Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объекты патентных прав




Понятие и виды прав, смежных с авторскими.

Авторские договоры.

Виды сроков в авторском праве (срок действия, срок исполнения и другие).

Объекты авторского права.

Субъекты авторского права.

Субъектами авторского права являются создатели произведений науки, литературы и искусства (авторы, в том числе соавторы, составители сборников), их правопреемники (наследники, лица, приобретшие исключительные нрава по авторскому договору) или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права. В качестве авторов могут выступать только физические лица, в качестве иных субъектов авторского права и физические, и юридические лица.

Авторское право возникает у создателя произведения в силу факта его создания и не требует регистрации или иного специального оформления (п. 4 ст. 1259). Вместе с тем автор или иной владелец авторских прав имеет возможность в целях обеспечения в дальнейшем доказательств добровольно зарегистрировать свое произведение у нотариуса, в общественной организации, а в некоторых случаях в государственной организации. Наиболее часто регистрация осуществляется в Российском авторском обществе.

Обладатель авторских прав, имеющий исключительные права на использование произведения, в соответствии со ст. 1271 Г К РФ вправе, но не обязан использовать знак охраны авторского права (так называемый «копирайт»), помещаемый на каждом экземпляре произведения и состоящий из трех элементов: латинской буквы «С» в окружности © Copyright; имени (наименования) обладателя исключительных авторских прав; года первого опубликования произведения (например, (©) Коллектив авторов, 2008).

Проставление знака «копирайт» не влечет каких-либо правовых последствий (таких, как обладание правами или признание прав за лицом, чей «копирайт» указан в книге). Знак охраны призван лишь оповещать возможных пользователей об обладателе исключительных прав на произведение, о том, когда произведение было впервые опубликовано.

Авторское право на произведение, созданное совместным творческим трудом двух или более лиц (соавторство), принадлежит соавторам совместно независимо от того, образует ли такое произведение одно неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (ст. 1258 ГК РФ). Часть произведения признается имеющей самостоятельное значение, если она может быть использована независимо от других частей этого произведения. Каждый из соавторов вправе использовать созданную им часть произведения, имеющую самостоятельное значение, по своему усмотрению, если иное не предусмотрено соглашением между ними. Право на использование произведения в целом принадлежит соавторам совместно. Взаимоотношения соавторов могут определяться соглашением между ними.

Если произведение соавторов образует одно неразрывное целое, то ни один из соавторов не вправе без достаточных к тому оснований запретить использование произведения.

Автору сборника и других составных произведений (составителю) в соответствии с п. 2 ст. 1260 ГК РФ принадлежит авторское право на осуществленные им подбор или расположение материалов, представляющие результат творческого труда (составитсль- ство). Составитель пользуется авторским правом при условии соблюдения им прав авторов каждого из произведений, включенных в составное произведение.

Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Авторское право составителя не препятствует другим лицам осуществлять самостоятельный подбор или расположение тех же материалов для создания своих составных произведений.

Издателю энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий в соответствии с п. 7 ст. 1260 принадлежат исключительные права на использование таких изданий. Издатель вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания. Авторы произведений, включенных в такие издания, сохраняют исключительные права на использование своих произведений независимо от издания в целом.

Переводчикам и авторам других производных произведений в соответствии с п. 1 ст. 1260 принадлежит авторское право на осуществленные ими перевод, переделку, аранжировку или другую переработку. Переводчик и автор другого производного произведения пользуется авторским правом на созданное им произведение при условии соблюдения им прав автора произведения, подвергшегося переводу, переделке, аранжировке или другой переработке.

Авторское право переводчиков и авторов других производных произведений не препятствует иным лицам осуществлять свои переводы и переработки тех же произведений.

Авторами аудиовизуального произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ являются: режиссер-постановщик; автор сценария (сценарист); автор музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (композитор).

Заключение договора на создание аудиовизуального произведения может повлечь за собой передачу авторами этого произведения изготовителю аудиовизуального произведения (продюсеру) исключительных прав на воспроизведение, распространение, публичное исполнение, сообщение по кабелю для всеобщего сведения, передачу в эфир или любое другое публичное сообщение аудиовизуального произведения, а также на субтитрирование и дублирование текста аудиовизуального произведения, если иное не предусмотрено в договоре. Переход таких прав устанавливается в порядке ст. 1240 ГК РФ, закрепляющей специфику использования результата интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта.

