо изучить ст.91 УК России.

Обучающийся должен выяснить условия условно-досрочного освобождения несовершеннолетних от отбывания наказания, а также особенности исчисления сроков давности и сроков погашения судимости.

 

 

Тема 19. Иные меры уголовно-правового характера

 

Занятие 1

1. Понятие и юридическая природа принудительных мер медицинского характера.

2. Виды принудительных мер медицинского характера.

3. Принудительные меры медицинского характера, применяемые к психически больным, совершившим деяние в состоянии невменяемости, или лицам, заболевшим психическим заболеванием после совершения преступления.

4. Конфискация.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При уяснении понятия и юридической природы принудительных мер медицинского характера необходимо исходить из того, что принудительные меры медицинского характера не являются наказанием. Обучающемуся необходимо твердо усвоить основания и цели применения принудительных мер медицинского характера.

Нужно изучить содержание ст.99-111 УК России для уяснения сущности каждого вида принудительных мер медицинского характера.

 

Занятие 2

1. Основания и порядок назначения и прекращения мер медицинского характера.

2. Зачет времени применения принудительных мер медицинского характера в срок наказания.

3. Принудительные меры медицинского характера,

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

В ст.102 УК России регулируется продление, изменение и прекращение принудительных мер медицинского характера, которые осуществляются судами по представлению администрации учреждения, осуществляющего принудительное лечение, на основании заключения врачей-психиатров.

Обучающемуся необходимо усвоить также уголовно-правовые последствия применения принудительных мер медицинского характера.

 

Тема 20. Общая характеристика уголовного права зарубежных стран

Занятие 1

1. Система уголовного права в современном мире.

2. Основные положения Общей части уголовного права Франции, Германии и Италии.

3. Основные положения Общей части уголовного права Англии, США, КНР, Японии.

4. Основные зарубежные направления (школы) в науке уголовного права.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

При подготовке этой темы необходимо исходить из того, что уголовное право любой страны имеет свою специфику. Однако в теории права принято говорить о системах права, которые выделяются с известной долей условности.

При подготовке темы необходимо опираться на гл.XXIV курса лекций по Общей части уголовного права Наумова Д.В., а также на дополнительную литературу.

Необходимо уяснить, что в отечественной уголовно-правовой науке выделяются три основных школы: классическая, антропологическая и социологическая. Внутри каждой из этих школ существуют определенные направления.

Обучающемуся необходимо усвоить основные направления каждой из этих школ.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ПЛАНЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ
РАБОТЫ ПО ОСОБЕНОЙ ЧАСТИ

 

Прежде чем приступить к изучению Особенной части российского уголовного права, следует ознакомиться с учебной программой и методическими указаниями. Необходимо помнить о тесной взаимосвязи Общей части уголовного права с Особенной. Методически очень важно определить характер опасности каждой группы преступлений, объединенных в отдельную главу Уголовного кодекса, и уметь дать их общую характеристику. Отдельные составы преступлении рекомендуется изучать в следующей последовательности:

- место данного состава преступления в системе Особенной части уголовного права;

- понятие этого состава в уголовном законе;

- юридический анализ данного состава преступления (анализ объекта, объективной стороны, субъекта преступления);

- виды данного преступления;

- отграничение этого состава от смежных, сходных по признакам.

Определяя место преступления в системе Особенной части, обучающийся должен установить, в какой именно главе Уголовного кодекса это преступление предусмотрено, затем определить место преступления внутри главы.

Дать понятие отдельного преступления - значит запомнить и воспроизвести его основное содержание и необходимые признаки. Если уголовный закон не содержит такого понятия, то надлежит использовать те определения, которые даны уголовно-правовой наукой.

Чтобы избежать ошибок при юридическом анализе преступления, необходимо:

1. Отграничивать родовой (видовой) объект от непосредственного, а непосредственный - от предмета преступления.

2. Следить за тем, чтобы характеристика объективной стороны не была поверхностной. Здесь важно разделить материальный и формальный составы.

3. Уяснить возможные формы и виды вины в каждом составе при характеристике субъективной стороны преступления. Следует иметь в виду, что в формальных составах вина определяется только по отношению к деянию.

4. Выяснить при анализе субъекта преступления возраст, с которого ответственность наступает за конкретный состав преступления, а также, в случае необходимости, признаки специального субъекта преступления.

При анализе видов состава преступления обучающимся необходимо раскрыть каждый из квалифицирующих признаков, обратившись к разъяснениям Пленума Верховного Суда СССР и РСФСР (Российской Федерации) по уголовным делам.

 

Темы 2 – 6 Преступления против личности

 

Занятие 1

1. Понятие и виды преступлений против личности.

2. Преступления против жизни: понятие и виды.

3. Убийства: понятие и виды. Убийство с отягчающими обстоятельствами.

4. Убийства со смягчающими обстоятельствами.

 

Рекомендации по самостоятельному изучению темы:

Приступая к изучению темы, необходимо обратиться к понятию личности в уголовном праве, которая понимается как биологическая субстанция с социально-значимыми качествами. Причем, личность охраняется уголовным правом и с биологической, и с социальной стороны.

Преступления против личности в зависимости от непосредственного объекта делятся:

- на преступления против жизни;

- преступления против здоровья;

- преступления против свободы;

- преступления против половой неприкосновенности и половой свободы личности;

- преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина;

- преступления против семьи;

- преступления против несовершеннолетних.

При изучении второго вопроса особое внимание необходимо уделить уголовно-правовому смыслу понятия “жизнь”. Необходимо иметь в виду, что в уголовно-правовой литературе нет единой точки зрения на момент начала и окончания жизни. Преступления против жизни делятся на убийства, причинение смерти по неосторожности и доведение до самоубийства.

В действующем уголовном законодательстве и в теории уголовного права под убийством понимают умышленное лишение жизни другого человека. Выделяются следующие виды убийства: “простое” убийство (убийство без отягчающих и смягчающих обстоятельств, ч.1 ст.105), убийство с отягчающими обстоятельствами (ч.2 ст.105) и убийство со смягчающими обстоятельствами (ст.106-108 УК Российской Федерации). Убийства с объективной стороны могут осуществляться как путем действия, так и путем бездействия, это материальные составы. Оконченным убийство признается с момента наступления смерти. С субъективной стороны убийство может быть совершено как с прямым умыслом, так и с косвенным. При изучении убийства с отягчающими обстоятельствами необходимо обратиться к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации 1999 г., однако особое внимание следует уделить тем пунктам ч.2 ст.105 УК, которые впервые ввел законодатель: пункт “в” - убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника; пункт “м” - убийство в целях использования органов и тканей потерпевшего.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.