Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Право и основания роспуска Государственной думы РФ




Статья 15

1. На каждом очередном заседании Государственной Думы депутатам Государственной Думы раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы, которая подготавливается Секретариатом Совета Государственной Думы.

2. Совет Государственной Думы направляет свои решения, документы, материалы и иную информацию депутатам Государственной Думы, в депутатские объединения и комитеты Государственной Думы."

В Конституции РФ закреплены следующие основания для издания Президентом РФ Указа о роспуске Государственной Думы:
1) Государственная Дума три раза отклоняет предложенную Президентом РФ кандидатуру Председателя Правительства РФ (часть 4 ст. 111);
2) повторное выражение Государственной Думой недоверия Правительству РФ в течение трёх месяцев (часть 3 ст. 117);
3) отказ Государственной Думы в доверии Правительству РФ (часть 4 ст. 117).
Но это не все основания для роспуска нижней палаты парламента. Президент РФ является главой государства (часть 1 ст. 80), гарантом Конституции РФ (часть 2 ст. 80). Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (часть 2 ст. 80). Это значит, что Президент РФ может распустить Государственную Думу по основаниям, прямо не предусмотренным Конституцией РФ. Например, в случае, если Государственная Дума стремится к выходу за пределы предметной компетенции, установленной для законодательной ветви власти. Или если Государственная Дума является источником неразрешимого конституционного кризиса, вызванного открытым противодействием Президенту РФ в его попытках реализовать право законодательной инициативы. Наконец, Государственная Дума может скатиться на грань откровенного политического экстремизма. Все эти и им подобные ситуации не прописаны в Конституции РФ. Однако ст. 1, 2, 3, 4, 10, 11, 13, 80, 82 и 90, взятые в неразрывном системном единстве, позволяют Президенту РФ распустить Государственную Думу в случаях, если того требуют интересы сохранения Российской государственности, защиты конституционного строя России, взятых Российской Федерацией международных обязательств.
Яркий пример - апрель 1996 года. Государственная Дума принимает два абсолютно нелепых с юридической точки зрения постановления. Одно из них фактически денонсирует Беловежские соглашения, а другое - наделяет императивным статусом консультативный по сути референдум 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении СССР. Налицо явная попытка низвергнуть основы конституционного строя, закреплённые главой 1 Конституции РФ. Президент РФ как гарант Конституции РФ имел полное право распустить Государственную Думу.

№77Состав и структура Совета Федерации Федерального собрания РФ.

В состав Совета Федерации (СФ) входят по 2 члена от каждого субъекта РФ, т. е. всего должно быть 178 членов.

Полномочия члена СФ прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодательного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).

Из своего состава СФ избирает Председателя палаты и его заместителей (в том числе первого заместителя), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель СФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть избран пожизненным Почетным Председателем СФ, к Почетному Председателю СФ приравнивается первый Председатель СФ. Председатель СФ и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

В состав Совета палаты входят Председатель СФ и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ.

Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (в частности, утверждает ежемесячный график заседаний СФ, рассматривает проект повестки дня СФ, принимает решение о проведении парламентских слушаний). СФ вправе отменить решение Совета палаты.

Из состава членов палаты СФ образует комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии для работы с принятыми Государственной Думой законами, подготовки законодательных инициатив СФ и решения других вопросов, отнесенных к компетенции СФ. Каждый член СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов СФ. Председатель СФ и его заместители вправе быть членами временных комиссий СФ. Председатели комитетов и комиссий и их заместители назначаются палатой. Компетенция СФ:

1. Принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении.

2. Выступление с законодательной инициативой.

3. Утверждение изменения границ между субъектами РФ. 4. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. 5. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. 6. Назначение выборов Президента РФ. 7. Отрешение Президента РФ от должности. 8. Назначение на должность по представлению Президента РФ, судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ. 9. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ. 10. Назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента РФ, Генерального прокурора РФ. 11. Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. 12. Обращение в Конституционный Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания РФ.

В соответствии с ч.2 ст.95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Принятый Государственной Думой 19 июля 2000 г. федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" установил новый порядок формирования палаты. Его новизна заключается в том, что в состав Совета Федерации теперь входят не главы законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти, по должности, а представители от законодательного (представительного) и исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации избираемые ими на срок полномочий этих органов.