Изготовитель аудиовизуального произведения вправе при любом использовании этого произведения указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя (служебное произведение), принадлежит автору служебного произведения (и. 1 ст. 1295 ГК РФ). Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю), если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

  • письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);
  • устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);
  • изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);
  • звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);
  • объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и других.

Самими объектами авторского права могут выступать:

  • литературные произведения;
  • драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
  • хореографические произведения и пантомимы;
  • музыкальные произведения с текстом или без текста;
  • аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино- и телепроизведения);
  • произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
  • произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
  • произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
  • фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
  • географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

и другие произведения.

К объектам авторского права также относятся:

  • программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код;
  • производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
  • сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда;

Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.

Не являются объектами авторского права:

  • официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления (законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера), официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;
  • государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное);
  • произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
  • сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).

Авторское право также не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных и иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Продолжительность действия авторского права определяется как истечением периода времени, исчисляемого годами, так и указанием на события, которые должны неизбежно наступить. По общему правилу авторское право действует в течение всей жизни автора (соавторов) и 50 лет после смерти автора либо последнего из соавторов Из этого правила есть ряд исключений. Так, личные неимущественные права - право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора - охраняются бессрочно. Автор может сам позаботиться о надлежащей охране данных прав после своей смерти, указав в завещании лицо, на которое он возлагает их охрану. В этом случае указанное лицо (как любой другой исполнитель завещания) пожизненно выполняет волю завещателя. При отсутствии таких указаний охрану бессрочных личных неимущественных прав осуществляют его наследники, а в случае их отсутствия или прекращения авторского права - специально уполномоченный орган РФ Иные сроки действия авторского права Менее продолжительные сроки действия авторского права установлены для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом. Авторское право на такие произведения действует в течение тех же 50 лет, но исчисляемых с даты не смерти автора, а правомерного обнародования произведения. Иначе говоря, если автор не раскроет свою личность и проживет более 50 лет с этой даты, к наследникам вообще ничего не перейдет Лишь если автор на каком-то этапе данного 50-летнего срока раскроет свою личность либо его личность перестанет оставлять сомнения, вступит в силу общее правило: авторское право будет действовать в течение всей оставшейся жизни автора и 50 лет после его смерти. Другие исключения касаются сроков действия авторского права на произведения, впервые выпущенные в свет после смерти автора. В общем случае авторское право действует (для наследников) в течение 50 лет после выпуска произведения в свет. В случае же, если автор был репрессирован и реабилитирован посмертно, 50-летний срок охраны прав исчисляется с 1 января года, следующего за годом реабилитации. Таким образом, срок охраны авторских прав автоматически увеличивается на период, прошедший с даты посмертного выпуска произведения до 1 января года, следующего за годом, в котором был посмертно реабилитирован его автор Еще одно исключение связано с произведениями ветеранов В случае, если автор работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то 50-летний срок охраны авторских прав увеличивается на 4 года, т. е. на срок самой войны. Авторское законодательство предусматривает иные, чем установлено ГК РФ, правила определения начала срока, измеряемого периодом времени. В силу ст. 191 ГК течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты наступления события, которым определено его начало. В противовес этому согласно п 6 ст 27 ЗоАП исчисление сроков, предусмотренных настоящей статьей, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока Иными словами, к примеру, в случае смерти автора 2 января 1995 г. его наследники будут пользоваться авторскими правами почти целый год, до 1 января 1996 г., и еще 50 лет. По истечении срока действия авторского права произведения переходят в общественное достояние. Они могут свободно использоваться любым лицом без выплаты авторского вознаграждения. Непременным является лишь требование соблюдения права авторства, прав на имя и на защиту авторской репутации. Вместе с тем Правительству РФ предоставлено право устанавливать случаи выплаты специальных отчислений за использование указанных произведений на территории России Такие отчисления выплачиваются в профессиональные фонды авторов, а также организациям, управляющим имущественными правами авторов на коллективной основе. Размер отчислений не может превышать одного процента от прибыли, получаемой за использование произведений.
<<< Назад | Главная | Содержание | Вперед >>>