В том случае, если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта федерации состоит из двух палат, то представитель избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты. Причем кандидатуры для избрания представителя в Совет Федерации от законодательного органа имеют право вносить на рассмотрение этого органа как председатели палат, так и группа депутатов не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного органа государственной власти субъекта федерации.

От исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации представитель в Совет Федерации назначается руководителем этого органа на срок своих полномочий.

Решение об избрании представителя в Совет Федерации оформляется соответствующими постановлениями законодательного органа и высшего должностного лица исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что кандидаты в члены Совета Федерации должны отвечать определенным требованиям. Во-первых, они должны быть гражданами Российской Федерации; во-вторых, в возрасте не моложе 30 лет; и в-третьих, обладающие правом избирать и быть избранными в органы государственной власти.

Кандидаты для избрания в качестве представителя в Совете Федерации обязаны представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или высшему должностному лицу (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

а) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения);

б) сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

Решения об избрании (о назначении) членов Совета Федерации направляются в Совет Федерации принявшими их органами не позднее пяти дней после вступления в силу указанных решений.

В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (о назначении) члена Совета федерации вновь избранным соответственно законодательным органом государственной власти или высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Российской Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание или назначение.

Настоящий закон вступил в силу. Начало формирования Совета Федерации по новому закону положено руководителями органов исполнительной власти Республики Северная Осетия (Алания), Калужской области и др. субъектов Российской Федерации началось и должно быть завершено не позднее 1 января 2002 года.

79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания РФ.

В состав Совета Федерации (СФ) входят по 2 члена от каждого субъекта РФ, т. е. всего должно быть 178 членов.

Полномочия члена СФ прекращаются одновременно с прекращением полномочий органа (должностного лица), назначившего его (законодательного органа государственной власти субъекта РФ либо высшего должностного лица субъекта РФ).

Из своего состава СФ избирает Председателя палаты и его заместителей (в том числе первого заместителя), которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты, подписывают постановления и иные акты палаты. Председатель СФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть избран пожизненным Почетным Председателем СФ, к Почетному Председателю СФ приравнивается первый Председатель СФ. Председатель СФ и его заместители не могут быть представителями одного субъекта РФ.

В состав Совета палаты входят Председатель СФ и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ.

Совет палаты решает ряд вопросов организационного характера (в частности, утверждает ежемесячный график заседаний СФ, рассматривает проект повестки дня СФ, принимает решение о проведении парламентских слушаний). СФ вправе отменить решение Совета палаты.

Из состава членов палаты СФ образует комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии для работы с принятыми Государственной Думой законами, подготовки законодательных инициатив СФ и решения других вопросов, отнесенных к компетенции СФ. Каждый член СФ, кроме Председателя палаты и его заместителей, обязан состоять в одном из комитетов СФ. Председатель СФ и его заместители вправе быть членами временных комиссий СФ. Председатели комитетов и комиссий и их заместители назначаются палатой. Компетенция СФ:

1. Принятие решений об одобрении законов, принятых Государственной Думой, либо их отклонении.

2. Выступление с законодательной инициативой.

3. Утверждение изменения границ между субъектами РФ. 4. Утверждение указа Президента РФ о введении военного положения, утверждение указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения. 5. Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. 6. Назначение выборов Президента РФ. 7. Отрешение Президента РФ от должности. 8. Назначение на должность по представлению Президента РФ, судей Конституционного Суда РФ, судей Верховного Суда РФ, судей Высшего Арбитражного Суда РФ. 9. Назначение на должность 5 членов Центральной избирательной комиссии РФ. 10. Назначение на должность и освобождение от должности, по представлению Президента РФ, Генерального прокурора РФ. 11. Назначение на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов. 12. Обращение в Конституционный Суд РФ (в том числе с запросом об официальном толковании Конституции РФ).

Порядок работы Совета Федерации Федерального Собрания РФ (СФ) в основном определяется ее Регламентом (утверждается постановлением СФ).

СФ работает отдельно от Государственной Думы, вместе палаты Федерального Собрания РФ собираются для заслушивания посланий Президента РФ и Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

По общему правилу заседания СФ являются открытыми, по решению палаты заседание СФ может быть проведено и в закрытом режиме (также возможно закрытое заседание комитета и комиссии СФ).

Первое заседание СФ (до избрания Председателя СФ) открывает и ведет старейший по возрасту член СФ. По общему правилу заседание СФ ведет Председатель СФ либо его заместитель (избираемые СФ из своего состава).