Имущественные права автора, за исключением случаев свободного использования, могут передаваться только по авторскому договору (п. 1 ст. 30 Закона об авторском праве). Авторские договоры являются двусторонними, как правило, консенсуальными и возмездными. Они заключаются в простой письменной форме (устная форма допустима для использования произведений в периодической печати).
Закон об авторском праве упоминает о двух видах авторских договоров: о передаче исключительных прав и о передаче неисключительных прав. Оба они являются авторскими лицензионными договорами. Содержание авторского договора о передаче неисключительных прав состоит в выдаче пользователю разрешения использовать произведение наравне с обладателем исключительных прав, а также другими лицами, получившими разрешение использовать это произведение таким же способом, т.е. речь в нем идет о предоставлении неисключительной лицензии (п. 3 ст. 30 Закона об авторском праве). По договору о передаче исключительных прав разрешение на использование произведения определенным способом и в установленных договором пределах выдается только лицу, которому эти права передаются, и дает этому лицу право запрещать подобное использование произведения другим лицам, что свидетельствует о предоставлении такому лицу исключительной лицензии (п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве). Авторский лицензионный договор всегда направлен на предоставление ограниченного права. Неисключительная лицензия является основным видом лицензионного договора: если в договоре не предусмотрено иное, переданные права рассматриваются как неисключительные (п. 4 ст. 30 Закона об авторском праве).
Авторский договор должен содержать следующие условия: способы использования произведения (права, передаваемые по данному договору); срок и территорию, на которые передается право; размер вознаграждения за каждый способ использования произведения, порядок и сроки его выплаты, а также другие условия, которые стороны сочтут существенными для данного договора (ст. 31 Закона об авторском праве). В случае недостижения согласия между сторонами по этим вопросам договор будет считаться незаключенным на основании ст. 432 ГК.
Большинство условий авторского договора направлено на защиту интересов автора как более слабой экономически стороны, поскольку его контрагентом, как правило, выступает юридическое лицо или предприниматель. Поэтому ряд норм ст. 31 Закона об авторском праве позволяет восполнить возможные пробелы в содержании авторского договора с тем, чтобы избежать его признания незаключенным. Так, при отсутствии в договоре условия о территории, на которую передается право, предполагается, что это территория Российской Федерации. При отсутствии условия о сроке, на который передается право, договор может быть расторгнут автором по истечении 5 лет с даты его заключения.
Все права на использование произведения, прямо не переданные по авторскому договору, остаются у автора. Требование прямого указания в договоре перечня правомочий, предоставляемых по лицензионному договору, не только защищает автора от произвольного толкования договора его контрагентом, но и указывает на возможность дробления передаваемых прав. Автор может, например, одному контрагенту предоставить право на издание и распространение, а другому - право на экранизацию. Вполне возможна также ситуация, когда на какие-то правомочия по использованию произведения выдается исключительная лицензия, а на какие-то - неисключительная. Права, предоставленные по лицензионному договору, могут передаваться полностью или частично другим лицам (сублицензия) лишь в случае, если это прямо предусмотрено договором (п. 4 ст. 31 Закона об авторском праве).
Запрещено заключать договоры в отношении будущих произведений: о передаче прав на использование таких произведений и об ограничении автора в их создании. Этот запрет не распространяется на договоры заказа, предусматривающие создание конкретного произведения с заранее обусловленными характеристиками.
Вознаграждение в процентах от дохода за соответствующий способ использования произведения закреплено в законе в качестве основного способа платежа (п. 3 ст. 31 Закона об авторском праве). В то же время вознаграждение может выплачиваться и в виде фиксированной суммы (или иным образом), если его невозможно выплатить в виде процентов из-за характера произведения или особенностей его использования. В этом случае в договоре должен быть указан максимальный тираж произведения. Законом предусмотрена также возможность применения минимальных ставок авторского вознаграждения, которые устанавливаются Правительством РФ.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, обязана возместить убытки, причиненные другой стороне, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 34 Закона об авторском праве).
Договор авторского заказа является особым видом авторского договора (ст. 33 Закона об авторском праве), направленным на создание будущих произведений (литературных, музыкальных, изобразительного искусства и т.д.). Содержание договора состоит в том, что автор обязуется создать произведение в соответствии с условиями договора и передать его заказчику. Договор авторского заказа должен содержать четкие требования к будущему произведению (жанр, содержание, примерный объем и т.п.) и к сроку его представления. В п. 2 ст. 33 Закона об авторском праве предусмотрена обязанность заказчика выплатить автору аванс в счет обусловленного вознаграждения, размер, порядок и сроки выплаты которого устанавливаются по соглашению сторон. Ответственность автора за непредставление заказанного произведения ограничена реальным ущербом, причиненным заказчику.
Определенным сходством с договором заказа обладает договор на создание служебного произведения (ст. 14 Закона об авторском праве). Хотя служебные произведения создаются в рамках трудовых отношений, следует согласиться с мнением, что трудовой договор в этом случае является основанием заключения гражданско-правового договора. Это подтверждается также закрепленной в законе возможностью выплаты автору помимо заработной платы авторского вознаграждения*(321).
Служебные произведения делятся на созданные в порядке выполнения служебных обязанностей и в порядке служебного задания работодателя. Этим подчеркивается различная степень свободы автора: при выполнении служебного задания автору дается прямое указание о создании определенного произведения, а при выполнении служебных обязанностей прямого указания нет. Авторское право на служебное произведение принадлежит его автору. Исключительное право на использование служебного произведения принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. В этом случае у автора сохраняются личные неимущественные права, и он обладает правом на вознаграждение, размер которого и порядок выплаты устанавливаются в договоре между автором и работодателем.

Наряду с охраной прав авторов произведений науки, литера­туры и искусства российское авторское право признает и охра­няет смеж­ные права, получившие свое название ввиду их близости и тесной связи с правами авторов.

Смежные права стали охраняться в нашей стране лишь с 4 ав­густа 1992 г., когда на территории РФ были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и респуб­лик 1991 года, общие нормы которого получили развитие в За­коне об авторском праве, посвятившем смежным правам специ­альный раздел, в котором уточнен состав охраняемых смежных прав.

Смежные права - права исполнителя, производи­теля фонограмм, организаций эфирного или кабельного вещания, возникающие в связи с созданием и использованием фонограмм, исполнений, постановок, передач эфирного и кабельного вещания.

Субъекты смежных прав:

a) исполнители (актеры, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие произведения литературы и искусства, а также режиссеры-постановщики спектаклей I и дирижеры);

b) производители фонограмм, т. е. звуковых записей исполнений или иных звуков;

c) организации эфирного или кабельного вещания, сообщающие произведения, исполнения, постановки, программы для всеобщего сведения по радио и телевидению, включая кабельное.

Права исполнителя признаются за ним и охраняются законом в случаях, если:

» исполнитель является гражданином РФ;

» исполнение, постановка впервые имели место на территории РФ;

» исполнение, постановка записаны на фонограмму;

» исполнение, постановка, не записанные на фонограмму, включены в передачу в эфир или по кабелю (п. 1 ст. 35 Закона об авторском праве).

Права организации эфирного или кабельного вещания признаются за ней, если организация имеет официальное местонахождение на территории РФ и осуществляет передачи с помощью передатчиков, расположенных на территории РФ.

Производитель фонограммы, организация эфирного или кабельного вещания осуществляют свои права, в пределах прав, полученных по договору с исполнителем и автором записанного на фонограмме или передаваемого в эфир или по кабелю произведения.

Производитель фонограммы и исполнитель для оповещения о своих правах вправе использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элемен­тов: латинской буквы «Р» в окружности; имени (наи­менования) обладателя исключительных смежных прав; года первого опубликования фонограммы.

Охрана смежных прав действует в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного по­сягательства охраняются бессрочно.