В СФ создается Совет палаты (в состав которого входят Председатель СФ и его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий СФ). Совет палаты занимается организацией деятельности СФ.

В СФ из числа членов верхней палаты создаются комитеты, постоянные комиссии, а также временные комиссии. Эти органы занимаются, в частности, разработкой и предварительным рассмотрением законопроектов, вносимых СФ в порядке законодательной инициативы, осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой ФЗ, переданным в СФ для получения одобрения верхней палаты Федерального Собрания РФ.

Заседание СФ начинается с поименной регистрации присутствующих членов палаты (их должно быть более половины от общего числа членов СФ). В случае грубости председательствующий может предупредить выступающего, в случае повторного нарушения – лишить слова на весь день заседания СФ, он же следит за соблюдением ограничений по времени, установленных Регламентом СФ.

Первоочередному рассмотрению на заседании СФ (в приведенном порядке) подлежат: послания и обращения Президента РФ; проекты актов СФ по вопросам ведения палаты; проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, ФКЗ, одобренные Государственной Думой; ФЗ, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в СФ; предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ; предложения о направлении запросов СФ в КС РФ.

По каждому вопросу повестки дня заседания СФ сначала заслушивается доклад, потом ведутся прения.

Рассмотрение вопросов на заседании СФ завершается принятием решения путем голосования. Голосование может быть открытым (в том числе поименным) либо тайным, может осуществляться как с использованием электронной системы подсчета голосов (как открытое, так и тайное), так и без такового (в том числе с использованием бюллетеней).

Решение принимается большинством голосов от общего числа членов СФ, если иное не предусмотрено Конституцией РФ или Регламентом палаты (напр., для повторного принятия отклоненного Президентом РФ ФЗ, принятого Федеральным Собранием РФ, необходимо квалифицированное большинство в 2/3 голосов членов СФ). По процедурным вопросам решение принимается большинством голосов членов СФ, принявших участие в голосовании.

80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.

81. Правовое положение члена Совета Федерации ФС РФ.

Статус депутата Государственной Думы (ГД) и члена Совета Федерации (СФ) определяется Конституцией РФ, ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

По объему социальных гарантий член СФ и депутат ГД приравниваются к федеральному министру, а председатели палат (их заместители) – к Председателю Правительства РФ (его заместителям).

Член СФ и депутат ГД не вправе быть депутатом иного законодательного (представительного) органа государственной власти (местного самоуправления), замещать иные государственные (муниципальные) должности, быть государственным (муниципальным) служащим, заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью (кроме преподавательской, научной и иной творческой), состоять членом органа управления коммерческой организации.

Формы деятельности члена СФ и депутата ГД: участие в заседаниях палат; участие в работе комитетов и комиссий палат, участие в выполнении поручений палат, участие в парламентских слушаниях и внесение законопроектов в ГД, внесение парламентского запроса, внесение депутатского запроса, обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании палаты, обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан. Формами деятельности депутата ГД также являются работа с избирателями и участие в работе депутатских объединений (фракций и депутатских групп).

Член СФ, депутат ГД обладают правом на прием в первоочередном порядке должностными лицами всех уровней.

Член СФ, депутат ГД в течение срока своих полномочий обладают неприкосновенностью, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержаны, арестованы, подвергнуты обыску (кроме случаев задержания на месте преступления) или допросу, подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено ФЗ для обеспечения безопасности других людей.

Член СФ, депутат ГД на территории РФ имеют право бесплатно пользоваться воздушным, железнодорожным, автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта (за исключением такси), а также право внеочередного приобретения проездных документов, право на внеочередное поселение в государственной (муниципальной) гостинице. Член СФ, депутат ГД, не имеющие жилой площади в Москве, обеспечиваются таковой на период осуществления своих полномочий. Членам СФ, депутатам ГД на период их полномочий выдается дипломатический паспорт.

Член СФ, депутат ГД вправе иметь до 5 штатных помощников (работающих по трудовому договору) и до 40 помощников на общественных началах. Члену СФ, депутату ГД устанавливается общий месячный фонд оплаты труда их помощников в размере 1,65 ежемесячного денежного вознаграждения депутата ГД, этот фонд распределяется соответствующим членом СФ (депутатом ГД) самостоятельно.

82. Парламентское расследование Федерального собрания РФ.

ФЗ «О парламентском расследовании Федеоального Собрания РФ»

83. Счетная палата Федерального собрания РФ: порядок формирования, состав, полномочия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 448; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.139 сек.