Исключительные права исполнителя в отно­шении его исполнения или постановки: право на имя; право на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству ис­полнителя; право на использование исполнения или постановки в любой форме, включая возможность осуществления передачи в эфир или сообщения для всеобщего сведения по кабелю исполнения или по­становки, запись ранее не записанных исполнения или постановки, воспроизведения записи исполне­ния или постановки, если первоначально эта запись была произведена не для коммерческих целей и др.; право на использование фонограммы в любой фор­ме (включая действия по воспроизведению, пере­делыванию или переработке любым иным способом фонограммы, распространению экземпляров фоно­граммы, вывозу за пределы границы РФ).

Организации эфирного вещания в отношении ее передачи принадлежат права: одновременно пере­давать в эфир ее передачу другой организации эфирного вещания; сообщать передачу для всеоб­щего сведения по кабели; записывать передачу; воспроизводить запись передачи; сообщать пере­дачу для всеобщего сведения в местах с платным входом.

81. Патентные права: понятие, виды, субъекты.

Патентное право в объективном смысле есть совокупность норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения, возникающие в связи с признанием авторства и охраной изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, установлением режима их использования, материальным и моральным стимулированием и защитой права их авторов и патентообладателей.

В субъективном смысле патентное право представляет собой имущественное или личное неимущественное право конкретного субъекта, связанное с определенным изобретением, полезной моделью или промышленным образцом1.

Потребность в патентном праве обусловлена невозможностью прямой охраны результатов технического или художественно-конструкторского творчества средствами авторского права. В отличие от объектов авторского права изобретения, полезные модели и промышленные образцы как решения определенных практических задач в принципе повторимы. Они могут быть созданы независимо друг от друга разными лицами. Поэтому их охрана предполагает формализацию в законе их признаков, соблюдение специального порядка определения приоритета, проверку новизны и установление особого режима их использования. Такую охрану обеспечивает только патентное право.

Субъектами патентного права являются авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, патентообладатели, а также другие лица (не авторы), приобретающие по закону или договору некоторые патентные права.
Согласно ст. 7 Патентного закона автором изобретения, полезной модели, промышленного образца признается физическое лицо, творческим трудом которого они созданы.
Если в создании изобретения, полезной модели или промышленного образца участвовало несколько лиц, все они считаются его авторами. Порядок пользования правами, принадлежащими авторам, определяется соглашением между ними.
Не признаются авторами физические лица, не внесшие личного творческого вклада в создание объекта патентного права, оказавшие автору (авторам) только техническую, организационную или материальную помощь либо только способствовавшие оформлению прав на него и его использованию.
Право авторства является неотчуждаемым личным правом и охраняется бессрочно.
Авторами изобретений и других объектов патентного права признаются граждане РФ и иностранцы. Возможность граждан России иметь права автора объекта патентного права является элементом содержания их правоспособности. Закон не ограничивает возникновение субъективного права авторства и других патентных прав достижением определенного возраста. От возраста зависит лишь возможность самостоятельного осуществления патентных прав. Так, несовершеннолетние вправе самостоятельно, т.е. без согласия своих законных представителей, осуществлять свои патентные права лишь по достижении 14 лет (п. 2 ст. 26 ГК). Иностранные физические и юридические лица пользуются правами, предусмотренными Патентным законом, наравне с физическими и юридическими лицами РФ в силу международных договоров России или на основе принципа взаимности.
Согласно п. 1 ст. 8 Патентного закона патентообладателями могут стать авторы изобретений, полезных моделей и промышленных образцов, их работодатели, а также правопреемники указанных лиц.
К числу субъектов патентного права, не являющихся авторами его объектов, относятся физические и юридические лица, приобретающие патентные права на основе закона или договора. Это прежде всего правопреемники авторов изобретений, полезных моделей и промышленных образцов и их работодатели. К данной группе принадлежит и государство.
В качестве правопреемников отечественных авторов внутри страны могут выступать, в частности, граждане, наследующие право на подачу заявки, получение патента, а также основанное на патенте исключительное право. Эти граждане являются субъектами наследственного права. В качестве субъектов патентного права они выступают лишь при наследовании исключительного права, основанного на действующем патенте.
В отношениях правопреемства могут участвовать и отечественные юридические лица, приобретающие и отчуждающие право на использование объектов патентного права. В этом качестве они являются субъектами патентного права.
В роли правопреемников иностранных авторов могут выступать и физические, и юридические лица. В круг оснований правопреемства входят как наследование, так и уступка прав на подачу заявки, либо на получение патента, либо на использование объекта, охраняемого патентом.

Патентное право является частью гражданского права, регулирую­щей отношения, возникающие в процессе использования объекта ин­теллектуальной собственности в народном хозяйстве, культуре, здра­воохранении, обороне. Этими объектами, согласно Патентному зако­ну РФ от 12 сентября 1992 г., являются изобретения, полезные модели или «малые изобретения», промышленные образцы. Речь идет, таким образом, о результатах творческой деятельности в области науки и тех­ники. К этим результатам относятся и научные открытия, которые ра­нее охранялись правом на открытие. Это был редкий случай в мировой практике охраны авторских прав, потому что, во-первых, автор откры­тия закрепляет свое авторство в публикациях, где он описывает откры­тие, во-вторых, использование открытия не может быть ограничено, запрещено или разрешено.

Открытия - это обнаруженные не извест­ные ранее явления или закономерности природы, а действие законов природы не зависит от воли человека, автора открытия. Поэтому зако­нодатель отказался от охраны права на открытие как особый объект интеллектуальной собственности.

Наиболее важным объектом патентного права является изобрете­ние.

Отечественная наука, равно как и действовавшее ранее за­конодательство, традиционно рассматривала изобретение в качестве технического решения задачи, решенной новым способом.

Патентный закон РФ не содержит определения поня­тия «изобретение», а лишь указывает на условия его патен­тоспособности: изобретению предоставляется правовая охра­на, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо.

Изобретения — устройства, способы, вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений или животных, а так­же предложения по применению уже известных устройств, спо­собов и веществ по новому назначению.

Изобретение — считается всякий достигнутый человеком творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных технических средств решения задачи, возникшей в сфере практической деятельности.

Изобретением называется техническое решение задачи, обладаю­щее новизной, изобретательским уровнем и возможностью промыш­ленного применения. Изобретение- творческий результат, сущность которого состоит в нахождении конкретных техни­ческих средств решения задачи, возникшей в сфе­ре практической деятельности. Решение задачи должно подпадать под один из названных в законе объектов, т. е. быть устройством, способом, веще­ством, штаммом либо предложением по использо­ванию указанных объектов по новому назначению.

Итак, как техническое решение изобретение должно иметь не тео­ретический, а прикладной характер, который наиболее полно раскры­вается в его признаках; перечисленных в определении изобретения:

= изобретение является новым, если оно не известно на современ­ном уровне развития техники. Реактивный двигатель на самолете или подводные крылья на корабле не были известны мировой техничес­кой мысли в момент их конструирования, это был новый шаг в разви­тии техники;

= изобретение имеет изобретательский уровень, если до даты уста­новления приоритета на это изобретение (то есть до даты поступления заявки на это изобретение в компетентный орган) о нем невозможно было почерпнуть общедоступных сведений ни в России, ни в других странах. В 50-х годах прошлого века произошел поучительный инци­дент с одним нашим изобретением - форкамерным зажиганием авто­мобильного двигателя. Изобретатель был приглашен в ФРГ, страну, выпускавшую тогда самое большое число легковых автомобилей, и там прочитал несколько публичных лекций и опубликовал ряд статей в специальных журналах об изобретенном им устройстве. Очевидно, он полагал, что это послужит хорошей рекламой для патентования. Одна­ко патентные органы ФРГ отказали изобретателю в признании его изобретения, потому что о нем еще до заявки на патент можно было узнать все необходимое из общедоступных журналов;

= изобретение считается промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоох­ранении, других отраслях народного хозяйства, и использовано имен­но сейчас, а не в будущем. Так, в свое время была отклонена заявка на изобретение моста через Берингов пролив, хотя она содержала остро­умные технические решения. Но кто и когда сможет построить этот мост? Объектами изобретений могут быть: устройства (например, реактивный двигатель); способы (например, технология изготовления пластмасс); штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных; применение известных ранее изобретений по новому назначению (например, конструирование аэросаней для передвижения по Аркти­ке - установка на них авиационного двигателя).

В качестве отдельного вида объектов изобретательского права Па­тентный закон называет полезные модели, или «малые изобрете­ния». Полезными моделями являются конструкции средств производ­ства и предметов потребления, обладающие теми же качествами, что и изобретения.

Полезная модель - новое техническое устрой­ство, произведенное в результате творческой дея­тельности, относящееся к конструктивному вы­полнению средств производства и предметов потребления, а также их составных частей. Полез­ная модель должна быть новой и промышленно применимой.

Не признается полезной моделью: 1) решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направ­ленные на удовлетворение эстетических потребностей; 2) топологии интегральных микросхем; 3) решения, противоречащие общественным интересам, принци­пам гуманности, морали.

Изобретение не следует смешивать с открытием. В открытии не создается ничего нового, а лишь описывается ранее не известное явле­ние или свойство объективного мира, например всемирное тяготение или радиационные пояса вокруг Земли. Они существовали всегда, но не были известны. Открытие делает их известными человечеству.

Изобретение отличается также от рационализаторского предложе­ния, которое не обладает признаками новизны и изобретательского уровня. Рационализаторское предложение является новым лишь в рам­ках того предприятия, где оно внедряется, и только на этом предприя­тии рационализатор получает вознаграждение.

Рационализаторское предложение является объектом правовой за­щиты и правового признания, но не в рамках Патентного закона, а в соответствии с другими законами.

К устройствам относятся конструкции и изделия. Под уст­ройством понимается система расположенных в пространстве элементов, определенным образом взаимодействующих друг с другом. Устройство - совокупность элементов, которые каким-либо образом взаимодействуют между собой и в совокупности выполняют определенную функ­цию.

Способ — это совокупность приемов и методов, выполнение которых в оп­ределенной последовательности и с соблюдением определен­ных правил влечет достижение определенного ре­зультата. К способам относятся процессы выполнения действий над материальными объектами с помощью материальных же объек­тов.

Вещество как самостоятельный вид изобретения представ­ляет собой искусственно созданное материальное образование, являющееся совокупностью взаимосвязанных элементов.

Штамм микроорганизма, культуры клеток растений или жи­вотных, означает совокупность клеток, имеющих общее проис­хождение, характеризующихся одинаковыми устойчивыми при­знаками.

Наконец, применение ранее известных устройств, спосо­бов, веществ, штаммов по новому назначению состоит в том, что известное техническое средство предлагается использовать с иной целью для решения задачи, которая не имелась в виду ни автором, ни другими специалистами, когда впервые стали применять данные устройства, способ, вещество или штамм.

Признаки изобретения: 1) оно должно быть новым, т. е. неизвестным из уровня техники; 2) долж­но иметь изобретательский уровень (для специали­ста явным образом не следовать из уровня техни­ки). Уровень техники включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения; 3) должно быть промышленно применимым (оно может быть использовано в про­мышленности, сельском хозяйстве, здравоохране­нии и других отраслях деятельности).

Выделяют изобретения: 1) основные; 2) допол­нительные - усовершенствующие какое-либо основ­ное изобретение; 3) пионерские - изобретения, которые в корне отличаются от всех известных; 4) перспективные - изобретения, которые могут быть применимы только в будущем; 5) комбинаци­онные (созданы путем соединения известных ком­понентов в ранее не известном сочетании).

К объектам изобретательского права относится также промышлен­ный образец. Промышленный образец - художественно-кон­структорское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяю­щее его внешний вид.. Промышленный образец - это модель внешнего вида, дизайна изделия. Он тоже должен обладать качествами новизны, оригинальности и промышленной при­менимости, сочетать технические, конструктивные и эстетические элементы. Его новизна, так же как новизна изобретения, выражается в том, что особенности дизайна изделия не стали известны из общедос­тупных источников до даты приоритета (или раньше, чем за шесть ме­сяцев до этой даты).

Существенные признаки промышленного образца - признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орна­мент и сочетание цветов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.